Вторую часть своего скромного повествования хочу посвятить дальнейшему знакомству с прекрасным Стокгольмом, но с акцентом на его славное прошлое, затерянное в глубине ушедших веков.
На фото: Стуртори — бывшая главная площадь Стокгольма (теперь её роль выполняет Сергельс Тори на Норрмальме). Серый дом на Stortorget 3 — это дом Грилля / Grillska huset. Дом быд построен еще в средневековье, но постоянно реконструировался в XVIII, XIX и XX веке. Название дома происходит с XVII века, когда Грилль купил этот дом, которым его семья владела много лет.
На фото: Музей Нобеля (Nobelmuseet). Он находится в здании Фондовой Биржи на северной стороне Главной площади (Stortorget) в Старом Городе (Gamla stan), расположенном в центральной части Стокгольма. Музей был открыт в 2001 году в Стокгольме к столетию учреждения Нобелевской премии. Музей Нобеля посвящен всему, что связано с жизнью выдающегося шведского химика, инженера и изобретателя Альфреда Бернхарда Нобеля (1833–1896), Нобелевской премии и ее лауреатам с 1901 года по настоящее время.
Понятное дело, что современному городу невозможно втиснуться в прокрустово ложе средневековых городов. Тот же Париж в конце 19-го века взял, да и снёс своё наследие феодального прошлого. На месте, откровенно убогих строений, возвёл прекрасные дома, разделённые широкими улицами и проспектами. Знали бы парижане, что наступит 21 век и полчища туристов из Поднебесной будут преодолевать тысячи километров, только ради лицезрения останков глубокой старины. Тратить уйму денег, увеличивая благосостояния местных жителей. Правда, Парижу получилось сохранить свой шарм, и притягательность и он вовсе не обделён вниманием путешественников со всего мира.
На фото: Стурторгет, старейшая площадь Стокгольма. В центре площади находится колодец Stortorgsbrunnen, построенный еще в средние века, это нулевой километр Стокгольма, именно отсюда измерялись все расстояния в городе.
На фото: Стурторгет (Stortorget) — самое растиражированное на открытках и магнитах место Стокгольма. Эта старейшая площадь находится в сердце Гамла Стана. Красный дом Schantz House (1450 г.) с 92-мя белыми камнями, которые вмурованы в стену в память о 92-х шведах, казненных датским королем Кристианом II. Когда в 1650 г. этот дом купил секретарь Карла XЙохан Эберхард Шанц, он решил таким образом почтить память о событиях «Кровавой Бани» 92 белыми камнями. Рядом с домом Шанца находится еще один старинный дом Seyfridtzska huset — дом Сейфридца, Stortorget, 20. Он построен в 1520-х годах. Имя дому дал его хозяин, который владел им в 1620-х годах. Когда Ханс Сейфридц умер, его вдова Мария Сейфридц вышла замуж за соседа Йохана Эберхарда Шанца. Дом несколько раз реконструировался, но в XVIII веке приобрел современный вид.
На фото: Колодец Stortorgsbrunnen на площади Стурторгет. В 1778 году Эрик Палмштедт создал тот колодец, который мы видим сейчас. Трубы, из которых лилась вода, вмонтированы в львиные пасти. В 1856 г. он пересох из-за понижения уровня грунтовых вод, позже был соединен с городским водопроводом, сейчас выполняет функцию фонтана.
У Стокгольма свой путь в нелёгком движении из прошлого в будущее. Он расположен на многочисленных островах, поэтому, для своего развития ему не надо было ничего сносить, достаточно было обустраивать соседние острова. Но, свою лепту в облагораживании города вносили многочисленные пожары. Всё-таки места северные и строили в основном из дерева и достаточно скученно. Поэтому если и возникало где-то воспламенение оно на одном доме не останавливалось, ветер и слабые пожарные возможности тех лет, заканчивались настоящим бедствием.
На фото: Прогулка по улицам и переулкам Гамла Стана.
На фото: Прогулка по улицам и переулкам Гамла Стана.
На фото: Прогулка по улицам и переулкам Гамла Стана.
На фото: Прогулка по улицам и переулкам Гамла Стана.
На фото: Небольшой переулок между зданиями Королевского банка и переход между корпусами. По этому переходу носили деньги, что бы не искушать граждан.
На фото: Прогулка по улицам и переулкам Гамла Стана.
А ещё и постоянные войны, пускай и не ядерные, тоже вносили свою лепту в уничтожении наследия прошлого. Исходя из этого, самые старые дома Стокгольма каменные и возрастом не более 400 лет. Но и этого вполне достаточно, для того чтобы погрузиться в атмосферу давно ушедшего времени.
На фото: Прогулка по улицам и переулкам Гамла Стана.
На фото: Прогулка по улицам и переулкам Гамла Стана.
На фото: Прогулка по улицам и переулкам Гамла Стана.
В основном, вся старина города сконцентрирована на острове Стадсхолмен (Stadsholmen) в районе Gamla Stan — Старый город. Поэтому все пути познания Стокгольма, рано или поздно, приведут в него. Что случилось и с нами. Начали мы знакомство с памятниками Gamla Stan, естественно, с королевского дворца и со всем тем, что расположено рядом.
На фото: Прогулка по улицам и переулкам Гамла Стана.
На фото: Святой Георгий является небесным покровителем Стокгольма. Памятник, установлен в начале XX в., является копией оригинальной скульптуры, изготовленной из дерева в 1489 г., самой старой деревянной скульптуры Европы, хранящейся в церкви Святого Николая.
На фото: Прогулка по улицам и переулкам Гамла Стана.
На фото: Прогулка по улицам и переулкам Гамла Стана.
Дворец выглядел, как и положено ему, красиво, но по-шведски сдержанно. После этого мы направились к следующей достопримечательности Gamla Stan, к площади Стурторьет, что в переводе со шведского означает «Большая площадь». Ну, большой она может быть, естественно, по меркам средневековья. В разгар дня она была достаточно плотно заполнена пришлым людом, что мешало погружению в нирвану, сидя в тени средневекового дома. Вместо этого, поддавшись царившей суете, пытался найти самое удачное место для съёмки, одним ухом слушая рассказ экскурсовода.
На фото: Прогулка по улицам и переулкам Гамла Стана.
На фото: Прогулка по дворам и переходам Гамла Стана.
На фото: Прогулка по дворам и переходам Гамла Стана
На фото: Прогулка по дворам и переходам Гамла Стана
На фото: Прогулка по дворам и переходам Гамла Стана
Обойдя несколько раз площадь, прослушав исторические байки, мы двинулись по старым улицам и переулкам Gamla Stan. Вот гуляя по ним, действительно, погружаешься в пучину лет вихрем пронёсшихся по ним. Воображение начинает рисовать картины быта людей давно ушедших в мир иной, но оставивших о себе память в виде строений, названий и памятников. Представляешь, как они в нарядах моды тех лет, пафосно прогуливались, общались друг с другом, делясь последними сплетнями. Вот за это и люблю такие места, пустынные, но окутанные тайнами прошлого, позволяющие по-настоящему ощутить себя путешественником в прошлое.
На фото: Прогулка по улицам и переулкам Гамла Стана.
На фото: Двигаемся по улочкам Гамла Стана к переулку Мортена Тротзига. Немецкий след в Стокгольме — Церковь Святой Гертруды или Немецкая церковь. Немцев в Стокгольме было много и не только среди торговцев, но и в руководстве. Кирпичный шпиль высотой 96 метров покрыт медными листами. Из четырёх колоколов церкви, колокол весом 5,5 тонны и диаметром 2,08 м является вторым по величине в Швеции. В Средние в этом районе жили в основном немцы, отсюда и название (немцев было примерно четверть населения города). Церковь располагается между улицами Тюска Бринкен, Свартмангатан и Престгатан. Раньше на её месте стояла Немецкая гильдия Святой Гертруды Нивельской. Она объединяла немецких торговцев, проживавших в Стокгольме, затем здание перестроили в церковь. Фундамент до сих пор сохранился.
На фото: Prästgatan 78, место рождения Карла Ларссона. Самым известным в мире шведским художником признается Карл Ларссон. Он стал основоположником «шведского стиля» — не только в живописи, но и в дизайне, и в оформлении квартирных интерьеров. Карл Ларссон родился в Гамла стан (Старый город) Стокгольма 28 мая 1853 года.
На фото: Стены дома, где родилась шведская знаменитость Карл Ларсон, разрисованные менее именитыми мастерами. Между домами находится самый узкий переулок в шведской столице, переулок Мортена Тротзига.
На фото: Переулок Мортена Тротзига. В Средневековье он именовался «Лестничным» и «Узким Лестничным», а нынешнее название было зарегистрировано в 1949 году. Переулок назван по имени немецкого торговца, который родился в Виттенберге, а в 1581 году эмигрировал в Стокгольм, став одним из богатейших купцов в городе. Он скупил все местные здания и сдавал их в аренду. Помимо этого, согласно источникам XVI века, он занимался продажей железа и меди. В 1617 году Тротзиг был сильно избит во время деловой поездки в Коппарберг, где вскоре от полученных травм и скончался.
На фото: Переулок Мортена Тротзига. Уже на карте 1733 года улочка была обозначена как переулок Тротзига. В конце XVIII века это место пытались называть «Аллеей королей», но это название не прижилось. В 50-е годы XIX века улицу закрыли с двух сторон забором и снова открыли лишь после Второй мировой войны. Ширина переулка Мортена Тротзига составляет всего 90 см. Переулок Мортена Тротцига включает в себя лестницу из 36 ступенек, которые ведут с улочки Prästgatan вниз к Västerlånggatan возле площади Järntorget.
Да, пожалуй, прогулка по Gamla Stan, запомнилась мне больше всего после посещения Стокгольма. Конечно, это не злата Прага, но в целом уголок сохранившейся старины весьма впечатляет. Естественно не обошли вниманием мы пешеходные улицы, переполненные различными магазинами, в том числе и сувенирными. С одной из таких столкнулись, когда по самому узкому переулку Мортена Тротцига (Mårten Trotzigs gränd) спустились с улицы Prästgatan к улице Västerlånggatan. Улица Вестерлонггатан когда-то тянулась параллельно крепостной стене, защищающей город с западной стороны, а сейчас это торговый заповедник для жаждущих покупок туристов.
На фото: Прогулка по улицам и переулкам Гамла Стана.
На фото: Прогулка по улицам и переулкам Гамла Стана.
На фото: Прогулка по улицам и переулкам Гамла Стана.
На фото: Прогулка по улицам и переулкам Гамла Стана.
На фото: «Йорн-торьет» или «Железная площадь» в Стокгольме. Это одна из старейших и вторая по значению площадь Старого города. Площадь сформировалась в начале 14 века, и первоначально носила имя Korntorget (зерновая площадь), так как сюда привозили для продажи пшеницу и кукурузу. Название Jarntorget впервые упоминается в 1489, оба названия используются параллельно до 1513 года, пока торговля железом не вытеснила сельхозпродукцию. Железо, выплавленное из богатых руд месторождения озера Меларен, долгое время было основным экспортным товаром Швеции и ценилось по всей Европе. Торговля приносила большой доход в городскую казну, так как привозимый из плавилен металл перед погрузкой на корабли обязательно взвешивался на казенных весах, а с веса бралась пошлина. Главные городские весы появились на площади в середине 14 века. Кроме желаза на экспорт шла медь и различные изделия из металла. Окружающие дома заселяли немецкие купцы, в 15 веке их потеснили голландцы, французы и англичане. В средние века площадь была примерно вдвое больше, чем сегодня. В начале 17 века в окрестных домах появились многочисленные таверны, а в 1662 году официальные весы города были переселены в Сёдермальм. Район начинают заселять состоятельные люди, которые сносят средневековые лачуги и застраивают площадь новыми красивыми зданиями. Строительство поощряется королем, желающим придать городу респектабельный вид. На площади так же находится здание первого в мире государственного банка — Национального Банка Швеции, построенное в 1680 году. В 18 и 19 веке, площадь была использована в качестве зеленного рынка. В середине площади сохранился колодец с ручным насосом — еще один образец чугунной архитектуры. Как можно убедиться, к проблеме водоснабжения власти города относились серьезно во все времена — колодец можно увидеть на каждой площади Гамла Стан.
На фото: Прогулка по улицам и переулкам Гамла Стана.
Нагулявшись по городу, проникнувшись его богатой историей мы встали перед выбором куда потратить несколько часов свободного времени. Кто-то захотел продолжить шопинг. Кто-то захотел пойти по пути развлечений, посетив парк «Грёна Лунд». А часть группы решила посетить знаменитый музей «Васа» (швед. Vasa Museet).
На фото: Уникальное здание уникального музея. Музей одного корабля.
На фото: Красавец корабль Васа. Королевский шведский парусный военный корабль XVII в. «Васа» («Vasa»), продержавшийся на плаву менее часа. Печальная, трагическая и необычная судьба парусника, затонувшего и унесшего жизни десятков людей, ставшего единственным и самым знаменитым кораблем-музеем, единственным в мире кораблем 17 в., дошедшим до наших дней.
На фото: Макет корабля Васа. «Васа» был одним из самых больших и красивых кораблей своего времени, причем не только Швеции, но и Европы. Высота его — 52,5 метра, длина — 69 метров, высота кормы — почти 20 метров. Семьсот самых разных фигур украшали судно.
На фото: Корабль оснащен по последнему слову тогдашней военно-морской техники. На двух орудийных палубах установлены 64 бронзовые пушки, из которых 48 штук 24-фунтовые (весом более тонны каждая). Да еще шесть мортир, да большое количество пороха и самых разных ядер для морского боя.
На фото: Корабль Васа. Густав II Адольф назвал корабль в честь своего знаменитого деда, короля Густава Васа, который правил в ХVI веке. Но «Васа» — это не имя, а прозвище короля, в переводе означающее «сноп сена». Король собрал воедино разрозненные части Швеции, как колосья собраны в снопе. Именно Густав Васа перевел Швецию из католичества в протестантство, ввел престолонаследие (до него королей выбирали), и, наконец, он практически сделал Стокгольм столицей Швеции. Кстати, в те времена названия кораблей еще не писали на бортах. На корме обычно укрепляли герб владельца либо того лица, в честь или память которого построен корабль, и все понимали, как он называется.
Луна-парком сейчас не удивишь, не советское время, а вот знаменитый на весь мир музей стоит посещения. Здесь воедино сошлись история, мореплавание и военная тематика, это как раз то что меня всегда волновало. Само здание музея находится на берегу ответвления пролива Saltsjön, рядом с ним находится причал Морского музея, о посещении которого написал в прошлом повествовании. Под крышей внешне современного здания хранится корабль 17 века, вполне приличного сохрана.
На фото: Корабль Васа. В ХVII веке еще не умели делать расчеты и чертежи для постройки кораблей. Все основывалось на опыте кораблестроителей и на кратких таблицах, в которых приводились основные размеры корабля и его главных частей. Эти таблицы передавались от отца к сыну и держались в строгом секрете. Обычно корабельный мастер предварительно строил уменьшенную модель корабля (по какой-то причине это не было сделано в случае с «Васой»).
На фото: Экспонаты музея Васа. Сразу после катастрофы, когда корабль затонул, пытались поднять судно или хотя бы дорогостоящие бронзовые пушки, однако все попытки окончились неудачей. Но когда к концу ХVII века был изобретен водолазный колокол, удалось извлечь около 50 пушек. Это была титаническая работа! Через орудийные люки в темноте и холоде при помощи различных крюков и инструментов на длинных рукоятках на ощупь снимали тяжелые пушки с лафетов, вытаскивали их через люки и поднимали на поверхность. Запаса воздуха хватало максимум на час. (В ХХ столетии у водолаза в скафандре, оснащенного современным оборудованием, на подобную работу уходит целый день!)
На фото: Корабль Васа. «Васа» был заложен на верфи, располагавшейся на острове Бласиехольмен (сейчас этот остров находится в самом центре Стокгольма). Руководил работами опытный голландский кораблестроитель Хенрик Хюбертссон, к этому времени построивший уже несколько кораблей для Швеции. » Постоянных» работников на верфи было 300 человек. Да плюс еще масса приглашаемых «специалистов»: корабельные плотники, пильщики, кузнецы, канатчики, парусные мастера, стеклодувы, бондари, лафетчики, резчики по дереву, специалисты по раскраске фигур…
На фото: Корабль Васа. Точной даты закладки «Васы» не сохранилось. Но известно, что это произошло весной 1626 года. А в августе 1628 года он уже отправился в свое трагическое плавание. Перед отплытием адмирал по правилам того времени провел испытания корабля на остойчивость. 30 матросов перебегали от одного борта до другого и обратно. Но после третьей перебежки адмирал прекратил испытание — корабль так раскачался, что мог перевернуться уже прямо у причала. Единственное, что он произнес: «Если бы только Его величество был дома!» (Король в это время находился в Европе.) «Мы выйдем в море, если Бог и ветер того захотят», — писал адмирал. И это не преувеличение. Корабли были маломаневренными и неповоротливыми, менять паруса в узких проходах между островами на выходе из гавани Стокгольма почти невозможно. Поэтому корабли часто стояли на якоре, ожидая попутного ветра. Короткий путь от Стокгольма до открытого моря (буквально несколько километров) мог занять месяц, а то и полтора. В то время как при попутном ветре на это уходит всего неделя!
На фото: Скромные пожитки и предметы досуга экипажа корабля. На «Васе» было 145 человек команды и 300 солдат. Но закрытые помещения существовали только для адмирала и офицеров. Жизнь солдат и матросов проходила тогда на открытых орудийных палубах. Никаких коек, матрасов, одеял не было. Спали в одежде прямо на палубе. Матросы получали в год 6 метров ткани на человека (причем ее стоимость вычиталась из жалованья) и шили сами себе одежду. Обычно это были короткая куртка и штаны до колен. На корабле «Васа» сохранился весь запас продовольствия, благодаря чему стало известно, как питались моряки в XVII веке. В рацион входили сухие хлебцы, соленая или сушеная рыба либо мясо, гороховая, фасолевая либо чечевичная похлебка, мука, сало, масло. Поскольку основными методами консервирования в те времена были соление и копчение, острая пища вызывала сильную жажду. Но воду не брали — вода протухала. Брали пиво.
Кроме этого, само по себе интересного экспоната, развёрнута обширная выставка, рассказывающая об истории строительства корабля, о быте моряков того времени и о том, как это хозяйство поднимали в 20-м веке. Всё очень информативно и наглядно, красочно и познавательно. Это очень было заметно по лицам посетителей обеих полов и разного возраста. Конечно, народу набивается немало, всем же интересно окунуться во времена парусных гигантов, великих мореплавателей и знаменитых пиратов. Благодаря череде ошибок и недочётов, произошло событие, позволившее донести нам в отличном виде плоды человеческих рук. Ну, а нам остаётся всем этим восторгаться и пытаться понять, что во все времена люди стремились достигнуть наивысших достижений, в меру своего технологического развития. Многие тайны бытия и свершений ушли безвозвратно, к сожалению. И нам остаётся только восторгаться, не понимая до конца, как это было сотворено, глядя на пирамиды, храмы и такие корабли.
На фото: Корабль Васа. Поскольку выход в открытое море такого огромного корабля, как «Васа», мог занять два-три месяца, то солдаты должны были идти по берегу пешком и сесть на корабль уже на выходе. А команде на это время разрешили взять с собой на корабль жен и детей, которых, естественно, никто не считал. Корабль стоял у королевского дворца, где загружался вооружением и провиантом. В воскресенье 10 августа погода была солнечной, теплой, иногда лишь налетали легкие порывы ветра. На берегу и на окрестных скалах столпились жители Стокгольма. Присутствовали даже иностранные послы. Еще бы! Такое событие — отплытие сверкавшего всеми красками и золотом могучего фрегата. Два грозных позолоченных льва, изогнувшихся в прыжке на носу корабля, бросали свирепые взгляды. Не менее устрашающие львиные морды были на каждом орудийном люке. Деревянные воины стояли единым строем, готовые отразить нападение врага. Пушки выглядывали изо всех орудийных портов (люков).
На фото: Музей Васа. Первые 600 метров «Васа» прошел с помощью якоря. На шлюпке отвозили якорь, бросали его, корабль подтягивался, якорь вытаскивали, отвозили дальше, опять бросали… Затем были подняты четыре паруса из десяти (шесть так и остались лежать в трюме, они-то сохранились до наших дней — это самые старые паруса в мире). Медленно и величественно двигался огромный корабль. Но плыл он как-то неуверенно, а когда после очередного залпа пушек дым рассеялся, на глазах изумленных зрителей «Васа» пошел ко дну… Члены экипажа, женщины, дети пытались спастись вплавь, часть уцепилась за верхушки мачт, которые остались торчать на месте гибели корабля (он затонул на глубине немногим более 30 метров, а высота мачт, напомним, была 52 метра). Людей сняли сопровождавшие фрегат корабли и лодки. Число погибших точно неизвестно, но предположительно от 30 до 50 человек.
На фото: Музей Васа. Корабль прошел около 1300 метров и пробыл в самостоятельном плавании не более получаса. Вот как описал Государственный совет происшедшее в письме королю: » Когда корабль вышел в открытую бухту у Тегельвикена, паруса наполнились более сильным ветром и вскоре корабль начал крениться на подветренную сторону, но выпрямился немного и дошел до Бекхольмена, где повалился на борт, вода хлынула через пушечные порты, и он медленно пошел на дно с поднятыми парусами, флагами и всем прочим».
На фото: Корабельные ядра и посуда экипажа Васа. И кто же виноват в гибели корабля и части экипажа? Представляется, что виновников, точнее, тех, кто допустил ошибки, приведшие к гибели корабля, было несколько. И прежде всего сам король Густав II Адольф. Он слишком спешил с постройкой, а кроме того, самолично утвердил размеры судна (которое задумывалось как однопалубное). Но король хотел получить корабль с максимальным числом пушек, для чего пришлось уже в ходе строительства добавить еще одну орудийную палубу. И «Васа» был единственным кораблем с двумя рядами орудийных портов. Виновным можно считать также адмирала Флеминга. Ему уже на берегу стало понятно, насколько неустойчив корабль. Но он не решился своей властью остановить выход корабля, которого король с нетерпением ожидал в Европе. Вина лежит и на кораблестроителях. Дело в том, что во время постройки умер Хенрик Хюбертссон и заканчивал ее другой мастер, Хейн Якобссон, — в соответствии с теми размерами, которые утвердил король. И наконец, согласно современной теории, первое плавание должно было проходить с закрытыми орудийными люками. Но никто, естественно, не решился сказать, что виноват «Его величество». Как заметил арендатор верфи Арент де Грот, «только Господь Бог знает, кто виноват». Но ни Бог, ни король неподсудны, а «козлов отпущения» судьи не стали искать, и дело было закрыто.
После непродолжительного, к сожалению, знакомства с прекрасным Стокгольмом, осмотра некоторых из его многочисленных достопримечательностей, вся наша группа собралась у автобуса. Впереди нас ждала уже морская прогулка. На пароме мы должны были переправиться из Стокгольма в Хельсинки. Очень не хотелось покидать, на удивление очень тёплую и солнечную Швецию. Но, всё наше путешествие, достаточное напряжённое, было расписано по минутам. Поэтому быстро загрузились в автобус и поехали в сторону причала. О своих впечатлениях плавания из Швеции в Финляндию постараюсь написать в следующем рассказе.