Авиационный керосин (авиакеросин) – это моторное топливо для турбовинтовых и турбореактивных двигателей различных летательных аппаратов.
Авиационный керосин, как топливо:
Авиационный керосин (авиакеросин) – это моторное топливо для турбовинтовых и турбореактивных двигателей различных летательных аппаратов.
Также авиационный керосин применяется как хладагент в различных теплообменниках (топливно-воздушных радиаторах), в качестве смазки движущихся деталей топливных и двигательных систем, в качестве растворителя.
В России для дозвуковой авиации производится пять марок авиационного керосина (ТС-1, Т-1, Т-1С, Т-2 и РТ), для сверхзвуковой – две (Т-6 и Т-8В). Авиационный керосин марки РТ является унифицированным топливом и предназначен для применения на летательных аппаратах как с дозвуковой, так и сверхзвуковой скоростью полета.
Авиационные керосины марок ТС-1, Т-1, Т-1С, Т-2 и РТ являются малоопасными продуктами и по степени воздействия на организм человека, в соответствии с ГОСТ 12.1.007, относятся к 4-му классу опасности.
Авиационные керосины марок ТС-1, Т-1, Т-1С, Т-2 и РТ представляют собой легковоспламеняющуюся жидкость.
Температура самовоспламенения авиационных керосинов:
– марок ТС-1, Т-1С, Т-1, РТ – 220 °С;
– марки Т-2 – 230 °С.
Температурные пределы воспламенения паров авиационных керосинов:
– ТС-1, РТ: 25 °С (нижний) и 65 °С (верхний),
– Т-1, Т-1С: 50 °С (нижний) и 105 °С (верхний),
– Т-2: -10 °С (нижний) и 34 °С (верхний).
Концентрированные пределы взрываемости авиационных керосинов:
– ТС-1, РТ: 1,5 % об. (нижний) и 8,0 % об. (верхний),
– Т-1, Т-1С: 1,8 % об. (нижний) и 8,0 % об. (верхний),
– Т-2: 1,0 % об. (нижний) и 6,8 % об. (верхний).
Требования к качеству авиационного керосина:
По физико-химическим и эксплуатационным показателям авиационный керосин должен соответствовать нижеуказанным требованиям и нормам.
Наименование показателя | Значение показателя для марки | Метод испытания | ||||
ТС-1 | Т-1С | Т-1 | Т-2 | РТ | ||
1. Плотность при 20°С, кг/м3, не менее | 775,0 | 800,0 | 755,0 | 775,0 | По ГОСТ 3900, стандарту [1] | |
2. Фракционный состав: | По ГОСТ ISO 3405, ГОСТ 2177 (метод А), стандартам [2], [3] | |||||
а) температура начала перегонки, °С: | ||||||
не ниже | – | – | 60 | 135 | ||
не выше | 150 | 150 | – | 155 | ||
б) 10% об. отгоняется при температуре, °С, не выше | 165 | 175 | 145 | 175 | ||
в) 50% об. отгоняется при температуре, °С, не выше | 195 | 225 | 195 | 225 | ||
г) 90% об. отгоняется при температуре, °С, не выше | 230 | 270 | 250 | 270 | ||
д) 98% об. отгоняется при температуре, °С, не выше | 250 | 280 | 280 | 280 | ||
е) остаток от разгонки, %, не более | 1,5 | – | – | 1,5 | ||
ж) потери от разгонки, %, не более | 1,5 | – | – | 1,5 | ||
3. Кинематическая вязкость, мм2/с, при температуре: | По ГОСТ 33, стандартам [4], [5] | |||||
20°С, не менее | 1,25 | 1,50 | 1,05 | 1,25 | ||
минус 40°С, не более | 8 | 16 | 6 | 16 | ||
4. Низшая теплота сгорания, кДж/кг, не менее | 42900 | 42900 | 43100 | 43120 | По ГОСТ 21261, ГОСТ 11065, стандартам [6]-[10] | |
5. Высота некоптящего пламени, мм, не менее | 25 | 20 | 25 | 25 | По ГОСТ 4338, стандарту [11] | |
6. Кислотность, мг KОН на 100 см3топлива: | По ГОСТ 5985 с дополнением по 7.1 настоящего стандарта | |||||
не более | 0,7 | 0,7 | 0,7 | – | ||
в пределах | – | – | – | 0,2-0,7 | ||
7. Йодное число, г йода на 100 г топлива, не более | 3,5 | 2,0 | 3,5 | 0,5 | По ГОСТ 2070 | |
8. Температура вспышки в закрытом тигле, °С, не ниже | 28 | 30 | – | 28 | По ГОСТ 6356, по стандартам [12]-[17] | |
9. Температура начала кристаллизации, °С, не выше | Минус 60 | Минус 60 | Минус 60 | Минус 60 | По ГОСТ 5066(метод Б), ГОСТ 32402, стандартам [18]-[21] | |
10. Термоокислительная стабильность в статических условиях при 150°С, не более: | По ГОСТ 11802 | |||||
а) массовая концентрация осадка, мг на 100 см3топлива | 18 | 35 | 18 | 6 | ||
б) массовая концентрация растворимых смол, мг на 100 см3топлива | – | – | – | 30 | ||
в) массовая концентрация нерастворимых смол, мг на 100 см3топлива | – | – | – | 3 | ||
11. Объемная (массовая) доля ароматических углеводородов, %, не более | 20 (22) | 18 (20) | 20 (22) | 20 (22) | По ГОСТ 31872, ГОСТ EN 12916, ГОСТ 6994 | |
12. Содержание фактических смол, мг на 100 см3 топлива, не более | 5 | 6 | 5 | 4 | По ГОСТ 1567, ГОСТ 8489, ГОСТ 32404 | |
13. Массовая доля общей серы, %, не более | 0,20 | 0,10 | 0,25 | 0,10 | По стандарту [22], по ГОСТ 32139 , ГОСТ 32403, ГОСТ ISO 20846, ГОСТ 19121, по стандартам [23]-[35] | |
14. Массовая доля меркаптановой серы, %, не более | 0,003 | – | 0,003 | 0,001 | По стандарту [36], ГОСТ 17323, стандартам [37], [38] | |
15. Массовая доля сероводорода | Отсутствие | По ГОСТ 17323 | ||||
16. Испытание на медной пластинке при 100°С в течение 3 ч | Выдерживает | По ГОСТ 6321 с дополнением по 7.2 настоящего стандарта | ||||
17. Зольность, %, не более | 0,003 | По ГОСТ 1461, стандартам [39], [40] | ||||
18. Содержание водорастворимых кислот и щелочей | Отсутствие | По ГОСТ 6307 с дополнением по 7.6 настоящего стандарта | ||||
19. Содержание мыл нафтеновых кислот | Отсутствие | – | По ГОСТ 21103 | |||
20. Содержание механических примесей и воды | Отсутствие | По 7.3 настоящего стандарта, или стандарту [41] | ||||
21. Массовая доля нафталиновых углеводородов, %, не более | – | – | – | 1,5 | По ГОСТ 17749 | |
22. Люминометрическое число, не ниже | – | – | – | 50 | По ГОСТ 17750 | |
23. Термоокислительная стабильность, определяемая динамическим методом при 150°С – 180°С: | По ГОСТ 17751 с дополнением по 7.4 настоящего стандарта | |||||
а) перепад давления на фильтре за 5 ч, кПа, не выше | – | – | – | 10 | ||
б) цвет отложений на оценочной трубке (отложения на подогревателе), баллы, не более | – | – | – | 2 | ||
24. Взаимодействие с водой, баллы, не более: | По ГОСТ 27154 | |||||
а) состояние поверхности раздела | 1 | 1 | 1 | 1 | ||
б) состояние разделенных фаз | 1 | 1 | 1 | 1 | ||
25. Удельная электрическая проводимость, пСм/м: | По ГОСТ 25950, стандартам [42], [43] | |||||
без антистатической присадки при температуре 20°С, не более | 10 | 10 | 10 | 10 | ||
с антистатической присадкой (при температуре заправки летательного аппарата), не менее | 50 | 50 | 50 | 50 | ||
с антистатической присадкой при температуре 20°С, не более | 600 | 600 | 600 | 600 | ||
26. Давление насыщенных паров, гПа (мм рт.ст.), не более | – | – | 133 (100) | – | По ГОСТ 1756 | |
27. Содержание суммы водорастворимых щелочных соединений | – | Отсутствие | – | По 7.5 настоящего стандарта | ||
28. Термоокислительная стабильность при контрольной температуре не ниже 260°С: | По стандарту [44] | |||||
а) перепад давления на фильтре, кПа (мм рт.ст.), не более | 25 | – | – | 25 | ||
б) цвет отложений на трубке, баллы по цветовой шкале (при отсутствии нехарактерных отложений), не более | 3 | – | – | 3 | ||
Примечания:
1. По требованию потребителей допускается выпуск топлив Т-1С и Т-1 с нормой по показателю 1 не менее 810,0 кг/м3. 2. Топлива ТС-1, Т-2 и РТ, предназначенные для применения во всех климатических районах, за исключением районов I1 и II1 (по ГОСТ 16350), допускается вырабатывать с температурой начала кристаллизации не выше минус 50°С. Топлива ТС-1, Т-2 и РТ, применяемые в климатических районах I1 (холодный) и II1 (арктический), должны иметь температуру начала кристаллизации не выше минус 60°С. Допускается применять в климатических районах I1 и II1 (по ГОСТ 16350) топлива ТС-1, Т-2 и РТ с температурой начала кристаллизации не выше минус 50°С при температуре воздуха у земли не ниже минус 30°С в течение 24 ч до вылета. 3. Норма по показателю 10 а) для топлива Т-1С устанавливается не более 6 мг на 100 см3 топлива. 4. В топливе после длительного хранения (более 3 лет) допускается отклонение от норм, указанных в настоящей таблице: 5. При производстве топлива марки РТ с присадкой Хайтек 580 норма по показателю 6 устанавливается не более 0,7 мг KОН/100 см3. 6. Термоокислительную стабильность для топлива РТ (показатель 28) определяют при контрольной температуре не ниже 275°С. По требованию потребителей допускается определять термоокислительную стабильность топлива РТ по показателю 23. 7. По требованию потребителей допускается определять объемную долю ароматических углеводородов (показатель 11) в топливах ТС-1, Т-1С, Т-1 и РТ. 8. Показатель 7 определяют по требованию потребителей. |
Ссылки на источники:
[1] | АСТМ Д 4052-11 | Стандартный метод определения плотности и относительной плотности с применением цифрового плотномера |
[2] | СТБ 1934-2009 | Нефтепродукты. Метод определения фракционного состава при атмосферном давлении (АСТМ Д 86-07в) |
[3] | АСТМ Д 86-12 | Метод дистилляции нефтепродуктов при атмосферном давлении (IP 123) |
[4] | СТБ 1798-2007 | Нефтепродукты. Прозрачные и непрозрачные жидкости. Метод определения кинематической вязкости и расчет динамической вязкости (АСТМ Д 445-06, IDT) |
[5] | АСТМ Д 445-12 | Метод определения кинематической вязкости прозрачных и непрозрачных жидкостей (расчет динамической вязкости) (IP 71) |
[6] | АСТМ Д 3338-09 | Стандартный метод оценки теплоты сгорания авиационных топлив |
[7] | АСТМ Д 4529-11 | Стандартный метод вычисления низшей теплоты сгорания авиационных топлив |
[8] | АСТМ Д 4809-13 | Стандартный метод определения теплоты сгорания жидких углеводородных топлив в калориметрической бомбе (точный метод) |
[9] | IP 12/79(80) | Определение удельной энергии |
[10] | IP 355/98 | Вычисление низшей теплоты сгорания авиатоплива с использованием данных по содержанию водорода |
[11] | АСТМ Д 1322-12 | Стандартный метод определения высоты некоптящего пламени керосина и авиационного турбинного топлива (IР 57/95) |
[12] | СТБ ISO 3679-2008 | Нефтепродукты и другие жидкости. Ускоренный метод определения температуры вспышки в закрытом тигле в равновесных условиях (ИСО 3679:2004, IDT) |
[13] | СТБ 1576-2005 | Нефтепродукты. Метод определения температуры вспышки на приборе Тага с закрытым тиглем (АСТМ Д 56-02а, IDT) |
[14] | АСТМ Д 56-10 | Стандартный метод определения температуры вспышки в закрытом тигле Тага |
[15] | СТБ ISO 13736-2007 | Нефтепродукты и другие жидкости. Определение температуры вспышки в закрытом тигле по методу Абеля (ИСО 13736:1997, IDT) |
[16] | АСТМ Д 3828-12 | Стандартные методы определения температуры вспышки в закрытом тигле малого размера (IP 303) |
[17] | IP 170/99 | Нефтепродукты и другие жидкости. Определение температуры вспышки. Метод с использованием закрытого тигля Абеля |
[18] | ГОСТ Р 52332-2005 | Топлива авиационные. Определение температуры замерзания методом автоматического фазового перехода |
[19] | СТБ 1615-2006 | Топлива авиационные. Метод определения температуры кристаллизации (автоматический метод фазового перехода) (АСТМ Д 5972-02, IDT) |
[20] | СТБ 1633-2006 | Топлива авиационные. Определение температуры кристаллизации (АСТМ Д 2386-05, IDT) |
[21] | АСТМ Д 5972-10 | Стандартный метод определения температуры замерзания авиационных топлив (метод самопроизвольного фазового перехода) |
[22] | ГОСТ Р 51947-2002 | Нефть и нефтепродукты. Определение серы методом энергодисперсионной рентгенофлуоресцентной спектрометрии |
[23] | ГОСТ Р 51859-2002 | Нефтепродукты. Определение серы ламповым методом |
[24] | СТБ 1420-2003 | Нефть и нефтепродукты. Определение содержания серы методом рентгенофлуоресцентной спектрометрии |
[25] | СТБ ISO 8754-2004 | Нефтепродукты. Определение содержания серы методом энергодисперсионной рентгенофлуоресцентной спектрометрии |
[26] | СТБ 1469-2004 | Нефть и нефтепродукты. Определение содержания серы методом волновой дисперсионной рентгенофлуоресцентной спектрометрии (АСТМ Д 2622-33, IDT) |
[27] | СТБ ISO 14596-2002 | Нефтепродукты. Определение содержания серы методом рентгенофлуоресцентной спектрометрии (ИСО 14596:1998, IDT) |
[28] | АСТМ Д 2622-10 | Стандартный метод определения серы в нефтепродуктах методом рентгенофлуоресцентной спектрометрии с дисперсией по длине волны |
[29] | АСТМ Д 5453-12 | Стандартный метод определения общего содержания серы в легких углеводородах, топливах для двигателей с искровым зажиганием, топливах для дизельных двигателей и моторных маслах ультрафиолетовой флуоресценцией |
[30] | IP 243/94 | Нефтепродукты и углеводороды. Определение содержания серы. Метод разложения по Викбольду |
[31] | IP 336/95 | Нефтепродукты. Определение содержания серы. Метод энергодисперсионной рентгенофлуоресценции |
[32] | IP 373/99 | Определение содержания серы в легких и средних дистиллятах окислительной микрокулонометрии |
[33] | IP 447/99 | Нефтепродукты. Определение содержания серы. Метод рентгенофлуоресцентной спектроскопии с рассеянием по длине волны |
[34] | IP 107/86 | Определение серы. Метод сжигания в лампе |
[35] | АСТМ Д 1552-08 | Стандартный метод определения серы в нефтепродуктах (высокотемпературный метод) |
[36] | ГОСТ Р 52030-2003 | Нефтепродукты. Потенциометрический метод определения меркаптановой серы |
[37] | СТБ 1588-2005 | Нефтепродукты жидкие. Потециометрический метод определения меркаптановой серы |
[38] | АСТМ Д 3227-13 | Стандартный метод определения серы (тиол меркаптановой) в автомобильном бензине, керосине, авиационных турбинных и дистиллятных топливах (потенциометрический метод) (IP 342) |
[39] | АСТМ Д 482-13 | Стандартный метод определения золы в нефтепродуктах |
[40] | ИСО 6245:2001 | Нефтепродукты. Метод определения золы |
[41] | СТБ 1634-2006 | Топлива дистиллятные. Определение свободной воды и механических примесей визуальным методом (АСТМ Д 4176-04, IDT) |
[42] | СТБ 1587-2005 | Топлива авиационные и дистиллятные. Методы определения электрической проводимости |
[43] | АСТМ Д 2624-09 | Стандартный метод определения удельной электрической проводимости авиационных и дистиллятных топлив (IP 274) |
[44] | ГОСТ Р 52954-2013 | Нефтепродукты. Определение термоокислительной стабильности топлив для газовых турбин |
[45] | Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 013/2011 | О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту (утвержденный решением комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. N 826) |
[46] | Правила перевозок опасных грузов по железным дорогам (в редакции с изменениями и дополнениями, утверждены протоколами заседаний Совета по железнодорожному транспорту государств – участников СНГ от 23.11.07, 30.05.08, 22.05.09) | |
[47] | Правила перевозки жидких грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума (утверждены Советом по железнодорожному транспорту государств – участников СНГ 22 мая 2009 г. N 50) |
Источник: ГОСТ 10227-2013 Топлива для реактивных двигателей. Технические условия.