Период Эдо в Японии (1603-1868 года) — это безоговорочная диктатура Токугава, полностью контролируемая страна. Характеризуется как завершение эпохи средневековых междоусобиц. В этот период происходит становление японского духа, зарождение национальной японской идеи, рост экономики и государственного аппарата. Период Эдо ознаменовался также расцветом литературы и поэзии.
Основу армии Токугава составляла Великая Гвардия (О-бан), которая в 1623 году состояла из 12 отрядов. Командный состав отряда состоял из капитана (о-бан касира), пяти лейтенантов (о-бан кумигасира) и пятнадцати гвардейцев (о-бан), каждый из этих командиров выставлял людей согласно разнарядке (т. е. должен содержать определённое количество самураев).
Увлекаетесь историей и культурой Японии? Сделайте себе подарок, футболка самурай не оставит равнодушным подлинного ценителя японской культуры и воинских искусств.
Личную охрану сёгуна осуществляла соин-бан (по европейски – лейб-гвардия), а охрана замка Эдо лежала на Внутренней Страже (косо-бан).
Кроме того Иэмицу, третий сёгун Токугава, в 1643 году сформировал Новую Гвардию (син-бан), чтобы обеспечить должностями родственников своих многочисленных любовниц.
С появлением огнестрельного оружия было сформировано ещё 25 отрядов (тэппо хякунин-гуми) по сотне всадников, вооружённых ружьями.
Служить в гвардии было престижно. Каких-либо умений для этого не требовалось. Как уже было сказано выше период Эдо характеризуется отсутствием междоусобных войн, а в 1650 г. вышел закон, запрещавший праздным гвардейцам устраивать поединки и осуществлять кровную месть. Всё это привело к тому, что военные качества самураев сошли на нет.
Поправить дело решили законопроектом 1694 года, предписывающего самураям совершенствовать своё боевое искусство. Именно к этому времени относятся письменные изложения кодекса бусидо или кодекса воина. Но как заметил Цукухара Бокудэн, великий мастер и преподаватель искусства меча: «чтобы следовать путем воина, надо быть воином, вот и все».
Самураев в период Токугава занимало не совершенствование боевых искусств, а более прагматические проблемы. Качество жизни росло, а соответственно и счета, которые было необходимо оплачивать для соответствия этому качеству. Зарплата же была фиксированной, выраженной в коку (мере риса, необходимого для проживания человека в течении года – 150 кг). Самурай низшего ранга (домашний) получал 100 коку жалованья. На это жалованье он должен содержать прислугу, покупать коня и фураж, масло, овощи и прочие предметы первой необходимости, а также одежду, бумагу и всякую всячину, чтобы соответствовать статусу самурая. И хотя он имел право носить два меча, денег у него всё же не было.
Доходило до того, что обнищавшие самураи закладывали или продавали клинки своих мечей, заменяя их бамбуковыми палками. А то и полностью продавали комплект мечей, одалживая их потом на время несения службы у товарищей.
Самураям низшего ранга не запрещалось подрабатывать изготовлением каких-либо предметов или продавать что-либо. Запрещено лишь было торговать своим самурайским рангом. Но многие рисковали, доведённые нуждой. Т. е. усыновляли отпрыска какого-нибудь богатенького «буратино», за вознаграждение. Сынок купца получал таким образом ранг самурая.
Самурай к концу эпохи Токугава, серьёзно относившийся к своей профессии, усердно упражняющийся в военном искусстве – это скорее исключение чем правило.
Кумадзава Бандзан (1619–1691): «С тех пор, как самураи и крестьяне превратились в отдельные сословия, самураи стали болезненными, а их руки и ноги ослабели».
В июле 1863 года Томинага Сэй получила новую форму, но что-то в ней не нравится, к тому же члены отряда Синсэнгуми вынуждены будут перейти на голодный паёк.
Самурай должен в первую очередь заботиться о внешнем соответствии своему рангу, а уж затем о желудке и прочих радостях жизни.
Камия Сейзабуро получил новую форму (хаори – мужскую куртку, надеваемую поверх всего комплекта кимоно). Чтобы оплатить пошив, членам отряда Синсэнгуми придётся ограничить себя в еде. Мало того, что Сейзабуро чувствует себя некомфортно из-за того, что 30 членов отряды вынуждены работать с пустыми желудками, так ещё и цвет ему не понравился.
Сэй была родом из Эдо, а там голубой цвет считался клоунским. Цвет Асаги (голубой хлопок) в Эдо использовался «клоунами самураями». Но здесь не Эдо, здесь Киото, и так получилось, что именно этот цвет выбрали для отряда Синсэнгуми. Во первых он получался распространённым красителем индиго и был дешёв, во вторых белый и небесно-голубые цвета выбирались самураями готовящимися совершить сэппуку, таким образом отряд Синсэнгуми был одет в цвета «сэппуку камисимо« (камисимо – церимониальная одежда для сэппуку).
Хидзиката объяснил Сэй, что нежно-голубой цвет членов отряда Синсэнгуми, это цвет»сэппуку камисимо», т. е. цвет ритуальной одежды для сэппуку.
Камия Сейзабуро из семьи доктора и хорошо разбирается в счетах, поэтому к нему часто обращается вице-капитан Яманами (заместитель командира по хозяйственной части) за помощью. Хотя члены отряда и соблюдают строжайшую экономию, баланс всё равно получается отрицательный. Катаны ломаются, форму шить нужно, да и Сэридзава-сан не склонен ограничивать себя в сакэ. Запуганные торговцы всегда дают ему в долг, но счета рано или поздно всегда приходится оплачивать, чтобы навеки не прилепилась название «Волки Мибу«.
Положение спасло поступившее жалование от Мацудайры Катамори, а также форма, конечно же из голубого хлопка. Жалованье всего лишь за один месяц, 3 рё на человека, но жить на него можно гораздо дольше, до следующего жалованья, которое поступает не каждый месяц.