Восточная Монголия. Ч — 4. Монастырь Балдан Бэрээвэн

28

Хэнтэйский аймак, Улан-Батор — Монголия Июнь 2019

На восьмой день путешествия, после ночёвки на озере Хангал в первой половине дня нам предстояло отправиться на осмотр монастыря Балдан Бэрээвен. Во второй предполагалось знакомство с загадочной стеной, которую называют Замком Чингисхана (об этом в следующей части).

После завтрака сворачиваем лагерь, кидаем прощальный взгляд на озеро и далее вновь трясёмся в машинах, в предвкушении встречи с чем-то необычным.

Пересекаем вброд уснувшую речушку.

Через некоторое время на пути возникает деревянная арка.

Проходя или проезжая под оной путник оказывается на территории владений монастыря,

где в самых неожиданных местах можно видеть памятные стеллы, выбитые на скалах тексты, каменные скульптуры и просто ступы.

Останавливаемся на оборудованной стоянке, заходим теперь уже в сам монастырь. Тут появляется местная девушка и берёт с каждого за билеты. Надо сказать, сиё место у монголов считается священным. Вместе с нами на экскурсию отправились повара и водители.

Первым делом заходим в маленький домик,

где осматриваем выбитый на камне рисунок. Артефакт датируется XIV веком. В те годы Монголия официально ещё не приняла буддизма, однако подвижники веры тропинку сюда уже протоптали.

Буддисты любят устанавливать всевозможные ворота и монастырь Балдан Бэрээвэн в этом плане не исключение.

Туртувшин предлагает сесть на скамейку и подождать местного экскурсовода.

Наконец, появляется обилетившая нас девушка и начинает рассказывать.

Период становления Великой Монгольской империи принято отсчитывать от 1203 — 1204 года, распад 1260 — 1269 год. В результате распада образовалось несколько государств, включая знакомую нам Золотую орду. Последняя при хане Узбеке в 1320-х годах приняла ислам.

Что касается территорий нынешней Монголии, тут всё было куда сложней.

Изначально религией монголов являлся шаманизм, согласно которому на вершине пантеона стоял дух великих предков. При этом не существовало понятия единобожия — каждый человек имел своего Бога. Согласно шаманизму, после смерти душа каждого человека переходит на небеса и люди должны поклоняться небу.

Однако кочевники уважали другие религии, отчего случалось, что они исповедовали сразу несколько религий. В III веке в Персии возникло манихейство. В VII — IX веках эта религия оказала большое влияние на Центральную Азию.

В X веке на территорию нынешней Монголии стало проникать христианство несторианского толка. Во времена становления империи Чингисхана в её состав входили найманы и кереиты самого разного вероисповедания, но христианство из всех других являлось наиболее влиятельным.

Европу и Ближний Восток сотни лет сотрясали религиозные войны. Между тем в Каракоруме мирно сосуществовали различные религии.

Сын Чингисхана Угэдей был христианином, как и его собственный сын Гуюк. Хулагу исповедовал ислам. Годан интересовался тибетской религией.

Хубилай, благодаря влиянию китайцев, с раннего детства исповедовал дзен-буддизм, однако, создавая династию Юань, основной религией империи объявил школу тибетского буддизма сакьяпа, а не три основных китайских религии (даосизм, конфуцианство и дзен-буддизм).

К XIV веку христианские миссионеры перестали путешествовать по Центральной Азии из-за снижения значимости их религии.

Именно в этот период в Тибете разразился конфликт между различными сектами. Тантрический буддизм смешался с древним шаманизмом «бон». Эту новую религию назвали тибетской религией, но она была разделена на множество ветвей и сект, боровшихся друг с другом.

Так называемые «желтошапочники» смогли распространить свою религию в Монголии. Абатай хан в 1577 г. построил монастырь Эрнэди-Дэу на территории разрушенного Каракорума. Позже «желтошапочники» возвели неподалёку монастырь Шанх, который далее перенесли на место современного Улан-Батора.

Обретение Монголии помогло «желтошапочникам» обескровить «красношапочников», получить в управление Тибет, который для монголов стал духовным центром. Тибетское толкование буддизма получило название — ламаизм.

Другие религии со временем оказались здесь вне закона.

Буддизм кочевников «успокоил». Это дало возможность маньчжурцам установить над монголами свою власть.

С другой стороны, буддизм уничтожил множество диких традиций и обычаев. Например, согласно канонам шаманизма при различных жертвоприношениях кочевники топили молодых девушек в воде. Когда умирал знатный вельможа, вместе с ним хоронили всех его слуг и рабов. Повсеместно была распространена полигамия.

Письменность у кочевников существовала, как и грамотные люди. Увы, полученных знаний в жизнь они не внедряли. Оседлая культура развивалась во времена Великой Империи — после её распада о ней забыли.

Благодаря буддизму были переведены многие книги. Начали строиться монастыри, что привело к реформе в архитектуре. С начала XVI в. вплоть до 1938 г. в Монголии появилось более 800 монастырей, включавших около 6 тыс. строений. Для полумиллиона кочевников цифра очень даже значительная.

Вслед за монастырями стали появляться примеры оседлой жизни. Постепенно увеличивалось население, живущее оседло и не за счёт скота.

Аймак Хэнтей край суровый и вместе с тем живописный. То место, где расположился монастырь, с четырёх сторон защищено горными склонами.

Ради справедливости отметим, своим фасадом монастырь упирается в поле, за ним гора тоже присутствует, но находится дальше остальных.

На открытом пространстве журчит родник, дающий жизнь небольшому ручью, пополняющему озеро.

Окружающие горы напоминают животных — Льва на востоке, дракона на юге, тигра на западе, на севере — гаруду (царь-птицу, на которой летал Бог-Вишну). Все четверо божественные хранители святынь.

Первые монахи появились задолго до образования самого монастыря. Они жили в пещерах и землянках. Благодаря их подвижничеству, окрестные горы наполнены барельефами

и всевозможными скульптурами.

Балдан Бэрээвэн отсчитывает рождение от 1654 года. В переводе с тибетского столь сложное название обозначает — зерно пшеницы.

Подобного монастырю в Лумбини, где про преданию родился Будда, основатель лама Цэрэндорж выбрал похожее место — долину реки Баруун Жаргалант.

В 1784 г. начались строительные работы. Первым был построен небольшой храм жёлтого цвета,

внутри которого появилась каменная статуя бога Маньчжурши.

В 1770–1776 годах открыл двери главный храм Даш Цепел Линг, в 1813 году — Соборный храм (Цогчен Дуган). Его здание на тот момент являлось одним из самых больших во всей Монголии, ширина и длина равнялись 30 метрам, высота — 12 метрам.

Позже образовалась богословская школа, в которой изучали астрологию, философию и медицину. К середине XIX века Балдан Бэрээвэн сделался вторым монастырём Монголии. Здесь проживало 6–7 тыс. монахов, имелось 4 школы и действовало 50 храмов. Паломники шли в Балдан Бэрээвэн преодолевая сотни километров.

Основатель обители лама Цэрэндорж проходил обучение в Тибете вместе с первым монгольским Богдо-гэгэном Занабазаром. Если на Руси Андрей Рублёв создал русскую школу живописи, то в Монголии его перевоплощением стал выдающийся мастер живописи Занабазар (1635—1723 гг.). Он оказал огромное влияние на развитие национального искусства.

В сентябре 1937 г. Советский Союз ввёл в Монголию войска. Части обустраивались в голом поле. В настоящем об этом не любят писать, и тем не менее отметим, с водой в Монголии ситуация сложная. Части расквартировывались в тех местах, где была вода, где до этого уже находились монастыри. Между монахами и солдатами стали происходить стычки за воду.

Младшая сестрёнка Монголия повторяла в те годы всё то, что делал северный сосед. После ввода советских войск начались религиозные гонения. Почти все монастыри оказались закрыты. Балдан Бэрээвэн подобной участи не избежал.

Долина реки Барун Жаргалант резко опустела. Часть монахов была репрессирована, других трудоустроили. В 1970 г. случился страшный пожар, который дополнил разгром. В наше время началось возрождение.

Мы много знаем об искусстве буддизма, но как жили в монастырях простые монахи, нам неведомо. На территории обители то тут, то там можно видеть фундамент строений. Каким-то чудом сохранился погреб, где последователи Будды хронили продукты.

За ним частично восстановленное круглое здание по типу юрты, где проживали монахи.

У каждой кельи имелся свой вход. Сама келья представляла собой крохотную комнатку.

Каждая из таковых второй дверью имела доступ к печке. Дабы обогревать сразу все кельи, очаг располагалась по центру круглого здания. Очень правильное решение!

В настоящем паломников приезжает сюда не много, но они есть. Возле самого старого чудом уцелевшего храма

тянутся ввысь две древние лиственницы. Они называются деревьями желаний. Мужчины, дабы что-то попросить у Всевышнего, прикасаются к левому стволу, женщины к правому.

Направляемся далее к Соборному храму. Глядя на окружающие его склоны, я каких-либо животных в их облике не заметил. Мне почему-то представились большие ладони, которыми горы с трёх сторон закрыли храм, тогда как за ним гора напомнила мне корону.

По словам местного экскурсовода, в настоящем монахи в монастыре не живут. Они сюда приезжают по праздникам, дабы провести службу.

Возрождением обители занимается государство.

В настоящем в Соборном храме полным ходом идут реставрационные работы.

Снаружи здание уже доведено до ума,

но внутрь не пускают.

Рабочие разрешили нам сделать с порога пару-тройку снимков.

Продолжая знакомство с монастырём, от Соборного храма направляемся влево, дабы по тропинке обойти весь комплекс по часовой стрелке.

Настраиваюсь на духовное, вхожу в нирвану — оводы и слепни от меня отстают. Идём, изучаем надписи и узоры на камнях, выбитые первыми монахами, заходим в молитвенные домики.

Компанию нам составили монголы.

Наблюдая за пришедшими в монастырь, не могу не отметить их религиозного порыва.

Повара и водители с горящими глазами обошли монастырь по большому кругу, как и предписывается. Монголы богомольцы в святых местах складывали руки в ладошки и о чём-то просили Бога. Позже кланялись, либо прикасались головой к ступам.

Тибетское зерно пшеницы на монгольской земле проросло.

Ламаизм в Монголии пустил крепкие корни.

При этом стоит отметить, ещё более древний шаманизм в бытие народа тоже присутствует.

Восточная Монголия. Ч — 5. Стена Углугчийн Хэрэм — Замок Чингисхана

Ссылка на источник

Читайте также

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here
Перетащите ползунок, чтобы вставить комментарий