Долгая дорога к гориллам Уганды. Ч. 7 — В гости к пигмеям

16

Уганда Январь 2010

4 января. Путешествие к пигмеям

Наконец-то долгий путь, длиной свыше 1300 километров, проделанный нами от Найроби к озеру Буньони, позади. Кемпинг-резорт Bunyonyi Overland Resort, в котором мы остановились на три дня, будет отправной точкой для нашего визита к гориллам. Ну и, конечно, здесь можно будет хорошо выспаться, накупаться и поплавать в озере. Вода нормальной для нас температуры — градусов 20. Озеро находится на высоте 1950 метров над уровнем моря и здесь не бывает жарко. Это одно из самых глубоких озер в Африке — в некоторых местах его глубина достигает 1800 м (из информации в нашем кемпинге). Тогда получается, что оно и самое глубокое в мире, так как глубина Байкала всего 1640 м.

Туристов здесь привлекает большое количество живописных островков, на которых обитает и гнездится более 200 видов птиц. Здесь можно встретить разгуливающих прямо на крестьянских огородах символов Уганды — венценосных журавлей. В озере нет шистоматоза, крокодилов и гиппопотамов, так что в нем можно смело купаться. Очертания озера на карте похожи на силуэт жирафа — длинная шея, туловище и две длинные ноги.

Согласно выданным именным разрешениям, четыре человека (австралийцы и россиянки) из нашего коллектива выехали сегодня рано утром на трек к гориллам, а мы — киевляне — выезжаем завтра. Так что сегодня мы решили поехать на другой конец озера и посмотреть, кто такие пигмеи и как они живут. Заплатив $60 за эту экскурсию, группой 8 человек садимся в большую моторную лодку и выходим с нашего залива на другой конец озера — по карте — в «переднюю ногу жирафа». Шли до того места около часа.

Мимо нас проплывают берега озера, большие и маленькие острова. На одном из больших островов стоят заброшенные сооружения — здесь был приют для прокаженных. На соседнем островке сохранился небольшой дом — здесь жил доктор-англичанин, лечивший этих больных. Сейчас в его доме небольшой музей.

Все местные жители передвигаются по озеру на каное, выдолбленных из цельного ствола дерева. Нужен целый месяц, чтобы выдолбить ее и такое судно будет служить около десяти лет. Устойчивость и скорость передвижения такой лодки очень хорошая. Управляя одним веслом, они, на глазок, даже нагруженные, быстро плыли. Такому способу передвижения здесь — уже многие тысячи лет.

Озеро очень большое, с красивыми изрезанными берегами и имеет множество мысов и заливов. Кругом зеленые холмы, поросшие лесом. Но, если приглядеться, то можно различить, что это не лес, а посадки бананов, деревцев кофе, чайных кустов. Они взбираются вверх по склонам, переваливают вершину и снова бегут вниз. Поражают не только горы, а то, что они возделаны до самых макушек. Прямоугольники полей спускаются от вершин почти до воды. Просто удивительно, как люди умудряются их возделывать. Все холмы и склоны берегов озера, какой бы они не были крутизны, обработаны крестьянами обыкновенными мотыгами. Никаких следов техники.

Все склоны имеют вид террас — какой колоссальный и титанический труд сотен поколений! Когда видишь всё это, понимаешь, насколько неправы те, кто упрекает всех африканцев без разбору в природной лени. Да, ритм жизни и мировоззрение у них, действительно, другое — это так, но нельзя же судить обо всех одинаково….

На склонах холмов стоят, утопая в зелени бананов и кукурузы, аккуратные домики-мазанки под соломой, напоминая патриархальные времена в Украине. Считается, что террасное земледелие пошло именно отсюда — из этого района Уганды. Но, правда, такие же возделанные поля на горных склонах, мы встречали в Непале, Перу и Эквадоре.

Наш кормчий сворачивает ближе к берегу и выключает мотор. По инерции лодка плавно и тихо движется к берегу. Среди травы видно какое-то шевеление. Ба-а! Да это же венценосные журавли — символ Уганды! Пасутся себе на огородах и не ничего не знают про то, что их изображения украшают и флаг, и деньги Уганды. Спокойно разгуливают по огороду с картошкой, что-то выклевывают из земли и, осматриваясь вокруг, гордо вскидывают свои царственные венценосные головы. Настоящие красавцы — не зря они являются гордостью страны!

Все тут же набросились фотографировать это чудо. Несмотря на выключенный мотор, близко к ним приблизиться не удалось — не выдержав очередных восторгов и щелканья фотокамер, они лениво взмахнули крыльями и, разбежавшись, тяжело отлетели на соседний огород. На обратном пути нам встретились еще несколько особей, которые уже подпустили к себе поближе.

Плывем вблизи от берега через заросли громадных светло-фиолетовых кувшинок. По их широким листьям прыгают очень красивые длинноногие птички типа наших трясогузок.

Проплыв еще немного, пристаем к берегу, на котором стоит группа детишек, явно ожидающих нас. Не успела лодка ткнуться носом в болотистый берег, как их количество удвоилось и все они дружно закричали: «Мзунгу! Мзунгу! Гив ми мани» — Белый человек! Эй! Дай деньги!

Подарив детям специально взятые для них подарки и игрушки, мы вместе с нашим рулевым-провожатым двинулись по тропинке в гору. С каждым шагом, количество наших сопровождающих из местного населения увеличивалось. Но это еще были не пигмеи, а их нормальные по росту соседи. К детям присоединялись их мамаши и другие дальние и близкие родственники.

Выйдя на дорогу, мы оказались уже в толпе местных жителей, каждый из которых стремился попасть в объектив фотоаппарата и снять за это мзду. Когда просьбы дать деньги стали бесконечными, я сам попросил у одного — «Give me money or bread. I’m hungry» (дай деньги или хлеб. Я голоден). Если бы кто видел его лицо в эту секунду! Более удивленного выражения я в жизни не встречал.

Пройдя в такой обстановке около километра, мы увидели внизу по склону несколько небольших глинобитных домиков, покрытых соломой. Это и есть деревня пигмеев, принадлежащих к племени бамбути. Правда, обратил я внимание, не все домики были настоящими пигмейскими — у настоящих «лесных людей» дома целиком — и стены и крыша — сделаны из листьев. Здесь же у части домиков стены были глинобитными. Но у другой части сооружений, и стены и крыша были сплетены из листьев.

Наш провожатый познакомил нас с вождем этой общины — небольшого роста коренастым мужчиной лет пятидесяти. Издали казалось, что это такие же нормальные люди, как и те, которые провожали нас и остались стоять на дороге, поджидая нас для обратной дороги к лодке. Нормальные пропорции головы и тела. И только подойдя ближе для приветствия и встав рядом, стало ясно, что они действительно меньше нас по росту. Я, не отличающийся высоким ростом человек, всего каких-то 175 см, рядом с ним почувствовал себя Гулливером — он был мне по плечо!

Мы спустились по тропке на площадку в центре деревушки, поздоровались и уселись на скамейку. После обоюдного приветствия, самый шустрый мужчина, не вынимая цигарку изо рта, сделал к нам залихватский разворот и начал выделывать коленца. В танце приняло участие еще пару мужиков вместе с малыми детьми. Женщины стояли поодаль в полукруге и пели веселую ритмичную мелодию, позванивая какими-то колокольчиками, а все мужики дружно отплясывали.

Несколько мальчишек отстукивали ритм на барабанах и в ладоши, и подыгрывали на каких-то небольших трубках, сделанных из дерева или тростника. Во второй песне уже несколько женщин присоединились к танцующим. Вызвали и наших в круг. Особенно отличились Тома, Лена и Паша.

Все это напоминало какой-то пъяный перепляс в русской деревне. Может быть, они что-то и принимали для настроения. Еще до нашего отплытия нас предупреждали, чтобы мы не брали никаких спиртных напитков, так они легко к ним восприимчивы. Наверное, как представители северных российских народов, у которых напрочь отсутствиует фермент алкогольдегидрогеназа.

Исполнив еще такой же танец, концерт, наконец, закончился. Затем прошла церемония вручения подарков (детские машинки, куколки, зеркальца, калькуляторы и др.). Чтобы избежать столпотворения при дележе, решили все отдать в руки старейшины, а он уж пусть сам разбирается, кому и что давать. По моей просьбе главный танцор представил свою жену и трех малолетних детей.

Как они сюда попали? Ведь обычно пигмеи живут в лесах и редко на равнинах. Здесь, на берегу озера, по их словам, они живут, выйдя из леса, уже около 20 лет. За это время некоторые девушки и парни нашли себе пары среди нормальных жителей прибрежной части озера и ассимилировались. Так что, еще через два-три поколения, эта община пигмеев исчезнет и растворится среди местных жителей.

Пройдя по деревушке и заглянув в одну из раскрытых дверей домика, я ужаснулся потрясающей бедности — в домике не было НИЧЕГО! В одном углу были угли от костра, в другом — на голой земле — спальное место с какими-то лохмотьями. Очаги в доме используются только в периоды дождей. Обычно женщины готовят еду на воздухе: у одной из хижин варился обед в очень большой кастрюле — очевидно варили сообща на всю общину. Из кастрюли торчала, как мне показалось, детская ручка. Подойдя ближе, я понял, что это лапа обезьяны — варился суп из обезьяннего мяса.

Чуть поодаль паслось несколько коз и худосочных коров, ниже по склону росла кукуруза и картошка — вот и все пропитание. Поэтому они не брезговали другими видами мяса. Даже не было видно, чтобы постоянные визиты туристов, как-то сказались на их благосостоянии. Среди обитателей этой общины я заметил только одного старика. На мой вопрос, сколько ему лет, он с гордостью ответил — 57! Старожил! Почти как у Достоевского: «И вот в комнату вошел старик пятидесяти лет…». Но у нас это было 150 лет тому назад.

Кто же такие пигмеи на самом деле? Согласно современным этнографическим исследованиям, пигмеи состоят из нескольких племен, проживающих в лесах Уганды, Конго, Заире, Центрально-Африканской Республике и Камеруне. Их представители действительно небольшого роста (не более полутора метров), но самое главное, что они живут в удивительной гармонии со своей средой обитания — тропическими джунглями. Живя в них, они выработали в себе способности выживания в этих лесах — прекрасно ориентируются, знают на кого охотиться, какие плоды и травы можно употреблять в пищу. Считается, что они принадлежат к так называемой «донегроидной» африканской культуре.

Освоение джунглей бантуязычными племенами, жившими в саваннах и их истребление «лесных людей», постепенно вытеснили пигмеев в самые далекие уголки африканских джунглей в разных странах центральной Африки. Еще совсем недавно охота на «лесных людей» среди некоторой части населения Конго и Заира считалась высшим шиком. Они и сейчас являются закрытой от цивилизации общностью. И только очень немногие, жившие на границе джунглей и саванн, как, по-видимому, здесь на берегу озера Буньони, очутились на виду у открытого мира.

Это так называемые «туристические» пигмеи. Такие же есть и масаи в Кении. Они привыкли к визитам туристов, не стесняются своего быта, устраивают концерты и вызывают зависть у своих соседей — нормальных угандийцев, которые стояли и наблюдали за всем происходящим с пригорка. Посмотрев их первобытные жилища, у меня даже закралось сомнение — может быть, они живут не здесь, а где-нибудь в другом месте в более нормальных домах, а сюда приезжают только «подзаработать», как у нас в этнографической деревне Пирогово под Киевом. Но нет, присмотревшись, увидел предметы быта, которыми нужно ежедневно пользоваться и нет смысла приносить их каждый день для спектакля.

В конце визита были выставлены на продажу туристам предметы быта и сувениры, изготовленные их собственными руками и украшенные геометрическими рисунками в стиле африканского примитивизма: музыкальные инструменты — один барабан, трубки, музыкальные колокольчики, лук со стрелами, ножи, сосуды-калебасы из дикой тыквы и другие. Один мальчишка постоянно ходил и целился из лука в объектив видеокамеры. Пришлось, подальше от греха, купить у него этот лук вместе со стрелами.

Эта встреча с пигмеями потрясла меня просто своим фактом — вот, мол, я в числе немногих людей познакомился с пигмеями! И выйдя от них, подумалось: «Наконец-то я увидел настоящую Африку». Таких записей в моем дневнике оказалось несколько, и всякий раз мне казалось, что я увидел «настоящую» Африку. И она действительно была везде!

На обратном пути решили отметить день рождения Виктора и попросили нашего рулевого подыскать какой-нибудь необитаемый островок. Через полчаса он причалил к небольшому островку, где все же был небольшой домик под соломенной крышей, но в нем никто не жил. Среди луговой травы разгуливали два венценосных журавля. Завидев приближающихся мзунгу, они нехотя взмахнули крыльями и перелетели подальше от нас на другой островок с засохшим посередине деревом.

Этот островок имел интересную и поучительную историю. Еще в недавние времена родители высаживали на него своих непутевых дочерей, согрешивших и забеременевших до брака. И оставляли ее на нем безо всяких средств существования…. Вот такие нравы царили здесь еще недавно. Это, конечно, кажется странным и диким при полуголом существовании в условиях вечного лета.

Рассказывая эту историю, наш гид сорвал красивую лилию и врдуг подарил ее моей супруге! С чего бы это вдруг?

Ну, вот! Еще один африканский день закончился и завтра, наконец-то, мы поедем к нашей главной цели — угандийским гориллам! Удастся ли нам увидеть их? Ведь они не живут постоянно в одном и том же месте, а постоянно мигрируют в поисках пищи — свежих листьев и всяких там вершков-корешков.

А пока — до следующего утра! Завтра — в гости к гориллам!

—-

Фотографии автора и участников путешествия: О. Варежкиной, В. Езловецкого и В. Петровского

—-

Интервью автора об этом путешествии для программы «Путешествуем Вместе» на телеканале «Телепутешествия HD». С-Петербург, июнь 2010 г. — https://www.youtube.com/watch?v=SfCSsgVPDig

——

Документальный фильм автора: «Уганда. В гостях у наших предков», 42′. overland.com.ua

Ссылка на источник

Читайте также

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here
Перетащите ползунок, чтобы вставить комментарий