Миссия лейтенант-коммандера Майкла «Mob» Тремеля начиналась вполне рутинно. Его F/A-18E Super Hornet из состава истребительной эскадрильи ВМС США, которая базировалась на авианосце USS George Bush в Средиземном море, готовился к взлету для выполнения задач над территорией Сирии.
Основная задача экипажей в тот день, как много раз до этого, состояла в поддержке наземных подразделений «Сирийских демократических сил», которые вели наступление на позиции боевиков в Ракке, столицы псевдохалифата, нанесение ударов по наземным целям в Сирии и Ираке.
18 июня 2017 года. Тремель со своим ведомым идут под позывными Freedom 33 и 34. Ситуация как на земле, так и в воздухе складывается сложная. Сирийцы и русские обозлены после ракетного удара т.н. коалиции по авиабазе Шайрат. Боевые самолеты ВКС России постоянно находятся в воздухе.
Два звена истребителей шли второй волной. В этот день аналогичная группа из двух пар «Шершней» уже работала в районе и передавала информацию о том, что ситуация на земле накаляется. Запросы на воздушную поддержку идут постоянно, активно применяется оружие «воздух-поверхность».
Звено Тремеля было направлено в обход зоны контроля российской системы ПВО в Тартусе в район сирийского города Эт-Табка, где они вступили во взаимодействие с передовыми авианаводчиками из подразделений JTAC по оказанию непосредственной огневой поддержки дружественным силам в зоне соприкосновения с правительственными войсками Арабской республики.
От дел насущных командира звена отвлек российский истребитель Су-27СМ3, который появился в районе и стал кружить на большой высоте, обозревая окрестности. Тремель перевел работу систем самолета в режим «воздух-воздух» и сосредоточился на российском визави.
По теме: Они «гоняют» американцев, французов и турок… Русские асы в сирийском небе.
В этот момент на радаре ведущего самолета появляется новая отметка, которая на большой скорости движется в район событий. Управляя своим Super Hornet, Тремэль уходит на перехват новой цели. После визуального опознавания становится ясно, что в игру вступает истребитель-бомбардировщик Су-22 ВВС Сирии.
Командир звена «Шершней» передает по команде о появлении на «поле» нового игрока. С борта самолета дальнего радиолокационного обнаружения и управления (AWACS) Boeing E-3 Sentry по специальному каналу связи начинают уходить в эфир предупреждения сирийскому пилоту о необходимости покинуть район проведения американской операции.
Несмотря на многократные призывы, пилот сирийского самолета продолжает идти прежним курсом. Американцы понимают его конечную цель, судя по всему, правительственные подразделения на земле вызвали поддержку с ближайшей базы, а Дамаск направил одиночный самолет в кишащий американскими «охотниками» район.
Тремель берет инициативу на себя. Он совершает проход в непосредственной близости от Су-22, заходит ему по курсу, пытается всячески «стряхнуть» его отстрелом ИК-ловушек и спутным следом своих двигателей.
Кстати, аналогичный эпизод произойдет спустя некоторое время с российским штурмовиком. Однако, в отличии от сирийцев, у российского пилота было кого позвать на помощь и приструнить назойливых американцев!
Попытки американца оканчиваются безрезультатно. Су-22 идет прежним курсом и… наносит удар по целям на земле, а там работают пока еще дружественные курдские отряды. Позже, когда американцы начнут выводить и заводить свои войска из Сирии и обратно, курды будут называть их предателями, а пока ВВС США — это боги, которые их «защищают».
Тремель переключает селектор оружия на ракеты AIM-9 Sidewinder класса «воздух-воздух» ближнего радиуса действия и открывает огонь по сирийскому Су-22.
Ракета сходит с пилона, оставляя за собой дымный след и… уходит в никуда. Пилоты не понимают, что произошло, инфракрасная головка самонаведения не смогла зафиксировать цель. Тремель быстро переключается на дальнобойную AIM-120 AMRAAM, которая в данном случае могла оказаться не так эффективна из-за близости к цели, но оружие ближнего боя было уже скомпрометировало.
Ракета уходит на цель и поражает ее. Расстояние между самолетами было столь малым, что пилоты «Шершня» в самый последний момент смогли уйти от столкновения с обломками сирийского самолета, а катапультное кресло Су-22 пролетело фактически рядом с ними. Пилот смог покинуть самолет, но приземлился на контролируемой боевиками территории и попал в плен.
К тому времени, как всё закончилось, американский самолет оказался в глубине позиций сирийской армии, зоны, контролируемой российскими средствами ПВО. Тремель уходит в набор и берет курс на сближение с воздушным танкером КС-10 Extender для дозаправки. Залив полный бак, звено «Шершней» уходит в сторону Ирака.
К точке встречи с заправщиком американцев сопровождал тот самый российский Су-27, который все время противостояния так и висел высоко над районом. Он не стал мешать «партнерам» расслабиться, болтаясь на шланге топливозаправки.
Кстати, пара российских Су-30СМ в аналогичной ситуации оказалась не столь снисходительной. Когда группа французских Рафалей «присосалась» к КС-135, наши асы пощекотали нервы гостям из далекой Франции.
После выполнения всех поставленных задач, Тремель и его ведомый успешно вернулись на авианосец, их самолеты были перевооружены и заправлены, а час спустя снова взлетели курсом на Сирию.
Майкл Тремель стал первым за многие годы пилотом морской авиации, которому удалось сбить вражеский самолет в воздушном бою.
Соответствующая отметка в виде сирийского флага и схематичного изображения Су-22 появилась с левой стороны самолета под фонарем кабины экипажа.
К чему мы вспомнили эту историю? Несколько дней назад данный самолет был сфотографирован на одной из баз с другим бортовым номером и отсутствующей отметкой о событиях 18 июня 2017 года.
По неизвестной причине флаг был перенесен на другую сторону фюзеляжа, а изображение Су-22 исчезло вовсе.