События, происходившие в начале января в Казахстане, вынесли вопрос безопасности в соседних республиках Центральной Азии на первое место. Одним из первых на казахские события отреагировал Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев, который подтвердил неизменную поддержку братского народа и руководства Казахстана в их стремлении к обеспечению стабильности и благополучия в стране. Вместе с тем, глава узбекского народа четко обозначил, что его страна располагает “необходимым потенциалом и мощью для адекватного реагирования на любую угрозу”. Очевидно, что на фоне событий последних лет в Кыргызстане, Таджикистане и Казахстане, политика и действия Узбекистана будут и далее укреплять его роль и значение в качестве стержня региональной стабильности на всех уровнях.
Почему казахский сценарий невозможен в Узбекистане
Обеспокоенность в связи с происходящим в Казахстане озвучили лидеры стран и политологи. К примеру, на внеочередной сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ, которая состоялась 10 января с.г., президент Белоруссии Александр Лукашенко выразил мнение, что, если не извлечь уроки из событий в Казахстане, то подобное может повториться в Узбекистане. По словам Лукашенко, он располагает информацией о том, что взгляды террористов “уже брошены на Узбекистан”.
Некоторые эксперты из стран постсоветского пространства тоже выразили мнение «возможной массированной дестабилизации» всего региона Центральной Азии, и обратили свои взоры на Узбекистан, который граничит с Казахстаном, и наряду с ним считается лидером в регионе.
Однако, Мирзиёев сразу же дал понять, что казахский сценарий не может повториться в Узбекистане и тому есть обоснование: “Мы внимательно следим за ситуацией в регионе, всеми вызовами и угрозами его безопасности… Располагаем всем необходимым потенциалом и мощью для адекватного реагирования на любую угрозу”.
За тридцать лет независимого развития Ташкент приложил много усилий к созданию сильной армии. Как недавно отметил сам Президент: «Все это служит основой прочного мира, стабильности и спокойствия на нашей Родине».
Достаточно вспомнить опыт прошлых десятилетий , когда Узбекистан стал основным препятствием распространения исламского фундаментализма в Центральной Азии.
С приходом к власти Шавката Мирзиёева в стране началась активная модернизация военно-промышленного комплекса Узбекистана. Так, в ноябре 2016 года Узбекистан и Россия подписали Договор о военно-техническом сотрудничестве, а чуть позже — программу стратегического партнерства двух стран в военной области на 2021-2025 годы.
Учитывая взрывоопасную ситуацию в регионе, в 2017 году в своей оборонной доктрине Ташкент заявлял о стремлении укреплять вооруженные силы исключительно для защиты своих границ от внешних и транснациональных угроз, и вскоре занял достаточно серьезную позицию в рейтинге сильнейших армий мира.
Результат развития сферы красноречиво описывает и тот факт, что военнослужащие Узбекистана заняли второе место на Армейских международных играх 2021 года.
Согласно рейтингу сильнейших армий мира на 2021 год, опубликованном на Globalfirepower.com, из 138 государств Узбекистан занимает 51-ю позицию, оставаясь сильнейшей среди армий центральноазиатских республик. Это четвертый показатель среди государств бывшего СССР.
Но останавливаться на достигнутом нынешний лидер страны не собирается.
Укрепление обороноспособности страны — одно из приоритетных направлений Стратегии развития Нового Узбекистана
Стоит отметить, что в Стратегии развития Нового Узбекистана одним из приоритетных направлений определено дальнейшее укрепление обороноспособности страны и приумножение мощи Вооруженных Сил, о чем глава страны еще раз напомнил на недавнем праздновании 30-летия образования Вооруженных Сил Узбекистана и Дня защитников Родины.
— Обеспечение безопасности, мира и спокойствия нашего народа остается главным приоритетом сегодня, останется таковым и в дальнейшем. Потому что только мир и спокойствие являются главной гарантией всестороннего развития нашей страны. Новый, 2022 год должен стать решающим во всех сферах, в том числе и в Вооруженных Силах, — сказал Президент.
Исходя из целей и характера современных угроз лидером страны поручено принять концептуальную программу дальнейшего развития Вооруженных Сил в 2022-2026 годах. За этот период планируется вывести деятельность Генерального штаба Вооруженных Сил на качественно новый уровень, усилить систему противовоздушной обороны.
Символичным событием стало открытие 13 января Национального центра управления обороной Республики Узбекистан. Как отметил глава государства: «Данный центр должен стать опорной структурой в деле обеспечения военной безопасности нашей страны. Следует совместно с Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций разработать программно-аппаратный комплекс для центра.»
Как отмечено на официальном сайте Президента Узбекистана, центр, организованный на базе Министерства обороны, и вобравший в себя самые современные формы управления войсками, предназначен для координации деятельности всех силовых структур страны. Комплекс обеспечивает возможность оперативного управления и наблюдения в реальном времени за воздушной границей страны, за процессом учебно-боевых занятий в учебных центрах и полигонах, а также контроль за действиями подразделений через транкинговую связь.
Воспитать боевой дух
Вместе с тем, Узбекистан намерен уделять большое внимание патриотической и воспитательной работе.
«Мы продолжим работу, направленную на повышение боевого духа, интеллектуального потенциала военнослужащих, воспитание населения, прежде всего молодежи, в военно-патриотическом духе, а также усиление социальной и правовой защиты военнослужащих, членов их семей и ветеранов Вооруженных Сил», – сказал Шавкат Мирзиёев.
В стране уже создана прочная основа подготовки профессиональных кадров для военной сферы – Академия Вооруженных Сил, недавно открывшая двери Военно-медицинская академия, а также военно-академические лицеи “Темурбеклар мактаби” и др.
Достойные условия службы и жизни создаются и для военнослужащих Узбекистана. В частности, за последние пять лет около 10 тысяч военнослужащих были обеспечены жильем по льготным кредитам. Не остаются без внимания и вопросы трудоустройства и медицинского обслуживания отслуживших военных. Так, озвученный президентом принцип “Во имя чести и достоинства человека” находит свое воплощение в том числе и в военной сфере.
Исходя из вышесказанного, есть все основания полагать, что Узбекистан может занять новую, более сильную позицию на геополитической карте Средней Азии не только в качестве экономического локомотива, о чем мы уже писали раньше, но и в роли гаранта мира и стабильности в регионе.