Не белая Мескита Кордовы

90

Город КОрдова (а не КордОва) находится в регионе Андалусия, и является столицей провинции Кордова — на сегодняшний день самой бедной провинции Испании. А всего восемь столетий назад Кордовский халифат занимал почти весь Пиренейский полуостров, а Кордова стояла в одном ряду с такими городами как Каир и Дамаск, являясь соответственно, центром арабской науки, поэзии и искусства.

Но в XI веке халифат распался на эмираты, а потом Кордову завоевал Фернандо III, и она стала частью Испании.

Кордова стоит на берегу реки Гвадалквивир (еще одна мечта логопеда, происходящая от арабского «Вади эль Кебир» — «большая река»), берега которой соединяет Римский мост длиной 250 метров, построенный еще при римлянах как часть августовой дороги из Рима в Кадис. Будучи в то время единственным мостом, соединявшим северный и южный берега Гвадалквивира, он имел стратегическое значение, на нем же находилась таможня. В настоящее время является полностью пешеходным.

Ворота Пуэрта дель Пуэнте (Ворота моста), очень похожи на триумфальную арку, но, по сути своей, они — проход через крепостную стену. Рядом возвышается колонна, увенчанная покровителем Кордовы, архангелом Рафаилом.

Мескита

Прямо за Воротами моста находится Мескита — Кафедральный собор Кордовы, переделанный, из бывшей мечети.

Вначале на этом месте была римская базилика, затем — после завоевания города вестготами — вестготский храм. А в 750 году в Дамаске произошел переворот, в ходе которого Аббасиды свергли с престола династию Омейадов, и один из немногих ее оставшихся в живых представителей, Абд-ар-Рахман, вынужден был эмигрировать в Африку. Но там дела у него не пошли, и он переместился в Испанию, где ему удалось захватить Кордову, и много чего еще. Храбрый воин, талантливый военачальник, энергичный и деятельный правитель, он управлял своим новым халифатом 30 лет. Арабские историки называют его ««Ад-дахиль» — Пришелец.

Чувствуя, что определенный ему Аллахом жизненный срок подходит к концу, он решил построить в Кордове мечеть, равную знаменитой мечети Омейядов в Дамаске. В 785 году он выкупил у христианского населения Кордовы римско-вестготскую базилику, и, разрушив ее, начал на этом месте строительство мечети. Неповторимую, не похожую ни на одну мечеть мира Мескиту построили за неполных два года.

Духовное наследие первого эмира Кордовы затмило славу его победоносных сражений. Более тысячи колонн из яшмы, оникса, мрамора и гранита — изначально их было 1293 — образуют подобие сказочного леса, уходящего в бесконечность. Также колонны образуют большое количество двойных арок, состоящих из нижней подковы и верхнего полукруга — архитектурное новшество того времени, позволявшее поддерживать высокие и тяжелые потолки. После христианизации Мескиты и соответствующих переделок, лес колонн поредел — их осталось 856. В самой ранней, первой, части Мескиты до сих пор можно увидеть колонны из разрушенного римско-вестготского храма (а также собранные из других римских храмов по всей Испании). Колонны в четвертой, последней ее части, являются «новоделом» и похожи друг на друга как две капли воды.

Колонный зал переходил во внутренний двор, где ряды колонн продолжались рядами деревьев, среди которых были вкраплены фонтаны для омовения. Площадь Мескиты — 24 тыс. кв. метров, а двор для омовений занимает почти половину ее площади. Во времена молодой Мескиты двор для омовений был обсажен пальмами, специально завезенными в Испанию по приказу Абд-ар-Рахмана I. Легенда гласит, что, сидя под любимым деревом, он сочинял стихи, и оплакивал судьбу рода Омейядов. С приходом христианства пальмы постепенно вытеснили апельсины.

Михраб, специальная ниша в стене мечети, указывающая на Мекку, в Меските ориентирован на юг. Некоторые предполагают, что это — следствие заимствования структуры мечети у более древних сооружений римлян и вестготов, другие утверждают, что михраб Мескиты ориентирован на столицу империи Омейядов — Дамаск. Другая особенность михраба Мескиты — его расположение далеко от центра, что противоречит традициям. Причиной этого послужило расширение мечети с только восточной стороны, так как с южной — протекала река, а с западной стороны находился халифский дворец. Первый и второй михрабы не сохранились. О них напоминают только красивые и сложные арки, стиль которых повторяют арки существующего третьего михраба.

В средние века Мескита была второй по величине мечетью в мире, уступавшей только мечети Каабы. После завоевания Кордовы Фернандо III в. 1236 году Мескита была превращена в христианский храм, но от глобальных перестроений красота Мескиты уберегала ее почти 300 лет — завоевавший город Фернандо III запретил трогать такую красоту. А в 1523 году архиепископ Алонсо Маурике решил возвести внутри Мескиты христианский собор. На всякий случай сначала он обратился к императору Карлу Великому, мол, тут правоверные христиане при молитве друг другу пятки наступают, в мечетях Христу молятся, а мы красоту памятника исламской религии бережем. Император был очень занят важными делами, но слова-триггеры «христианство», «мечеть», «наступают на пятки» сработали — ни разу не бывавший в Кордове и не видевший Мескиту, он дал добро на ее переделку. Когда, спустя несколько лет, Карл Великий все же посетил город, он пришел в ужас: «Вы построили то, что можно построить где угодно, и разрушили то, что было единственным в мире»! — вскричал он.

Но дело было уже сделано — насильно внедренный в мавританский образ Мескиты готический собор, к которому затем добавились еще и барочные элементы, так и остался одиноким рыцарем-крестоносцем, ведущим обреченную войну за веру на территории, где он является вечным чужаком. Телом — действующий католический собор, душой Мескита так и осталась мавританской мечетью из затерянной в веках страны Аль Андалус.

Маркетри

Маркетри (от франц. marquer — расчерчивать, размечать) — это мозаика из кусочков шпона, сложенных таким образом, чтобы получался узор. Краска при этом не используется — изображение получается за счет использования цвета и текстуры разных видов дерева.

Кессонные потолки с отделкой маркетри характерны для интерьеров в стиле мудехар, к которому изначально и относилась Мескита.

Справочно: Во Франции, где практически не бывает землетрясений, готика легкая, воздушная, как кремовый торт с безе. В Испании же, вследствие сейсмологической нестабильности, на первый план при строительстве выходила устойчивость. Когда в Лиссабоне в 1755 году произошло сильнейшее за всю историю Португалии землетрясение, в Кордове все маркетри с потолков… эхом попадали.

То сиеста, то фиеста — испанцы так и не удосужились их на место приколотить. На беду мимо проходили англичане: «Ой, дощечка красивая валяется… Ой, еще одна! Ничья?» — и увезли маркетри в Лондон, где выставили на Сотбис. Когда испанскому министру культуры доложили, что в англичане торгуют маркетри с молотка, его чуть удар не хватил: «Немедленно отдавайте культурно-историческое достояние Испании взад

Англичане предложили было испанскому правительству выкупить доски, но испанская сторона не согласилась. В итоге все английские пэры-коллекционеры, которым под шумок посчастливилось обзавестись испанским маркетри, попрятались по своим родовым замкам, а судьба нескольких пропавших досок по сей остается неизвестной. Зато в Испании все оставшиеся маркетри живо на место приколотили, и несколько штук при входе в Мескиту установили, как напоминание.

Чье маркетри? Испанское маркетри!

Дароносица

Дароносица Вторая по размерам и красоте дарохранительница, сделанная Энрике де Арфа в 1514 году, хранится в Меските. Ее, как и толедскую, раз в году, бережно извлекают из-под стекла, и провозят на специальной повозке по улицам города.

Пиренейский орган

Только в соборах Испании, и Португалии можно увидеть так называемый «пиренейский орган» — в отличие от классического органа, трубы у него расположены не вертикально, а горизонтально, и направлены прямо на слушателя. Звучание «пиренейского органа» отличается более резким тембром, похожим на тембр военных труб. Праздничную военную музыку на них и исполняли в честь побед над маврами и в дни религиозных праздников… Создание необычного инструмента относят к периоду расцвета испанской культуры, когда после открытия Америки Колумбом, из заморских колоний в Испанию непрерывным потоком текло золото, а половина Европы была под испанским сапогом испанской короной.

Хоры

Рядом с органом находятся хоры работы XVIII века, вырезанные из специально привезенного из Южной Америки антильского красного дерева, по мотивам Ветхого и Нового Заветов. В нижнем ряду сидений представлено 105 изображений святых.

Святой Христофор

Западная редакция жития Святого Христофора гласит, что жил на свете римлянин огромного роста по имени Репрев и в ус не дул. Но потом его прямо в темечко ударил кризис среднего возраста, и он потерял сон и покой. Изрядно помотавшись по свету, он, в конце концов, встретил отшельника, который к тому времени успел уже этот кризис успешно пережить.

— Кто виноват? Что делать? Есть ли жизнь после сорока? — забросал его вопросами Вепрев.

Оценив физические параметры Репрева, отшельник отвел его к броду через реку, и велел помогать людям перебираться через опасную воду. Репрев носил путников на спине с одного берега на другой уже несколько лет, когда в один прекрасный день к нему подошел маленький мальчик, и попросил перенести и его. Репрев посадил мальчика на закорки, и двинулся в путь, но, дойдя до середины реки, он ощутил невыносимую тяжесть, как будто на его плечах лежал сам земной шар, и испугался, что сейчас они оба утонут. Но мальчик сказал: «Спокойно Маша, я Дубровский, Спокойно, Репрев, я — Иисус Христос, а тяжело тебе, потому, что ты несешь меня, а я — все тяготы мира!» И прямо на месте крестил Репрева в реке именем Христофор, что означает — несущий Христа.

Затем мальчик велел Христофору воткнуть в землю сухую ветку, которая чудесным образом выросла в плодоносное дерево, и это чудо многих обратило в веру. Христофора же местные власти бросили в темницу (за оскорбление религиозных чувств язычников), где он принял мученическую кончину.

Вот как опасно начинать искать смысл жизни!

До того, как стать покровителем автомобилистов и дорожной полиции, Святой Христофор считался покровителем странников, и все паломники, притекающие в храмы, хотели приложиться к его иконе. А в Средние века не то, что паломники, дворяне ванну принимали пару раз в жизни. И чтобы немытые паломники не слонялись туда-сюда по храму в поисках Христофора, облегчить поиски святыни, церковное руководство сподобилось получить в Ватикане буллу, разрешающую изображать Христофора гигантом — отличаясь по размеру от других святых, он был легко узнаваем издалека.

Но нимб ему писать не позволили — сказали, вот если бы он ТОГДА захлебнулся…

Дворики Кордовы

Кордова славится маленькими садами-патио, обустраиваемых во внутренних дворах домов местных жителей. Благодаря традиции испанцев раз в году, в мае, проводить фестиваль патио, кордовские дворики были включены в список нематериального наследия ЮНЕСКО — во время фестиваля жители Кордовы пускают всех желающих в свои патио, и показывают украшающие их цветы и растения.

Хождение по тапам

Летом в Андалусии пиво нагревается очень быстро, поэтому его подают в маленьких мензурках, к которым сервируют тапас. Заказывать 10 мензурок в одном баре не принято — вечерами местные жители переходят из бара в бар, опустошают мензурки, и обмениваются новостями. Это называется — хождение по тапам (от слова тапас — закуска). Чем больше народу, тем грязнее под стойкой, куда бросают палочки от тапас, чем грязнее под барной стойкой — тем лучше бар!

Источник публикации

Читайте также

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here
Перетащите ползунок, чтобы вставить комментарий