Площадь окружают здание ратуши и главным образом старинные жилые дома.
Ра́туша в Вильнюсе (лит. Vilniaus rotušė) — памятник архитектуры, выдающееся общественное здание в стиле классицизма, памятник архитектуры. Располагается на Ратушной площади, выполняя функции репрезентативного помещения протокольных городских церемоний и мероприятий, торжественных заседаний, празднований государственных праздников, приёмов делегаций. Ратуша признана объектом культурного наследия национального значения, включена в Регистр культурных ценностей Литовской Республики.
Ратуша, выстроенная городским магистратом на рыночной площади в центре Старого города, на скрещении торговых путей, упоминается в источниках XVI века. По-видимому, первая ратуша имела готические формы и высокую башню.
Здание повреждалось во время войн и пожаров, неоднократно ремонтировалось и перестраивалось, при этом менялся его вид. Со временем оно обросло пристройками. В 1781 году отремонтированная восьмиугольная башня с часами и колоколами, рухнула, повредив часть здания ратуши.
Городской магистрат принял решение снести старое здание и на его месте выстроить новое здание. Из трех проектов был выбран один, самый скромный, архитектора Лауринаса Стуоки-Гуцявичюса. По его замыслу в новом здании использовались часть прочных стен и подвалы старого здания. Строительные работы, начатые в 1788 году, шли медленно и постройка здания была завершена только в 1799 году.
Монументальность двухэтажному, квадратному в плане зданию, сравнительно невысокому, придают строгие пропорции и симметричность классических форм. Главный фасад, обращённый к треугольной продолговатой Ратушной площади и скомпонованный по её оси, украшен торжественным, сильно выступающим портиком с шестью колоннами дорического ордера и невысоким треугольным фронтоном.
Следующая достопримечательность справа по нашему пути Никольская церковь
Никольская це́рковь, Церковь Перенесения мощей святителя Николая Чудотворца, Церковь во имя святителя Николая, архиепископа Мирликийского в Вильнюсе — один из древнейших православных храмов в Литве.
Основана в XIV веке. Каменное здание на месте деревянного заложено князем Константином Острожским в 1514 году. Является памятником архитектуры местного значения и охраняется государством.
Считается первым по времени христианским храмом в Вильне, исходя из того, что Николай Чудотворец издревле признавался покровителем города и казнённые в 1347 году виленские мученики Антоний, Иоанн и Евстафий были погребены сначала в церкви Святого Николая, предполагается, что храм существовал уже во время Гедимина. Деревянная церковь на улице Большой в Вильне была возведена в XIV веке, предположительно около 1340 года. Около 1350 года вместо деревянной была воздвигнута каменная церковь.
Пришедшую в упадок церковь возродил великий гетман литовский Константин Острожский, в 1514 году на прежнем фундаменте воздвигнув новый храм в готическом стиле.
После пожаров конца 1740-х годов храм восстанавливался в стиле барокко. Во второй половине 1860-х годов церковь была перестроена в «русско-византийском стиле». При этом были снесены заслонявшие её окружающие постройки и впереди сооружена металлическая решётка.
Двигаемся дальше и опять же справа находится Пятницкая церковь
Храм во имя святой мученицы Параскевы Пятницы (лит. Šv. kankinės Paraskevės cerkvė, также известен как Пя́тницкая це́рковь, лит. Piatnicos cerkvė или Параскевинская церковь, лит
Сравнительно небольших размеров и не отличающаяся особенными архитектурными достоинствами Пятницкая церковь известна тем, что в ней российский самодержец Пётр Великий отслужил благодарственный молебен за победу над шведским королём Карлом XII во время Северной войны. Пятницкой церкви царь подарил захваченное у шведов знамя.
В этом же храме царь Пётр крестил арапа Ганнибала, прадеда Александра Сергеевича Пушкина (по всей вероятности, во второй половине июля 1705 года: Пётр Великий находился в Вильне с 15 июля по 1 августа 1705 года).
Православный храм на этом месте был возведен в 1345 году. Первый каменный христианский храм в Вильне был построен по образцу древних киевских и новгородских церквей — с хорами, закрывавшимися зелёными прозрачными занавесями. В «Хронике Лодзяты» (XVII века) сказано, что Пятницкая церковь — «первый каменный храм истинного Бога, воздвигнутый в литовской столице и земле».
Церковь неоднократно страдала от пожаров, сгорала почти до основания и потом восстанавливалась.
Далее мы двигаемся уже по улице Пилес и слева видим Костёл Святых Иоаннов и его Колокольню
Костёл Святы́х Иоа́ннов — костёл Святого Иоанна Крестителя и Святого Иоанна Евангелиста, памятник архитектуры виленского барокко, входящий в ансамбль Вильнюсского университета. Выстроен в 1738–1749 годах по проекту И. К. Глаубица.
Располагается на скрещении улиц Пилес и Швянто Йоно (Святого Иоанна), главным фасадом выходит на университетский Большой двор.
Костёл и колокольня (входящие в комплекс зданий Вильнюсского университета) включены в Регистр культурных ценностей Литовской Республики, охраняются государством как объекты национального значения.
Строительство костёла было начато в 1387 году cразу же после крещения Литвы. Предположительно деревянный костёл был возведён на старой рыночной площади в центре тогдашнего города, по-видимому, на месте прежнего языческого святилища. Предполагается, что вскоре был выстроен каменный собор, освящённый в 1427 году. Готический храм в три нефа неоднократно ремонтировался и перестраивался. В нынешнем храме сохранились отдельные элементы готики.
В конце XVI–XVII веках рядом с костёлом была возведена колокольня. Она неоднократно ремонтировалась после пожаров и других повреждений.
В 1991 году был возвращён католической церкви и 11 июля 1991 года заново освящён. В настоящее время действует как неприходской костёл Вильнюсского деканата, управляемый отцами иезуитами.
Улица Пилес ведет нас дальше…
и вскоре выводит к Кафедральной площади
Кафедральная площадь (лит. Katedros aikštė) — одна из главных площадей в городе. Располагается в Старом городе у Кафедрального собора Святого Станислава. Расположенная на скрещении главных улиц Вильнюса — древней улицы Пилес и проспекта Гедимина, сформировавшего центральную ось города конца XIX — первой половины XX века, Кафедральная площадь является главным местом городской публичной жизни. Здесь проходят ярмарки и народные гуляния, военные парады, концерты, встречи Нового года, религиозные церемонии, общественно-политические мероприятия. Площадь относят к наиболее оживлённому месту города, одной из главных туристических достопримечательностей, наиболее известным и важным символам Литвы.
На площади расположен Памятник великому князю Гедимину
Памятник великому князю Гедимину (лит. Paminklas didžiajam kunigaikščiui Gediminui) — одна из достопримечательностей Старого города, монумент его основателю великому князю Гедимину.
Памятник был отлит в соседней Белоруссии и установлен в 1996 году на Кафедральной площади, рядом с местом, где позднее был воссоздан Дворец великих князей литовских. Автор — американский скульптор литовского происхождения Витаутас Кашуба.
Монумент имеет несколько необычных особенностей:
- Гедимин держит обнажённый меч в руке, но не в правой за рукоять, а в левой за лезвие.
- Памятник можно назвать конным, но князь не сидит верхом, а стоит рядом с конём.
- Хотя в легенде волк железный, его фигура у основания постамента изваяна из камня.
Предание об основании города рассказывает о сне, приснившемся князю, когда однажды после охоты он остановился на ночлег у холма над рекой Вильня:
» И приснился ему там сон, что на горе, которую звали Кривая, а сейчас Лысая, стоит большой железный волк и в нем ревет, как будто сто волков выло. И очнувшись от сна своего, он сказал волхву своему по имени Лиздейко, который был найден в орлином гнезде, и был тот Лиздейко у князя Гедимина волхвом и наивысшим языческим попом: «Видел я сон удивительный»; и сказал ему все, что во сне видел. А тот волхв Лиздейко сказал государю: «Князь великий, железный волк означает, что будет здесь столичный город, а что у него внутри ревет — то слава о нем разнесется на весь мир». И князь великий Гедимин завтра же, не уезжая, послал за людьми и заложил замок, один на Свинтороге, Нижний, а другой — на Кривой горе, которую теперь зовут Лысой, и дал имя тем городам Вильно. «
Рядом находится Дворец великих князей литовских
Дворец правителей (Дворец великих князей литовских, Нижний замок, Дольный замок) — воссозданное в начале XXI века здание дворца великих князей литовских, находившегося на этом месте до начала XIX века. Это самый масштабный реставрационный проект в независимой Литве, связанный с восстановлением символа литовской государственности.
ПРи реставрационных работах были найдены остатки построек из камня XIII–XIV веков. Стены замка ремонтировались, перестраивались после пожаров или менялись их хозяевами, приспосабливаясь к их вкусам.
Археологические исследования на территории Нижнего замка Вильнюса, в ходе которых были найдены остатки мозаики, плитки полов и печей, были начаты в 1987 году. На территории Нижнего Замка был обнаружен 6–8 метровый, богатый археологическими находками, культурный слой.
Сейчас во дворце размещается национальный музей, проводятся выставки и конференции. С 2013 года два из четырех корпусов Дворца были открыты для посещения.
Далее на этой же Кафедральной площади расположен Кафедра́льный собо́р Свято́го Станисла́ва и Свято́го Владисла́ва
Кафедра́льный собо́р Свято́го Станисла́ва и Свято́го Владисла́ва — римско-католический кафедральный собор Вильнюсской архиепархии-митрополии, ему присвоен почётный статус малой базилики. Располагается в историческом центре Вильнюса у подножия Замковой горы. Рядом находится башня-колокольня. Строение в нынешнем виде являет пример архитектуры классицизма.
С крещением Литвы в 1387 году король польский и великий князь литовский Ягайло, прибыв с большой свитой из Кракова в Вильну, заложил на остатках разрушенного языческого храма христианский храм Святого Станислава.
Храм неоднократно страдал от пожаров, затем отстраивался и расширялся при поддержке великого князя литовского Витовта. При перестройке в 1522 году на одной из башен Нижнего замка была сооружена колокольня.
В кафедральном соборе торжественно короновались великие князья литовские от Витовта до Сигизмунда Августа.
5 февраля 1989 года состоялось освящение возвращенного церкви храма. 4 марта 1989 в собор были торжественно перенесены хранившиеся в костёле Святого Петра и Павла мощи святого Казимира. В октябре 1989 года храм был торжественно открыт для католиков.
4 сентября 1993 года папа римский Иоанн Павел II молитвой в кафедральном соборе начал апостольский визит в Литву (4 сентября-8 сентября 1993).
Отдельно стоящая четырёхъярусная колокольня (XVI–XVIII веков) высотой 57 м (с крестом высотой в 2,8 м; без креста — 52 м) возведена на башне Нижнего замка. Толщина самых толстых стен первого этажа составляет от 2,8 м до почти 4 м.
В начале XV века, по другим сведениям в начале XVI века на территории замка, на которой был выстроен кафедральный собор, одна из западных башен оборонительной стены была превращена в колокольню и таким образом была присоединена к храму. Её подземная четырехугольная часть является одним из древнейших образцов балтийской кладки в Литве. Она датируется XIII веком и возведена на дне прежнего русла реки Вильни. Остатки этой части уходят на 1,2 м ниже нынешнего уровня поверхности.
Нижняя округлая часть относится к готике, представляя собой реликт оборонительной башни Нижнего замка. В северной стене третьего этажа на высоте 7,1 м сохранился проём выхода на оборонительный мостик стены. Прежний вход в башню располагался на втором этаже со стороны замка. На трёх верхних этажах округлой части были бойницы, выходящие на внешнюю сторону замка.
Башенные часы изготовлены в конце XVII века и установлены на башне в 1672 году. В конце XIX века рухнула башня с часами вильнюсской Ратуши и часы колокольни собора стали главными часами в городе.
Колокол, отбивающий часы, отлит в 1673 году литейных дел мастером Яном Деламарсом. Его высота — 58 см, диаметр — 107 см. Колокол опоясан латинской надписью, украшен рельефными фигурами Пресвятой Девы Марии, покровителей собора святого Казимира и святого Станислава.
Идем мимо Замковой горы и вдоль Национального музея Литвы
Национальный музей Литвы (лит. Lietuvos nacionalinis muziejus) — государственный исторический музей в Вильнюсе, основанный в 1952 году. Музей содержит наиболее важные музейные предметы и печатные материалы, посвященные истории Литвы. Также музей организует археологические раскопки на территории страны.
Напротив музея памятник Королю Миндаугасу — основателю первой династии литовских князей, королю Литвы с 1253 года.
Сразу за зданием музея на Замковой горе мы уже видим башню Гедемина — вот к ней то мы и направляемся.
Подняться к башне можно пешком, а можно на фуникулере. С учетом крайне ограниченного времени мы выбираем фуникулер. Стоимость взрослого билета — 2 Euro туда и обратно (1 euro только вверх).
Поехали!
Поднявшись, мы сразу видим впечатляющую Башню Гедимина
Башня Гедимина (Башня Гедиминаса, лит. Gedimino pilies bokštas) — памятник истории и культуры, западная башня Верхнего Виленского замка.
Расположена в западной части Замковой горы, находящейся в историческом центре города и возвышающейся на 48 м от подошвы (143 метра над уровнем моря). Башня в три этажа восьмиугольной формы (нижняя часть четырёхугольная), высотой 20 м, сложена из нетесаного бутового камня и красного кирпича. Над башней на флагштоке развевается государственный флаг.
Башня Гедимина и развалины замка сохранились от Верхнего замка конца XIV — начала XV века, располагавшегося на Замковой горе, где, как предполагают, уже с XIII века, то есть ещё до Гедимина, существовал деревянный замок. Пострадавшие во время осад крестоносцами в 1365–1402 годах и пожара 1419 года Верхний и Нижний замки восстанавливал и укреплял внук Гедимина великий князь литовский Витовт.
Верхний замок, в отличие от Нижнего, не использовался правителями Литвы в качестве жилого и репрезентационного помещения, а был арсеналом и цейхгаузом. С развитием артиллерии замки утрачивали своё военное значение. В XVII веке Верхний замок пришёл в запустение. Некоторое время в его помещениях располагалась тюрьма.
Башня Гедемина имеет историческое, историко-культурное и, как пример готической архитектуры, архитектурное значение. В XX веке башня приобрела значение эмблемы и символа не только города, но и Литовского государства, её изображение замещало настоящий герб города и использовалось в разнообразных сувенирах.
С башней на Замковой горе соседствуют развалины Верхнего замка — фундамент южной башни и фрагмент оборонительной стены.
В башне располагается филиал Литовского национального музея с экспозицией, посвящённой истории города. Стоимость взрослого билета — 5 Euro.
Купив билеты, поднимаемся на башню. По дороге осматриваем экспозицию музея.
Со смотровой площадки наверху открывается фантастический вид на Старый город…
…и долину Вилии
Можно сверху рассмотреть практически все основные достопримечательности:
Костел Святой Анны и Бернардинский костел (ближе к нему мы подойдем чуть позже)
Церковь Святого Духа, Костёл Святого Казимира, Костёл Святых Иоаннов, которые мы уже видели и далее по вкладкам — Кафедра́льный собо́р Свято́го Станисла́ва и Свято́го Владисла́ва и на крайнем фото в слайде вдали мы видим телебашню Вильнюса
а с другой стороны смотровой площадки — памятник Три Креста
Этот памятник в виде трёх белых бетонных крестов одна из достопримечательностей Вильнюса.
Располагается на Трёхкрестовой горе (Trijų Kryžių Kalnas, Góra Trzech Krzyży; носила название также Лысой или Кривой) на правом берегу Вильни.
По преданию, зафиксированному в конце XIV века, язычники виленцы напали на монахов францисканцев и распяли их в этом месте. В память о мученической смерти францисканцев на горе между 1613 и 1636 годами были воздвигнуты три деревянных креста. В 1740 году обветшавшие кресты были заменены новыми. Однако, легенда о мученической смерти францисканцев не нашла подтверждения в исторических источниках.
Есть предположение что, кресты были сооружены, по примеру других городов, по случаю получения Вильной магдебургских прав (1387 год). Другие историки предполагали, что кресты должны были сигнализировать крестоносцам, приплывавшим по Вилии, о том, что здесь живут христиане, и таким образом избавлять город от нападения и грабежа.
Кресты были взорваны в 1950 году. Часть обломков была вывезена, часть закопана в укромном месте. В 1989 году после компании за восстановление Трёх крестов, включавшей сбор подписей под обращением к властям, памятник был в течение двух недель восстановлен как памятник жертвам сталинизма.
Налюбовавшись панорамными видами Вильнюса мы спускаемся на фуникулере обратно и направляемся в сторону прекрасных Костела Святой Анны и Бернардинский костела
Костёл Святой Анны (лит. Šventos Onos bažnyčia) — католическая церковь, памятник готической архитектуры, одна из самых известных достопримечательностей Вильнюса. Освящён в честь святой праведной Анны, матери Девы Марии.
Первые сведения о деревянном костёле Святой Анны датируются 1394 годом. Полагают, что каменный костёл был построен в 1495–1500 годах и освящён 22 мая 1501 года.
В архитектурном отношении храм Святой Анны представляет собой произведение позднего готического стиля, широко распространившегося во Франции и Нидерландах в XV веке.
Самым ценным элементом храма считается главный фасад, не имеющий себе равных не только в литовской, но и во всей восточноевропейской кирпичной готической архитектуре. Композицию фронтона называют величайшим шедевром архитектуры. Он отличается необыкновенной пластикой, разнообразием и декоративностью его линий и форм. Правильная симметричная композиция фасада образована тремя грациозными башнями изящной формы и одинаковой высоты, с подчёркнутой средней частью.
По распространённой легенде, в 1812 году Наполеон восхищался изяществом церкви и жалел о том, что не может его перенести в Париж.
Бернардинский костел или Костёл Святых Франциска Ассизского и Бернардина Сиенского (лит. Švento Pranciškaus Asyžiečio bažnyčia) — приходской римско-католический костёл, памятник архитектуры, один из наиболее ярких образцов вильнюсской готики XVI века , в XVII–XVIII приобретший черты архитектуры ренессанса и барокко.
Первое деревянное здание костела сгорело во время пожара в 1475 году. Около 1490 года был построен новый каменный костёл рядом с костёлом Святой Анны. По своим размерам этот храм — одно из самых крупных готических культовых зданий в Литве.
Следующее интересное здание на нашем пути — знаменитый Вильнюсский университет.
Это старейшее и крупнейшее высшее учебное заведение Литвы, крупный научный центр. Основан в 1579 году.
Университет составляют 12 факультетов, 7 институтов с правами факультетов, 4 межфакультетских центра образования и науки, а также старейшая в Литве библиотека, ботанический сад, музей университета и другие неакадемические подразделения. Университет занимает несколько зданий и комплексов зданий в разных районах Вильнюса. В ансамбле Вильнюсского университета в историческом центре города располагаются костёл Святых Иоаннов, администрация, библиотека, исторический, филологический и философский факультеты.
Университет входит в ассоциацию университетов Европы Утрехтская сеть, с 2016 года также в Коимбрскую группу старейших и наиболее значительных университетов Европы.
Рядом расположен Президентский дворец
Это официальная резиденция Президента Литовской Республики, бывший генерал-губернаторский дворец, памятник истории и культурного наследия, одна из достопримечательностей столицы Литвы.
Комплекс построек президентского дворца, внутреннего двора и обширного парка образуют единый замкнутый дворцовый ансамбль. Он состоит из собственно двухэтажного дворца, парадного внутреннего двора подковообразной формы с колоннадами, прилегающего к двору парка, колонного зала, хозяйственных и административных построек.
Дворец построен в стиле позднего классицизма с присущими ему регулярностью планировки и чёткостью объемной формы, симметрично-осевыми композициями, сдержанностью декоративного убранства, монументальностью колонн.
Дворец неоднократно становился местом временного пребывания во время остановок государей и других высокопоставленных лиц при длительных остановках в Вильне: во дворце в 1797 году жил император Павел I, в том же году здесь останавливался польский король Станислав Август Понятовский, в 1804 году — будущий король Франции Людовик XVIII, в 1812 году — прусский король Фридрих Вильгельм III.
Во дворце жил М. И. Кутузов, дважды занимавший должность литовского генерал-губернатора. С апреля 1812 года здесь жил российский император Александр I со своей свитой, затем Наполеон. В конце 1812 года во дворец вернулся Кутузов, уже в должности главнокомандующего русской армии. Также во дворце останавливались: Николай I
Движемся по карте с отмеченными достопримечательностями дальше и подходим к Костёлу Святой Екатерины
Костёл Свято́й Екатери́ны (Šventos Kotrynos bažnyčia, kościół Śwętej Katarzyny) — римско-католический костёл, главная постройка сложного ансамбля монастыря бенедиктинок, один из красивейших храмов Вильнюса и выдающийся памятник архитектуры виленского барокко. Ансамбль костёла Святой Екатерины и здание монастыря бенедиктинок включён в Регистр культурных ценностей Литовской Республики, охраняется государством как объект национального значения.
Каменная церковь была построена в 1650 году.
Костёл представляет собой здание в стиле позднего барокко с декором в стиле рококо. При реконструкции были надстроены две красивые башни главного фасада в стиле рококо.
В 1990 году костел был передан в ведение курии Вильнюсской архиепископии.
Неподалеку находится Дворец Радзивиллов.
Дворе́ц Радзиви́ллов (лит. Radvilų rūmai) — дворец в стиле позднего ренессанса в Старом городе, второй по значению из дворцов Радзивиллов в Вильнюсе и самый большой из них. Охраняется государством как памятник архитектуры республиканского значения. Построен в 1635 — 1653 годах.
Дворец — единственный сохранившийся в Вильнюсе ренессансный дворец с чертами голландского Ренессанса и оформлением в стиле маньеризма, по своему происхождению из литовской ренессансной архитектуры
В отреставрированной части дворца размещается Музей дворца Радзивиллов — подразделение Литовского художественного музея с экспозицией, посвящённой роду Радзивиллов и представляющей изобразительное искусство зарубежных стран XVI–XIX веков.
В лабиринте улиц далее находим Костёл Святого Духа
Костёл Свято́го Ду́ха и доминиканский монастырь (Доминиканский костёл; лит. Šventosios Dvasios bažnyčia) — римско-католический приходской костёл с бывшим доминиканским монастырём, памятник архитектуры и искусства позднего барокко. Храм в форме латинского креста в плане, длиной 57 м, шириной 26 м, может вместить до 1450 человек. Ансамбль зданий доминиканского монастыря и храма охраняется государством как объект национального значения.
Нынешнее здание — уже, по меньшей мере, пятое, возведённое на этом же месте, первое умопинание о костеле на этом месте — 1408 год.
По дороге мы зашли в небольшой магазинчик, торгующий чудесными изделями из янтаря. Пока жена, с помощью очень приятной хозяйки магазина, выбирала понравившиеся ей янтарные изделия, к витрине пришел настоящий владелец этой янтарной лавки — хозяйский кот.
Когда кот запрыгнул на витрину, я подумал: ну все — сейчас весь янтарь полетит на пол! Но кот крайне аккуратно уселся, даже не сдвинув с места ни одно изделие и с серьезным видом смотрел на нас: «Ну что, покупать будете или как?» 😉
Конечно, очень красивый браслет из янтаря, который оказывается изготавливают мастера прямо в этой лавке, мы купили — других вариантов не было. 😉
Янтарь для Литвы — не просто заурядный минерал, выуженный из моря. Этот желтый камень является для Литвы тем символом, при помощи которого страна обозначает себя на мировой туристической карте. Магазины по продаже ювелирных украшений из янтаря можно найти в любом уголке Литвы.
Взглянув на часы в этот момент, мы поняли, что отведенное нам расписанием междугородних автобусов время на знакомство с Вильнюсом подходит к концу. Надо было спешить обратно к автовокзалу.
На обратной дороге, когда уже стемнело, мы еще раз посмотрели на празднично украшенную Кафедральную площадь
и на палатки с разнообразными рождественскими сувенирами и подарками:
Прямо на площади была установлена очень красиво оформленная Рождественская вертепная композиция.
Так называют воспроизведение сцены Рождества с использованием объёмных фигур или фигурок, выполненных из различного материала. В католических странах именно такой вертеп получил наибольшее распространение.
Ну и, конечно, мы еще раз со всех сторон посмотрели на нарядную Рождественскую елку на Кафедральной площади. Новогодняя подсветка и легкий падающий снежок создавали волшебную сказочную атмосферу.
До свидания, Вильнюс! До свидания, Прибалтика!