F-35: очередной скандальчик по поводу возможностей

3

F-35: очередной скандальчик по поводу возможностей

Ну вот опять, да? Опять «тридцать пять» и опять скандал. Ну вообще не скандал, а так, скандальчик, но общественность возмущена и требует. Чего требует общественность, не совсем понятно, но вокруг чего крик стоит – вокруг некоего секретного доклада по итогам сравнительных миссий F-35 и А-10, которые американские военные, хоть что с ними делай, не хотят публиковать.

Но вообще в этом есть определенная логика: секретно – значит, как бы не для всех.

Но и обратно, тут кроется другой вопрос: а почему все так секретно? Не потому ли, что внезапно F-35 внезапно оказался никуда не годным самолетом?

В общем, у американцев страсти бурлят. Особенно на специально отведенных для этого информплощадках. Вообще у них есть такой пунктик, еще со времен «Розуэлльского НЛО», что «государство от нас что-то скрывает». Ну а раз есть такая уверенность, то те, кто платит в США налоги имеют право…

Секретный доклад с подробным описанием официального состязания F-35 «Lightning II» и A-10 «Warthog» был опубликован через пять лет после проведения конкурса. Вынудив Пентагон к публикации по запросу в соответствии с Законом о свободе информации, опубликованную часть доклада подвергли жесткой цензуре. Однако даже в отформатированном виде доклад не изображает F-35, который долгое время рекламировался как замена A-10, как явного победителя.

В эксклюзивном интервью Проект по государственному надзору (POGO) опубликовал отредактированную копию отчета, полученного от ВВС. В докладе подробно описывается «взлет», в ходе которого F-35 и A-10 сражались друг с другом в идентичных миссиях, чтобы определить, какой самолет лучше справляется с традиционными ролями A-10.

По данным POGO, в апреле 2022 года она запросила копию отчета, но эта просьба была проигнорирована. Последовавшие за этим судебные иски вынудили ВВС опубликовать копию секретного доклада.

Доклад был подготовлен директором Пентагона по оперативным испытаниям и оценке (DOT&E), внутренним наблюдательным органом, который следит за разработкой нового оборудования в интересах Министерства обороны. По данным POGO, хотя тесты были проведены в 2018 году, сам отчет был написан только в 2022 году — это очень долгий срок для подготовки 48-страничного отчета.

Учитывая, с какими сложностями пришлось столкнуться POGO при реализации попыток получить информацию, что пришлось даже идти в суд, как утверждает POGO, что «результаты, по-видимому, были не такими, как ожидало руководство ВВС, потому что они боролись за то, чтобы полностью скрыть их в течение многих лет».

Ну в целом – ничего такого, не так ли? Вполне все разумно и логично. Зачем вытаскивать на свет божий и всеобщее обсуждение то, что может спокойно полежать в темном ящике несколько лет, пока все не утихнет?

Замена шила на мыло

1
Когда F-35 был задуман и реализован в металле в конце 1990-х годов, американским ВВС продали его версию, F-35A, как самолет, который мог бы одновременно заменить многоцелевой истребитель F-16 «Fighting Falcon» и штурмовик A-10 «Warthog» Thunderbolt. Замена двух самолетов на один, как утверждали в службе, упростит техническое обслуживание, снизит затраты и в целом заменит устаревающий A-10 новым самолетом.

1
Логично, законно, нормальный такой подход. Упрощение обслуживания, снижение затрат – все здорово, если бы не одно НО.

Было бы понятно, если F-35, как истребитель-бомбардировщик, менял практически чистый истребитель F-16 и, скажем, чистый бомбардировщик А-10. На выходе стандартный универсальный самолет, истребитель-бомбардировщик, которых в мире полно.

Но вся закавыка в том, что А-10 – это не бомбардировщик.

1
Это чистой воды штурмовик, демон переднего края, у которого в мире есть один аналог – наш Су-25. Остальное, как говорится, от беса, все эти кустарные переделки устаревших самолетов, их можно не считать. И мы уже не раз в своих материалах говорили о том, что рано приговаривать «старичков» А-10 и Су-25. Да, у нас есть Су-34. Просто шикарный самолет, забронированный даже круче, чем Су-25, несущий вооружения в 2-4 раза больше, и обладающий большими возможностями в плане эффективности применения этого вооружения. Как говорится, выше, дальше, больше и точнее.

И что? И Су-25 ушел в тень? Пошел на пенсию? Продается африканским странам? Ну да, конечно. Как летал, так и летает. Очередной раз омолаживается до версии СМ3, и как утюжил передний край, так и продолжает это делать.

1
Причины? Не станем разбирать, они на поверхности, и в случае F-35 и А-10 все абсолютно точно так же обстоит, как и у пары Су-34/Су-25. Бомбардировщик не замена штурмовику. И ничего тут не поделать, слишком принципиально большая разница в применении.

Военно-воздушные силы США пытались избавиться от A-10 «Warthog» давно, еще с конца войны в Персидском заливе 1991 года, утверждая, что он больше не способен выживать в условиях противодействия приличной системы ПВО. Мощное лобби А-10 в Конгрессе, а также поддержка армии, ветеранов и общественности позволили самолету эксплуатироваться гораздо дольше, чем предполагалось изначально.

На сегодняшний день 281 экземпляр А-10 все еще находится на вооружении ВВС, резерва ВВС и ВВС Национальной гвардии. Средний (!!!) возраст самолетов составляет 41 год. На данный момент ВВС планируют полностью вывести самолет из эксплуатации к 2028 году, если все пойдет в соответствии с намеченными планами.

1
А что такое «намеченные планы»? А это замена А-10 при работе на переднем крае. Причем, замена адекватная, способная не просто перемешать землю с бетоном, а сделать это качественно, чтобы прибить всех чужих и оставить в неприкосновенности своих. И вот тут у А-10 конкурентов-то практически нет! Вертолеты, но у них есть свои слабые стороны. Одна надежда и была на F-35…

Но американские (и не только) критики неоднократно заявляли, что F-35 является плохой заменой A-10. F-35 быстрее, что затрудняет пилоту наблюдение за полем боя внизу, несет меньше боеприпасов, не бронирован, чтобы уклоняться от зенитного огня, и не имеет такой зверской пушки, такой как 30-мм пушка Гатлинга GAU-8/A у A-10.

1
То есть, вот так ворваться в бой, разнести в клочья плохих парней, которые одолевают хороших, да еще и не бояться того, что есть у этих плохих парней – это не очень простая задача для F-35. Он хорош, он не боится многих вещей, способен отмахаться от ракет, но вот элементарная ЗСУ-23-2 для F-35 – это будет больно. Очень больно. Про такое, как «Шилка», просто молчим. Это смерть. А с высоты 8 000 метров, боюсь, пилот не отличит, где там кто внизу.

В середине 2010-х годов Пентагон санкционировал конкурс между двумя самолетами, чтобы определить пригодность F-35 для роли A-10, и испытания были проведены в 2018 году.

В ходе испытаний два типа самолетов столкнулись друг с другом в трех областях:
— непосредственная поддержка с воздуха (CAS) — атака наземных сил противника для поддержки дружественных наземных сил;
— воздушный авиадиспетчер переднего края — выполнение функции координатора полетов других самолетов непосредственной авиационной поддержки;
— боевой поиск и спасение (CSAR) — сопровождение других средств ВВС, таких как вертолеты и CV-22 Osprey, для спасения пилотов в тылу врага.

Испытания проводились в условиях ПВО с низкой и средней угрозой, где самолеты сталкивались с легкими зенитными орудиями и, в худшем случае, с ракетами ПЗРК. Испытания не включали в себя миссии «высокой угрозы», которые включали бы истребители противника и современную противовоздушную оборону, потому что служба заявила, что А-10 «не предназначен» для работы в таких условиях. В таких условиях, как следует из доклада, F-35 является единственным самолетом, который вообще способен воевать в таких условиях.

1
В общем, испытания получились так себе и не могли отражать истинное положение вещей, поскольку условия были явно сделаны под А-10. А F-35 играли явно не на «своем поле», плюс не могли продемонстрировать свои сильные стороны. Либо (такое тоже не стоит сбрасывать со счетов) такой расклад был сделан преднамеренно, но что это давало в плюс F-35, сказать сложно.

В итоге результаты тестов в основном засекречены, а которые были опубликованы, подверглись редакции. Целые страницы были вымараны из отчета, в котором их и так, признаем, было не так много. Кроме того, рекомендации DOT&E полностью исключены. Практически невозможно получить представление о выводах доклада из опубликованной несекретной версии.

Самая полезная информация в фактическом «мясе» доклада заключается в том, что пилоты A-10 и F-35 могут работать вместе.

«Пилоты F-35A и A-10C часто комментировали во время разбора полетов синергию, которая могла бы возникнуть, если бы соединения A-10C действовали с сопровождением F-35A во время оспариваемых миссий CSAR. Это объединит сильные стороны обеих платформ, смягчив их ограничения, чтобы повысить вероятность успеха миссии», — говорится в отчете.

Почему им нравится работать вместе? Это тоже убрано. Трудно судить о самом отчете, так как в нем практически нет ничего полезного и нет никакой информации о том, какие самолеты справились лучше с поставленными задачами. Но доклад создает впечатление, что F-35 показал себя хуже, чем ожидалось, из-за явного нежелания ВВС рассекречивать его.

Один вопрос, который приходит на ум: а что, если бы А-10 справился лучше?

1
Испытания были ограничены средами с низкой и средней угрозой, такими как Ирак и Афганистан — конфликты, из которых США вышли некоторое время назад. США также стараются держаться подальше от подобных конфликтов в обозримом будущем, готовясь к масштабной войне. Вроде бы теперь не с мировым терроризмом, а с Китаем и Россией.

Но это уже никак не среда с низкой угрозой, не так ли? Это минимум средняя, если на море и высокая, если на суше. И прогулки по типу Ирака ну никак не получится. Насколько в таких конфликтах вообще нужны А-10 – это тот еще вопрос. НО вообще в США могут сохранить некоторое количество «Бородавочников» именно для ситуации «На всякий случай», и использовать их по мере необходимости, на второстепенных театрах, высвобождая современные самолеты при необходимости.

Концепция «Запас карман не тянет».

1
Тем не менее, США не могут выбирать свои войны и врагов хотя бы на временном отрезке. Вашингтон закончил войну в Ираке, но был вынужден вернуться, когда «Исламское государство» захватило большую часть страны. Война против «Исламского государства», требующая низких скоростей барражирования, высокоточных боеприпасов и способности обстреливать цели из крупнокалиберного орудия в условиях минимального противодействия — это именно та воздушная среда, в которой A-10 преуспевает.

Могут возникнуть и другие конфликты, которые полностью подходят для А-10. Было бы разумно сохранить существующий запас из 281 самолета A-10 в качестве неприкосновенного запаса, особенно в связи с тем, что ситуация на Ближнем Востоке снова накаляется.

А что F-35?

1
А ничего. Будет выпускаться теми же темпами, потому что, если посмотреть на линию времени, то за 20 лет, которые прошли с момента начала работ по F-35, ситуация в мире военной авиации как-то очень сильно изменилась. И, с одной стороны, суперсовременные истребители-невидимки и такие же бомбардировщики – это одно, а древние штурмовики – это другое, но вот в чем тактический смысл, так он в том, что и первые, и вторые, и третьи имеют свои ниши, в которых каждый отдельно взятый вид самолетов будет иметь явные преимущества над другими.

Потому очень сложно, особенно в условиях секретности, что-то сказать на тему того, насколько F-35 готов заменить А-10 и стоит ли ВВС приступить к снятию с вооружения А-10 и замене его на F-35? Все, что говорится в докладе, это то, что пилоты обоих самолетов предпочли бы работать вместе, а не в одиночку. Возможно, это и есть тот ответ, который устроил бы обе стороны, имея в виду летчиков. Но в США решают не летчики, а лоббисты. Потому финал истории может быть каким угодно, и зависит от далеко не от тех, кто садится в кабины истребителей и штурмовиков.

Что касается открытости информации и соблюдения прав на нее в отношении американских налогоплательщиков, то тут все просто. А надо ли им вообще знать такую информацию? Ведь если узнают широкие массы — узнаем и мы. Хотя мы, те, кто как раз планируется к постановке в прицел, мы с удовольствием узнали бы все интимные подробности испытаний на крутость у американских самолетов. Так что да, мы за полную открытость информации.
Ссылка на источник

Читайте также

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here
Перетащите ползунок, чтобы вставить комментарий