Валенсия в стиле модерн и не только

40

Свои прогулки по Валенсии я начала с рассказа о её Парках и мостах.

Сегодня я хочу показать другую Валенсию, с конца XIX века в её архитектуре был популярен стиль, который называют валенсийским модернизмом. Сначала я хотела рассказать только о зданиях в этом стиле, но архитектура города разнообразна, в рассказе пропадала система. Поэтому приглашаю на прогулку тех, кто любит модерн и эклектику, но и мимо другого проходить не будем.

Начнем с Carrer de Guillem de Castro, это одна из улиц, которые, если глянуть на карту, как кольцом окружают старый город. По ней мы шли с определенной целью, но, увидев необычную арку, не могли пройти мимо.

Это Парк культуры, а под аркой стоит памятник Эскулапу. Памятник богу врачевания здесь стоит не зря, на этом месте еще в XIV веке находилось первое в Европе убежище для больных с психическими заболеваниями. Затем с начала XVI века — городская больница общего профиля. Здание больницы теперь занимает публичная библиотека, а рядом построили Валенсийский музей просвещения и современности (MuVIM). Как я поняла, когда строили, откопали остатки средневековых сооружений, их можно увидеть в подвале музея. По римским колоннам, расставленным по территории, с удовольствием ползают дети.

Среди мандариновых деревьев красиво смотрелась колокольня церкви Сан-Августин (Jglesia San Agustín). Когда-то здесь был монастырь ордена отшельников Святого Августина, построенный в XIII веке, один из самых крупных в Валенсии. При монастыре была огромная библиотека -120 тысяч книг религиозного и светского содержания.

Во время вторжения французов в 1812 году монастырь превратили в казармы, а все произведения искусства и библиотека исчезли без следа. Монастырь после этого так и не восстановил своего былого величия, его снесли в начале XX века, оставили только церковь в стиле валенсианской готики.

А вот и наша цель, — главный образец модерна Валенсии — Северный вокзал (Estación del Norte), построенный по проекту архитектора Диметрио Рибеса. Его строили десять лет и открыли в 1917 году. Рибес был архитектором Товарищества железных дорог северной Испании, кроме этого вокзала, он построил Северный вокзал в Барселоне и вокзал Принсипе Пио в Мадриде.

Стоя на привокзальной площади, не знаешь, в какую сторону смотреть в первую очередь. Слева от вокзала — арена для корриды (Plaza de Toros de Valencia), построенная в 1859 году архитектором Себастьяном Эстельесом, одна из самых больших в Испании. Она вмещает более 12 тысяч зрителей.

Коррида в Валенсии проводится с 1085 года до настоящего времени. Ежегодно проводится два цикла корриды, в марте и октябре во время региональных праздников. Каждый цикл длится неделю и включает порядка 10 выступления прославленных тореадоров со всего мира. А в остальное время это концертная площадка, а также место проведения ярмарок и фестивалей.

Здания справа от вокзала.

Рассмотрим внимательнее здание Северного вокзала, его фасад украшает растительный орнамент, в основном это многочисленные цитрусовые, гордость Валенсии. По обе стороны от входа — мозаичные панно, изображающие девушек в национальных костюмах.

На аттике центральной башни — орёл, восседающий на земном шаре, — эмблема железнодорожной корпорации. Орёл — символ скорости..

Интерьеры вокзала украшены глазированной керамикой, стеклом и мрамором. Роскошный главный зал, его великолепное оформление хочется рассматривать бесконечно: колонны, стены, потолки отделаны мозаикой. Мозаичным оформлением вокзала занимался выдающийся каталонский декоратор Льюис Бру. Например, он же оформлял Дворец каталонской музыки в Барселоне.

Обязательно нужно заглянуть в зал справа от входа, там великолепные мозаичные панно. Он так и называется — Мозаичный зал, когда-то там был кафетерий, где можно было выпить кофе в ожидании поезда.

Потолок и стены украшают мозаичные композиции с геометрическими и растительными орнаментами.

От вокзала начинается широкая улица — Avenida del Marqués de Sotelo, застроенная жилыми домами конца XIX — начала XX века. Этот район города выглядит очень респектабельно.

В начале улицы справа — бывший офис страховой компании La Union y El Fenix. Их в любом испанском городе узнаешь по скульптуре на башне фасаде — человек, сидящий на расправившем крылья орле. Здание в стиле эклектики построено в 1929 году по проекту архитектора Энрике Видма Видала.

На противоположной стороне улицы его же работа — офисное здание, построенное в 1928 году.

А теперь мы на главной площади города, Ратушной — Plaza del Ayuntamiento, где, понятно, находится городская ратуша с рабочим кабинетом мэра Валенсии, и где проходят заседания Муниципального совета, решающего все важные вопросы, касающиеся Валенсии и ее жителей.

Мэрия — одно из самых красивых зданий Валенсии. В его основе бывший колледж XVIII века для девочек, лишенных средств к существованию. Здание занимает мэрия с середины XIX века, а в первой половине XX века оно было перестроено и расширено. Главный фасад был достроен по проекту, выполненному в 1906 году архитекторами Карлосом Карбонелем и Франсиско Мора Беренгером.

Мэрия доступна для посещения бесплатно в рабочие дни с 9–00 до 13–00. При входе проходишь через рамку металлоискателя, предъявляешь сумку для досмотра и поднимаешься по мраморной лестнице на второй этаж. В центральной нише стоит мраморная скульптура Иисуса и его Пресвятого Сердца.

Над лестницей красивый витражный потолок с изображением герба Валенсии.

Мы посмотрели парадный зал, который называют Хрустальным, он был торжественно открыт в 1929 году испанским королем Альфонсо XIII. Читала, что можно еще посетить Зал заседаний, но в этот день никакие иные двери открыты не были.

Овальные росписи потолка изображают аллегории валенсийской Земли, Неба и Моря.

Конечно, обязательно нужно выйти на балкон мэрии, чтобы посмотреть на площадь с высоты, поверх деревьев. С этого балкона представители власти обращаются к народу и произносят официальные речи. Почему бы не приобщиться!

В центре трехэтажная башня с часами и металлическим карильоном.

Ратушная площадь — самая большая площадь города. Она имеет форму вытянутого треугольника и окружена солидными зданиями, каждое из которых красиво по своему, детали можно разглядывать бесконечно. В центре по периметру расставлено больше десятка цветочных киосков.

Напротив мэрии на противоположной стороне площади — монументальное здание Главпочтамта или Дворца почт и телеграфа (Palacio de correos y telégrafos), построенное в 1915–1923 годах по проекту архтектора Мигеля Анхеля Наварро. Лучше его показать помешало солнце и деревья. Нужно обязательно зайти в здание, там, в зале, необыкновенно красивый стеклянный купол. Я, к сожалению, узнала об этом только сейчас.

Слева от Главпочтамта целый комплекс жилых зданий в стиле валенсийского модернизма. Угловое — Edifici Suay — построено в 1910 году по проекту Франсиско Мора Беренгера, одного из авторов здания мэрии. Франсиско Мора был одним из выдающихся архитекторов валенсийского модернизма. Он учился архитектуре в Барселоне, бывал в мастерской Антонио Гауди, а с 1901 года работал в Валенсии, где построил много замечательных зданий.

Левее — Casa Noguera, жилой дом, построенный в 1909 году также по проекту Франсиско Мора Берингера. Это частный дом архитектора. Здесь, как и у соседнего здания, стиль валенсийского модернизма дополняют элементы неоготики.

Рядом дом с башенкой — частный дом Эрнесто Феррера (casa Ernesto Ferrer), построенный в 1913 году, по проекту Франсиско Альменара Кинза. Это также валенсийский архитектор, но от его произведений сохранилось немного.

С Ратушной площади уходить не хочется, она такая светлая и праздничная! Фонтан здесь внешне очень простой, но эта простота компенсируется количеством воды.

Хороши башенки, украшающие многие здания. Самые красивые — яркие башни здания мэрии.

Памятник на площади тоже есть. Это памятник Франсиско де Винатеа, жившему на рубеже XIII–XIV веков, а когда-то на этом месте стояла конная статуя Франко.

Как ни хороша площадь, но идем дальше, свернем на улицу Calle de las Barcas. Там сразу за домом Эрнесто Феррера отличный образец валенсийского модернизма — Отель Reina Victoria. Здание было простроено в 1910 году по проекту Луиса Ферререса Солера для офисов банка и жилых квартир, но вскоре стало отелем. Особенно хороши угловые элементы верхнего этажа.

В конце Calle de las Barcas, как корабль, стоит необычное здание: какое-то непропорциональное, узкое и высокое, внешне похожее на бисквитный торт. Это штаб-квартира Банка Валенсии (Edificio del Banco de Valencia), как написано над входом. Здание считают выдающимся образцом валенсийского необарокко. Его построили в 1942 году, хотя проект выполнила группа из четырех архитекторов еще в 1935 году. Помешала Гражданская война.

А теперь одно из главных произведений валенсийского модернизма — Рынок Колумба (Mercado de Colón), одно из самых красивых зданий Валенсии, построенных в начале XX века. Рынок построен в 1914–1916 году по проекту того же Франсиско Мора Беренгера, это одно из главных его творений.

Работами руководил архитектор Деметрио Рибес, автор проекта Северного вокзала. Его назначили, так как он имел большой опыт работы с металлоконструкциями. Он же выполнил проект боковых навесов, которые обеспечивают хорошую вентиляцию здания.

Здание рынка, пришедшего в упадок к концу XX века, полностью реконструировали и модернизировали, работы завершили в 2003 году. Укрепили существовавшие конструкции, добавили подземные этажи (под подземным торговым этажем есть еще и паркинг). Сейчас это скорее развлекательный центр, от рынка осталось только название: внутри кафе, рестораны, сувенирные и цветочные магазины, т. е. то, что нужно больше туристам, чем местным жителям.

Большинство зданий города в стиле модернизма и эклектики находятся в районе города Эшампле, расположенном между улицами Calle Colon и Avenida Peris y Valero.

Это район начал застраиваться в последние десятилетия XIX века к югу от Старого города, чтобы удовлетворить растущие потребности местного населения, в основном буржуазии.

«Дом драконов» построен в 1901 году, архитектор Хосе Мария Мануэль Кортина Перес. Здание кроме драконов, украшено розами и ящерками. Читала, что архитектор построил его для своего отца. Может он имел отношение к железной дороге, на фасаде под драконом явно изображен паровоз.

Мы на площади Пласа-де-ла-Порта-де-ла-Мар (plaza de la Puerta del Mar), от которой лучами разбегаются шесть улиц, в том числе Calle Colon, главная торговая улица города.

Стоящие в центре Puerta del Mar (Ворота в море) построены в 1946 году, это только реконструкция стоявших на этом месте городских ворот, построенных в 1801 году. Они были снесены в 1867 году вместе с большей частью городской стены.

К площади примыкает сад Глориета, по которому мы уже гуляли, выходим через него на площадь Тетуан.

А сейчас немного отвлечемся от модернизма, ведь Валенсия так многолика! Площадь Тетуан (plaza de Tetuán) — одна из исторических площадей города. Здание с двумя башнями — Дворец графов Сервеллон, построенный в XVIII веке, он занимает важное место в истории города.

Когда в 1810 году снесли Королевский дворец в Валенсии, дворец Сервеллон стал официальной резиденцией испанских монархов во время посещения ими города. Здесь, например, в 1812 году король Фердинанд VII отменил испанскую Конституцию 1812 года, а позже его вдова Каролина-Кристина отреклась от регенства.

Уже в нашем столетии здесь была проведена реконструкция, сейчас дворец занимает исторический муниципальный архив Валенсии и муниципальная библиотека.

Напротив бывший доминиканский монастырь Санто-Доминго, который находится здесь с XIII века.

После упразднения монастыря здания передали военным.

На площади установлен памятник католическому святому, монаху-доминиканцу Висенте Ферреру, жившему в XIV веке.

Неподалеку площадь его имени — Plaza de San Vicente Ferrer с правительственным зданием — Diputación de Valencia, фонтаном и церковью в стиле барокко Санто Томас и Сан Фелипе Нери первой половины XVIII века. Из-за стоящих на площади машин, втиснуть в кадр церковь удалось только частями. Мы только проходили мимо по пути ко Дворцу маркиза Дос Агуас.

Дворец маркизов Дос Агуас — выдающийся образец стиля барокко в Валенсии. Здесь была усадьба Рабассы де Перильоса, который в 1699 году получил от короля Карлоса II титул маркиза Дос Агуас. Современный вид — результат реконструкции второй половины XIX века, когда на фасаде появилась штукатурка в серых и розовых тонах, имитирующая мрамор.

В 1941 году здание купило государство и разместило в нем коллекцию керамики, подаренную Мануэлем Гонсалесом Марти, музей назван его именем. Последняя реконструкция здания была выполнена в конце XX века.

Дворец удивительно красив — белоснежные обрамления оконных проемов, резные кружевные решетки на окнах первого этажа, многочисленные скульптуры под карнизом.

Главный портал в стиле рококо на первый взгляд выглядит тяжелым, пока не разглядишь детали. Удивительно тонкая работа скульпторов!

В центре в нише стоит скульптура Богоматери Розарии, покровительницы дворянского дома Дос Агуас, к ее ногам прижимаются ангелы. Над дверным проемом — герб рода Дос Агуас. По обе стороны от проема атланты, один опирается на льва, другой — на двух крокодилов, у их ног кувшины, из которых вытекает вода. Аталанты — символы рек Турия и Хукар, которые протекали по землям, принадлежащим маркизу, от этого и его титул: Дос Агуас в переводе «две реки».

В Музей мы не ходили, на следующий день предстоял переезд в Мурсию, а еще и здесь не все увидели. Хотя музей очень интересный, если судить по отзывам побывавших там, но на него нужно несколько часов, которых у нас не было.

А теперь отправимся к одной из главных туристических достопримечательностей Валенсии — Центральному рынку (Mercado Central). Это один из самых интресных уголков города, ансамбль, где встретились памятники архитектуры разных эпох: Шелковая биржа XV века в стиле поздней готики, барочная церковь Сантос-Хуанес XVII века и модернистский рынок начала XX века.

Здание Центрального рынка было построено по проекту двух каталонских архитекторов Алехандро Солера-и-Марта и Франческа Гуардия-и-Виала. Строительство начали в 1914 году, а закончили в 1928. Работы заканчивал валенсийский архитектор Энрике Видма Видал, который внес некоторые изменения в проект. В здании 1200 торговых мест и продаются все виды продуктов питания. Рынок открыт до 15–00, чтобы полюбоваться его интерьерами нужно приходить пораньше, мы немного не успели.

Здание очень колоритное, его снаружи и изнутри украшает кованый металл, керамические изразцы, цветные витражи. Два великолепных купола: один побольше в зоне, где торгуют рыбой, второй — в зоне торговли овощами и фруктами. Обратите внимание на флюгер над малым куполом: фигурка зеленого попугая над желтой королевской короной. Это «рыночный попугай», намек на сплетни и болтовню, что обычное явление для рынков.

С двух сторон от главного фасада рынка стоят два небольших модернистских здания из красного кирпича. В одном из них когда-то размещалась администрация рынка, а сейчас оно принадлежит банку. Здание справа занимает Совет по торговле и снабжению Валенсии. Правильное размещение, нужно быть ближе к тому, чем занимаешься.

Молодежь толпилась у выставленной у здания фигуры персонажа книги «Гарри Поттер», мы уже видели такое накануне в Городе наук и искусства и только что у рынка Колон. Это реклама выставки, посвященной героям знаменитой саги о Гарри Поттере, которая открывалась через неделю в Научном музее имени Принца Фелипе Валенсии.

Рядос с рынком стоит церковь святых Иоаннов (Iglesia de los Santos Juanes), посвященная святым Иоанну Крестителю и Иоанну Богослову. Первая церковь была построена в 1240 году на месте разрушенной арабской мечети после отвоевания Валенсии у мавров. Почти за семь веков её истории, церковь не раз перестраивали по разным причинам, свой барочный облик она приобрела к началу XVIII века.

В центре фасада, выходящего на Рыночную площадь, в нише установлена скульптура Девы Марии дель Росарио, над нею башня с часами, по обе стороны от которых — фигуры Святых Иоаннов.

На вершине башни фасада церкви Святых Иоаннов флюгер, в виде орла с чернильницей в клюве. Это символ Иоанна Евангелиста. К сожалению, орел развернулся задом. Но это же флюгер!

Совсем иначе выглядит церковь со стороны улицы Карникерос, это то, что осталось от валенсийской готики.

Ну и, конечно, Шелковая биржа (Lonja de la Seda) — уникальный образец поздней готики, свидетельство времен торгового расцвета Валенсии, когда город был экономическим центром Средиземноморья. Здание было построено в 1482–1553 годах, здесь несколько веков торговали шелком, и заседал комитет по торговле. Руководил работами известный архитектор того времени Пере Компте, а завершал уже его ученик. Это объект Всемирного наследия ЮНЕСКО, мы пришли с намерением его посетить. Пока ждали начала следующего допуска в музей, резко похолодало, начался дождь с ветром, и мы позорно ретировались, так как к такому были не готовы.

На этом закончим прогулку по Валенсии в поисках модерна и так любимых мною «красивых» домиков. Если кому-то было скучно читать, можно ведь и просто картинки посмотреть, я не обижусь, сама виновата.

Ссылка на источник

Читайте также

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Solve : *
16 + 28 =