Пятилетка провалов: к чему губернатор Владимиров привел Ставропольский край
Владимир Владимиров. Фото: www.globallookpress.com
Минувшей осенью исполнилось четыре года с того момента, как Владимир Владимиров занимает кресло губернатора Ставропольского края. Но фактически он руководит регионом пять лет, с сентября 2013 года, когда указом президента был назначен временно исполняющим обязанности главы субъекта
Очередные выборы в Ставрополье пройдут осенью 2019 года, и к ним Владимиров подходит с весьма скромными результатами. Непродуманная строительная политика, сбои в коммунальном хозяйстве, коррупционные скандалы в руководстве края и другие накопившиеся проблемы могут поставить крест на дальнейших планах губернатора.
Архитектурные излишества
Одна из основных претензий к главе региона со стороны жителей Ставрополья заключается в бессистемной строительной политике, которая, помимо прочего, находит свое выражение в точечной застройке. Происходящее в Ставрополе, Кисловодске, Пятигорске и других городах края, жалуются люди, похоже на стойкое желание представителей строительного бизнеса урвать как можно больше прибыли с одного клочка земли.
Ярким показателем кризисной ситуации стали протесты жителей Кисловодска в марте этого года. Горожане выступили против планов инвестора из Азербайджана застроить центральные кварталы многоэтажными зданиями, которые, по их мнению, навсегда уничтожат архитектурную целостность Кисловодска.
Активная кампания против застройки развернулась и в социальных сетях. Пользователи выразили опасение, что новые громадины будут затемнять солнечный город и затруднят движение транспорта, а также создадут дополнительную нагрузку на коммунальные сети. Недоумение жителей вызвала позиция городской власти, которая потворствует планам азербайджанского девелопера.
Ситуация с застройкой главного курорта Кавказских Минеральных Вод стала настолько вопиющей, что не реагировать на нее было попросту невозможно. Так, 24 октября текущего года Ставропольский краевой суд признал незаконной выдачу разрешения на строительстве отеля на улице Кирова в Кисловодске. Как установила прокурорская проверка, городская администрация выдала разрешение на возведение здания с нарушениями требований Градостроительного кодекса.
Тяжелая ситуация складывается и в краевой столице. Проблема оказалась настолько запущенной, что о ней не стесняются говорить даже на ГТРК «Ставрополье» – главном СМИ региона, которое уж точно не упрекнешь в нелояльности властям региона.
Бьют в набат даже чиновники краевой администрации. Зампред правительства Ставропольского края Иван Ковалев назвал ситуацию со строительством в регионе «критической». Его коллега, замминистра строительства, дорожного хозяйства и транспорта региона и вовсе заявляла, что плотность населения в Ставрополе превышена в шесть раз, а застройки – в два раза.
О происходящем в городах Ставрополья, а также о многих других проблемах края Владимира спрашивали в ходе его пресс-конференции, которая прошла в Москве в понедельник, 3 декабря. Ответы губернатору, по всей видимости, давались нелегко, поэтому он стремился избежать какой-либо конкретики и пытался ответить общими, мало что значащими фразами.
Говоря о точечной застройке, Владимиров заявил, что проблема решается действующим градостроительным планом и четким исполнением плана земельной застройки. Винить кого-либо за создавшееся положение губернатор отказался, но вместе с тем заявил, что с себя ответственности за растущие как грибы после дождя многоэтажные дома не снимает.
«Есть множество проблем, которые связаны с тем, что актуальные генпланы и планы земельной застройки начинают перерабатываться посредством каких-то решений. Пока есть возможность что-то поменять, мы будем продолжать бороться», – сказал Владимиров.
Ну а пока господин губернатор и его команда «продолжают бороться», города Ставрополья застраиваются все новыми многоэтажными зданиями. Что мешало навести порядок в этой сфере за прошедшие пять лет?
Зеленый геноцид
Проблема уплотнительной застройки идет рука об руку с уничтожением зеленых насаждений. В марте прошлого года на ГТРК «Ставрополье» вышел сюжет с говорящим названием «Точечная застройка непобедима». В ней говорилось о вырубке вишневого сада в Зеленом переулке в Ставрополе. Почти полсотни деревьев уничтожили ради очередной многоэтажки.
А в октябре текущего года плохая новость пришла из Пятигорска. Там во время реконструкции парка «Цветник» были вырублены огромные вековые деревья. Произошедшее пятигорцы назвали уничтожением природы и решили пожаловаться в природоохранную прокуратуру.
Много шума наделала и история с вырубкой ореховой рощи в Кисловодске в прошлом году. Арендатор участка без предварительного заключения экспертизы экологического совета уничтожил 223 дерева – полтора гектара зеленых насаждений. Эксперты оценили ущерб от незаконной вырубки в более сем 40 миллионов рублей.
О творящемся под его носом беспределе Владимиров также предпочел не распространяться. «Вырубаем одно дерево, но сажаем пять. Вот этой нормы мы точно будем придерживаться», – заявил губернатор.
Даже если и так, то новые деревья, которые сейчас сажают в регионе – это чахлые саженцы, а не крупномерные деревья. Как показывает практика, в городских условиях под воздействием плохой экологии и других неблагоприятных факторов саженцы быстро погибают. Те же, кто каким-то чудом выживают, растут еще многие годы. Ну а за это время могут быть вырублены другие деревья.
Коммунальный кризис
Как снежный ком нарастают проблемы и в коммунальной отрасли. Минувшей осенью жители города Лермонтов, входящего в состав Кавказских Минеральных Вод, чуть было не остались без отопления в квартирах. Все из-за долгов ЗАО «Южная энергетическая компания» (ЮЭК) – поставщика теплоэнергии в Лермонтов.
Остановка предприятия грозила лишить тепла и сосредоточенные в городе предприятия, выпускающие продукцию, которой пользуется Минобороны, Роскосмос и другие ведомства. Тогда проблему удалось решить лишь за счет частного инвестора, который приобрел 100% акций ЮЭК.
Одним Лермонтовым коммунальный кризис осени-2018 в Ставрополье не завершился. Выяснилось, что проблемы есть у «Газпром теплоэнерго Кисловодск», снабжающей теплом главный курорт Кавминвод. В январе – апреле 2018 у предприятия образовалась задолженность в размере более 50 миллионов рублей, которую потребовали погасить через суд.
Трудности возникли и в Пятигорске. Там местная теплоснабжающая компания накопила 1,7 миллиона рублей долгов за газ. В долги предприятие также влезло в текущем году.
Владимиров признал, что подобные кризисные ситуации региону не в новинку. «Эта ситуация с Лермонтовым, была и в 2017 году, а в 2016 году ессентукская теплосеть падала полностью», – напомнил губернатор.
Глава Ставрополья заявил о необходимости «простого и действенного» механизма вхождения в право собственности проблемного предприятия нового владельца, который возьмет на себя обязательства закрыть долги и дальше эксплуатировать предприятия. «Мы подняли закон о реквизиции 1927 года. И сегодня на основании этого закона приняли региональный закон, и такие собственники, которые не могут отвечать за свои действия, мы будем пробовать изымать из собственности», – заявил Владимиров.
Тем не менее, локальные коммунальные кризисы из жизни Ставрополья пока никуда не делись. Не приведет ли однажды их сочетание к более масштабным проблемам уже на общерегиональном уровне?
От сумы и тюрьмы…
Не все хорошо в Ставрополье при губернаторе Владимирове и с кадровой политикой. В январе этого года бывшего полпреда губернатора края Сергея Батынюказадержали при получении взятки в 12 миллионов рублей, было возбуждено уголовное дело.
С 2012 по 2015 годы Батынюк возглавлял город Невинномысск, затем стал полномочным представителем Владимирова. В зону ответственности бывшего-чиновника входили Железноводск, Ессентуки, Кисловодск и предгорный район.
Как выяснилось в ходе следствия, Батынюк вымогал деньги у предпринимателя, обещая не привлекать к ответственности за неуплату НДС и за прекращение уголовного преследования.
От оценок деяний своего подопечного Владимиров уклонился, заявив, что о преступном прошлом экс-полпреда ему ничего неизвестно. Удивительно, но о том, в чем подозревается его бывший полпред, губернатор, с его слов, не в курсе. «Не погружался», – ответил он на вопрос журналистов.
«Сегодня Батынюк находится под следствием, он обвиняется в мошенничестве путем того, что кому-то обещал решить какие-то вопросы за какие-то деньги. Я даже не погружаюсь, он сегодня уже уволен. Чистка рядов, думаю, процесс бесконечный, потому что всегда хочется кому-то на чем-то поживиться», – сказал Владимиров. Странно слышать о наличии нечистых на руку личностях от главы региона, который как раз и должен заниматься тем, чтобы не допускать их в систему госуправления.
В связи с криминальными делами СМИ нередко упоминали бывшего мера Пятигорска Льва Травнева, получившего должность постпреда на Кавминводах. Журналисты утверждают, что в 90-е он якобы был арестован по обвинению в вымогательстве, но спустя три месяца отпущен под залог в миллион рублей, а уголовное дело таинственным образом исчезло.
Губернатору Владимирову и здесь ничего неизвестно. «Про криминальное прошлое Травнева я не знаю, это необходимо решать органам правопорядка, а высказывания в средствах массовой информации – этонепроверенные горячие факты», – сказал глава Ставрополья о своем подчиненном.
Восток – дело сложное
Ахиллесова пята Ставрополья – его восточная часть, традиционно наименее развитая в промышленном и экономическом отношениях, к тому же столкнувшаяся с межнациональными противоречиями. Активное проникновение в восточное Ставрополье выходцев из североказвказских республик привело к оттоку коренного русского населения.
По словам Владимирова, у руководства края «была и есть» отдельная программа развития восточной части региона. На этой территории, заверил губернатор, будут создаваться предприятия по переработке хлопка и зерна.
«Что касается оттока коренного населения, то сегодня миграционные процессы уже замедлились, если не сказать, что остановились. В большей степени это связано с падением градуса межнациональной напряженности. В 2013 году у нас было более 80% граждан, оценивающих ситуацию в межнациональном поле как критическую, сегодня их осталось 13%», – заявил глава Ставрополья.
Между тем коренного населения в приграничных восточных районах края практически не осталось. Яркий пример — село Кара-Тюбе Нефтекумского района. Русских в нем почти не осталось.
Тяжесть ситуации в восточном Ставрополье были вынуждены признать даже чиновники регионального правительства. Несколько лет назад министр краевого кабмина Александр Коробейников, курировавший социально-экономическое развитие восточных территорий, признался, что у живущих там людей возникает мнение, что они брошены и не нужны государству. Кроме того, чиновник указал на закрытие отделений банков Налоговой инспекции и других ведомств.
Из князи в грязи
Итоги прошедшей пятилетки для под руководством Владимирова для Ставропольского края неутешительные, регион находится в системном кризисе. Точечная застройка продолжается, коммунальные кризисы следуют один за другим, край сотрясают новые уголовные дела, а ситуация в восточном Ставрополье по-прежнему напряженная.
У губернатора же, судя по прошедшей в Москве пресс-конференции, на все заготовлен один универсальный ответ – мы это решаем. Как варианты – мы с этим боремся, мы этим занимаемся. Возникает вопрос, а чем в администрации Ставропольского края занимались раньше? Под управлением господина Владимирова и его команды регион находится уже шестой год, но за это время ни одна из вышеперечисленных проблем решена не была.
В 2014 году Владимирова на выборах поддержало более 80% избирателей края. Молодой, хорошо образованный технократ в глазах населения смотрелся намного выигрышнее предыдущего губернатора Валерия Заренкова, возраст которого приближался к 70 годам. По всей видимости, щедрый аванс, выданный ставропольцами новому главе региона, так и не был им использован.
В таких условиях не исключено скорая отставка Владимирова. Наметившийся тренд Кремля на обновление региональной власти может поставить крест на дальнейших губернаторских планах когда-то перспективного управленца.