И вот, наша Lady Elisabeth прибыла в пункт назначения, в город Флом. Сойдя по трапу на причал, мы снова оказались на земле и не просто на земле, а в ещё одном мега раскрученном туристическом месте Норвегии. Назвать Флом городом, с его четырьмястами жителями, можно только с большой натяжкой. В наших обычных сёлах проживает больше тысячи жителей, совсем не претендующих на статус горожан.
На фото: Пристань в городе Флом.
На фото: Стильное кафе на пристани города Флом.
На фото: Железнодорожный вокзал в городе Флом. Здесь берёт начало знаменитый Flåmsbana.
Ну да ладно, город так город, для меня большим вопросом осталась тема правильного написания названия к примеру Согне-фьорда. В одних источниках это творение природы пишется с тире, в других нет. Так я и не понял, каково правильное написание заморского слова. Но, для солидности, у себя в рассказах писал с тире. Так что, мне не стоит огромного труда называть Флом городом, опять таки для веса. Написал бы я, что посетил село Флом, эка невидаль. А так, в граде Флом, известном на весь мир, имел честь побывать.
На фото: Пристань города Флом. Место пересадки с водного транспорта на железнодорожный.
На фото: Пристань города Флом и всякие туристические «фенички».
Из определения статуса этого населённого пункта вытекает ещё более интересный вопрос. Зачем козе баян, а Флому железная дорога? С экономической точки зрения — это полный абсурд. Может быть фломцы, такие крутые хлопцы, что решили повторить подвиг строителей Стоунхенджа? Чтобы через многие сотни лет, потомки чесали затылки и восклицали: однако!
На фото: Начало железнодорожного пути Flåmsbana и рядом с ним музей, посвящённый строителям этого грандиозного инженерного сооружения.
На фото: Экспонаты музея Flåmsbana. Они рассказывают об истории создания и быте его строителей.
На фото: Экспонаты музея Flåmsbana. Если честно, был удивлён скромности жизни обитателей здешних мест. Их быт практически ни чем не отличался от уклада жизни в СССР того же времени.
Но, всё гораздо проще, это скандинавское упрямство. Когда прокладывали железнодорожное сообщение Осло-Берген, действительно очень нужное для этой страны, собирали денежные средства, с населёных пунктов расположенных рядом с будущей дорогой. Жителей Флома соблазнили обещаниями, что обязательно к их, забытому Богом месту, проложат ответвление. И тогда они заживут по новому! Смогут, даже, стать в дальнейшем Нью-Фломом, наподобие Нью-Васюков. И кто его знает, может быть столицу Норвегии перенесут к ним. Стал же в своё время захолустный Осло столицей, вместо Бергена.
На фото: Мост через реку Flåmselvi или Moldåni в Фломе. Сейчас объясню, почему одна река, протяжённостью 40 километров, имеет два имени. Фломсельви или Молдани начинается как сток с ледника Омнсбрин примерно в 5 километрах к северо-западу от Финса в муниципалитете Ульвик в графстве Хордаланн. В этой области река известна как река Молдони. Затем она протекает через ряд озер, направляясь на северо-запад. В Мюрдале река образует водопад Кьосфоссен, устремляясь на север. В графстве Согн-ог-Фьюране, через которое она протекают её уже переименовывают в Фломсельви.
На фото: Виды открывающиеся при движении по Flåmsbana.
На фото: Виды открывающиеся при движении по Flåmsbana. Фломская железная дорога расположена в живописных ландшафтах Норвегии, во Фломской долине (Flåmsdalen).
На фото: Виды открывающиеся при движении по Flåmsbana. Фломская железная дорога в Норвегии настолько популярна, что ежегодно её посещают около 600 тысяч туристов. Она привлекает наибольшей крутизной подъёма, какая существует на железнодорожных магистралях планеты. В 2014 году на страницах журнала «Lonely Planet Traveller» Фломская железная дорога приобрела статус лучшего железнодорожного путешествия.
Конечно, аргументация соблазнителей фломцев мне доподлинно не известна, здесь разыгралась моя фантазия, но денег они дали и стали ждать первого паровозного гудка, разрывающего патриархальную тишину этих мест. Первые поезда из Осло в Берген пошли в 1909 году, но во Флом они даже и не думали заворачивать.
На фото: Виды открывающиеся при движении по Flåmsbana. Из окна хорошо видно её спутницу дорогу Rallarvegen. Rallarvegen — дорогу, предназначенная для перевозки людей и материалов, на этапе строительства наиболее гористого участка железнодорожной линии.
На фото: Виды открывающиеся при движении по Flåmsbana. С 1924 года началось строительство этой дороги. Горная местность с трудным рельефом и близость фьордов сделали это процесс довольно сложным. Наибольшие трудности были с возведением туннелей. 18 туннелей были проложены вручную, это около 6 км. Каждый километр занимал, как минимум, месяц работы. Несмотря на все сложности уже в 1939 году по маршруту начал курсировать первый рейс.
На фото: Виды открывающиеся при движении по Flåmsbana. На сегодняшний день дорога имеет 10 станций. Начальный пункт отправления — станция Флом, конец — станция Мюрдал. Перепад высот между точками составляет 863 метра, в связи с этим боле 75% всего пути состав поднимается на метр за каждые 18 пройденных метров. Сейчас на маршруте 20 туннелей, через которые проезжает состав. Из-за сложности пути скорость поезда не превышает 40 км/ч.
На фото: Виды открывающиеся при движении по Flåmsbana. Ежегодно по Фломской железной дороге проезжает около 600 тысяч туристов. Это самый популярный железнодорожный маршрут всего мира.
Озадаченные жители стали волноваться, когда же они смогут с ветерком прокатиться в свою столицу. Их решили ещё больше озадачить. Предложили не капризничать и вместо железной дороги построить обычную. По которой на телегах, не напрягаясь, смогли бы добраться до Мюрдала, оставить на стоянке свои транспортные средства и дальше, вкушая плоды цивилизации, направиться на поезде куда захотят хоть в Осло, хоть в Берген.
На фото: За окном появился водопад Кьосфоссен (Kjosfossen).
На фото: На фото: Наш поезд остановился в тоннеле рядом с Kjosfossen. Не успели отвориться двери вагонов, а они не просто открываются, причём это надо делать самому, они не автоматические, как толпа ринулась к водопаду. Конечно, впереди планеты всей, оказались китайцы. Они бесцеремонно всех расталкивали для того, чтобы оказаться поближе к Кьосфоссену.
На фото: Водопад Кьосфоссен (Kjosfossen). Он находится в фюльке Согн-ог-Фьюране на высоте 669 м над уровнем моря. Его собственная высота — 225 м. Рядом находится небольшая станция Фломской железной дороги. Отличительной особенностью водопада является не только живописный и потрясающий вид, но и тот факт, что водопад питает электричеством Фломскую железную дорогу.
На фото: Водопад Кьосфоссен (Kjosfossen). При остановке поезда возле водопада, начинается представление. Под звуки чарующей музыки, наверху появляется существо, напоминающее девушку из легенды, которая жила здесь в древности. Не буду, как все пересказывать содержание этой истории, об этом не писал, только, ленивый. Кто захочет без труда с ней ознакомится в интернете. В целом и водопад и представление весьма красочны. Если бы я знал, что наверху ждёт обычная станция Мюрдал, лучше бы остался у водопада, дожидаясь возвращения своего поезда. Кстати, играет роль легендарной Хюльдры не девушка, а парень. Наверно это дань новым веяниям.
Почувствовав развод, жители Флома упёрлись и стали настаивать на железнодорожном сообщении с внешним миром. Так, не смотря на то, что Норвегия королевство, причём, весьма демократичное, примитивный обман населения здесь не проходит. Поэтому пришлось всё-таки в 1924 году начать строительство железнодорожного сообщения Флом — Мюрдал. А для того чтобы сотворить это чудо, пришлось проложить и простую дорогу, известную как «Rallarvegen».
На фото: Виды открывающиеся при движении по Flåmsbana.
На фото: Виды открывающиеся при движении по Flåmsbana.
На фото: Виды открывающиеся при движении по Flåmsbana.
На фото: Всё приехали, конечная остановка, Мюрдал. Совершенно обычная станция. Место, где можно пересесть на поезд железнодорожной линии Осло — Берген.
Железная дорога Flåmsbana строилась тяжело. Двадцать километров пути дались не легко, но, несмотря ни на что, в 1939 году открылось сообщение по ней, а в 1944 году её полностью электрифицировали. Естественно, 400 жителей Флома и пару десятков с окружающих его хуторов, погоды сделать не могли, окупить это творение не получалось и до 90-х годов оно было глубоко убыточным.
На фото: Виды открывающиеся при движении по Flåmsbana. Едем обратно.
На фото: Виды открывающиеся при движении по Flåmsbana.
На фото: Виды открывающиеся при движении по Flåmsbana.
На фото: Виды открывающиеся при движении по Flåmsbana.
На фото: Виды открывающиеся при движении по Flåmsbana.
Видя такое безобразие, государство решило осчастливить местных жителей и передало содержание этого хозяйства в их руки. Но, к чести фломцев, они оказались не только упёртыми, но и ушлыми. Они начали раскручивать Flåmsbana, как самую оригинальную и самую зрелищную железную дорогу на свете.
На фото: Виды открывающиеся при движении по Flåmsbana.
На фото: Виды открывающиеся при движении по Flåmsbana.
На фото: Виды открывающиеся при движении по Flåmsbana.
На фото: Виды открывающиеся при движении по Flåmsbana.
На фото: Виды открывающиеся при движении по Flåmsbana.
На фото: Виды открывающиеся при движении по Flåmsbana.
На фото: Виды открывающиеся при движении по Flåmsbana.
И народ повёлся, постепенно ручейки из заплутавших туристов, начали превращаться в бурные потоки, ненасытных на всякие чудеса, любопытствующих странников. Особенно таких много пребывало с Востока. Раньше из Японии, а сейчас в основном из Китая. Видя, что дело пошло, резко подняли стоимость проезда и дорога стала приносить прибыль.
На фото: Виды открывающиеся при движении по Flåmsbana.
На фото: Виды открывающиеся при движении по Flåmsbana.
На фото: Виды открывающиеся при движении по Flåmsbana.
Я уделил столько внимания этому вопросу не случайно. Проехав по ней так и не понял, что это такое и зачем оно нужно. Восемьдесят процентов пути вы будете смотреть в темень многочисленных туннелей. Да, во время немногочисленный просветлений, будут открываться прекрасные виды на горы. Правда, красоты сильно отличаются от того, с какой стороны вы сидите в вагоне.
На фото: Виды открывающиеся при движении по Flåmsbana.
На фото: Виды открывающиеся при движении по Flåmsbana.
На фото: Виды открывающиеся при движении по Flåmsbana.
На фото: Виды открывающиеся при движении по Flåmsbana.
На фото: Виды открывающиеся при движении по Flåmsbana.
На фото: Виды открывающиеся при движении по Flåmsbana.
На фото: Виды открывающиеся при движении по Flåmsbana.
Если находиться слева по ходу поезда во время подъёма, вы будите сильно разочарованы. Справой стороны всё выглядит намного красочней и неповторимей. Кроме этого, на несколько минут вы сможете выскочить из вагона, чтобы иметь возможность лицезреть водопад Кьосфоссен (Kjosfossen). Зрелище впечатляющее, тем более сопровождается оно театрализованным представлением.
На фото: Виды открывающиеся при движении по Flåmsbana.
На фото: Виды открывающиеся при движении по Flåmsbana.
На фото: Виды открывающиеся при движении по Flåmsbana.
На фото: Виды открывающиеся при движении по Flåmsbana.
Но, всё это не сильно поражает. Ехать сюда за многие километры, только, ради этой дороги конечно не стоит. Как дополнение к водной прогулке по Согне-фьорду, наверно, можно. Всё что я там увидел попытался запечатлеть и более-менее нормальные фотографии разместил в своём рассказе. В дальнейшем вам решать, стоит ли сюда ехать. А наша группа, после покатушек по Flåmsbana села, в поджидавший нас автобус. Впереди нас ждала ночная остановка в придорожном отеле и дневная экскурсия по столице королевства Норвегия, городу Осло.