Учёному, построившему «Храм науки»

63

ss=»headline»>К юбилею выдающегося советского историка Александра Зимина

22 февраля 2020 года исполняется 100 лет со дня рождения выдающегося советского историка Александра Александровича Зимина (1920-1980).

Историк Александр Александрович Зимин

Историк Александр Александрович Зимин

Александр Зимин родился в Москве. Отец историка умер от тифа до рождения сына, и мальчик воспитывался в семье отчима. Мать принадлежала к роду графов Каменских. Став профессиональным историком, Зимин активно интересовался историей этого рода и посвятил ей некоторые работы.

Зимин окончил Исторический факультет МГУ, затем – аспирантуру Института истории АН СССР. В этом Институте (в конце 1960-х годов разделившимся на Институт всеобщей истории и Институт российской истории) историк проработал всю жизнь.

Вклад Александр Зимина заключался в:

  • создании фундаментальных работ по истории России XV-XVI веков;
  • разработке новой концепции создания «Слова о полку Игореве»;
  • написании мемуаров «Храм науки», рассказывающих о недостатках функционирования советской исторической науки.

Многие работы Александр Зимина не были изданы при жизни автора. Так, книга «Слово о полку Игореве» была впервые опубликована в 2006 году, а мемуары «Храм науки» в 2015 году.

Изначально Александр Александрович Зимин занимался эпохой правления царя Ивана Грозного (1531-1584), однако внутренняя логика его работы заставила исследователя обратиться к более ранним временам – к XV веку.

Свои работы по истории России XV века Александр Зимин обобщил в книге «Витязь на распутье». По мнению историка, именно в середине XV века во времена правления Великого князя Василия Темного определись основные направления будущего развития России.

В своей книге Александр Зимин подробно описывает борьбу за Великокняжеский престол, которая шла между старшим внуком Дмитрия Донского (1350-1389) Василием Васильевичем (Василием Темным) (1415-1462) и вторым сыном князя Дмитрия Юрием Дмитриевичем (1374-1434) и его детьми Василием Косым (1403-1448) и Дмитрием Шемякой (ум. 1453). Главной опорой Юрия Дмитриевича было Заволжье, где находилась его столица город Галич.

Эта борьба закончилась победой Василия Темного. В январе 1450 года его войска взяли Галич. Дмитрию Шемяке удалось спастись, но возможностей продолжать борьбу больше не было. Вскоре Шемяка был отравлен.

Междоусобная война в Московской Руси (1425—1453) / П. Чистяков. Софья Витовтовна срывает драгоценный пояс с Василия Косого на свадьбе сына

Междоусобная война в Московской Руси (1425—1453) / П. Чистяков. Софья Витовтовна срывает драгоценный пояс с Василия Косого на свадьбе сына

Великий князь Василий Васильевич был достаточно бесцветной личностью. А его противники Юрий Дмитриевич и Дмитрий Шемяка – яркими и талантливыми людьми. Тем не менее, Василий Васильевич и его окружение сумели создать военный и административный аппарат, а галицкие князья управляли «в ручном режиме». У Дмитрия Шемяки не было ни одного талантливого сподвижника, у Василия Васильевича они были. Фактическим правителем Великого княжества Московского был талантливый военачальник и администратор Федор Васильевич Басенок (ум. 1480).

По мнению Александр Зимина в XV веке шла борьба между тремя регионами за ведущую роль в России: Москва, Великий Новгород, Север. Великий Новгород делал ставку на торговлю, Север – на промысла и ремесла. Александр Александрович поддержал точку зрения советского историка Николая Евгеньевича Носова (1924-1985), согласно которой в XV веке у России было два возможных пути развития: предбуржуазный и военно-бюрократический. В реальной действительности реализовался второй. Александр Зимин полагал, что за Юрием Дмитриевичем и его сыновьями стояли силы, заинтересованные в развитии по первому, более прогрессивному пути.

В борьбе регионов победила служилая Москва, что в долговременной перспективе привело к формированию военно-бюрократического режима, характеризующегося бесправием населения. «Люди из прошлого, заглянувшие в будущее, были раздавлены людьми, жившими в настоящем», — писал Александр Зимин. Эта фраза историка применима ко многим эпохам.

В XV веке из конгломерата независимых и полунезависимых княжеств стало складываться единое российское государство. Аналогичные процессы происходили и в Западной Европе. Но их причина, как отмечал Александр Зимин, была иная. Западные национальные государства складывались вокруг единого рынка, и монархи пользовались поддержкой буржуазии в борьбе с феодальной вольницей. А в России единое государство требовалось для сохранения национальной независимости и его социальная опора была иной. Но сохранение независимости было не единственной причиной централизации. Единое российское государство создавало, по мнению Александр Зимина, большие возможности для колонизации новых земель, раздаваемых служивым людям. И это делало служивых людей прочной социальной опорой централизованного государства. Наряду с дружинами Великого князя мощным инструментом колонизации были и монастыри, возникавшие в XV веке в большом количестве на окраинах России.

Большинство работ Александр Зимина посвящены эпохе правления первого русского царя Ивана Грозного. Эта эпоха вызывала в советское время большой интерес как у историков, так и у специалистов иных наук.

Современный портрет царя Ивана Грозного (1530-1584)

Современный портрет царя Ивана Грозного (1530-1584)

Александр Зимин дает двойственную оценку деятельности Ивана Грозного. Создание единого централизованного Российского государства было, несомненно, прогрессивным явлением. Но, с другой стороны, оно вело к подавлению всех слоев российского общества. И подавление такого крупного торгового центра, как Великий Новгород, безусловно, нанесло ущерб экономическому развитию России.

Распространенную точку зрения, представляющую Ивана Грозного психически больным человеком, Александр Зимин не поддерживал. Он считал царя Ивана рационально мыслящим лидером, преследующим цели, которые в среднесрочной перспективе были полезными для развития страны.

При всем при том Александр Зимин не идеализирует Ивана Грозного и не мажет черной краской боярскую оппозицию. Он показывает, что у неё тоже есть своя правда и свои прогрессивные стороны, которые могли оказаться полезными для страны на следующем повороте истории. Это, прежде всего, стремление к личной независимости.

Зимин не считал родовое боярство и служилое дворянство главными противоборствующими силами. Он показал, что в обеих лагерях (царском и оппозиционном) было как бояре, так и дворяне. Лояльных к себе бояр царь не слишком преследовал. А головы рубил в равной степени как боярам, так и служилым дворянам. Главным противником царского самодержавия Александр Зимин считал претендующих на независимость последних удельных князей Старицких, церковь и Великий Новгород.

Достаточно неоднозначно отнесся Александр Зимин и к опричнине. Он не разделял восходящую к Василию Осиповичу Ключевскому (1841-1911) точку зрения об опричниках, как о банде разбойников, используемых царем для организации массового террора. Вместе с тем он не разделял и точку зрения Сергея Федоровича Платонова (1860-1933) о полезности опричнины для развития России.

Александр Зимин изображает эпоху Ивана Грозного как время борьбы нескольких социальных сил, у каждой из которых имелись свои интересы.

Отличительная особенность исторических трудов Александра Александровича было тщательное изучение большого числа источников. Его выводы опираются на достоверный фактический материал.

В начале 1960-х годов Александр Зимин высказал неожиданную точку зрения, согласно которой выдающийся памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» был на самом деле написан в XVIII веке. Её наиболее вероятным автором был, по мнению Зимина, архимандрит Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле Иоиль (Иван Быковский (1726-1798)). Эту гипотезу высказал в свое время французский славист Андре Мазон (1881-1967) в 1940 году.

"Слово о полку Игореве" (дат. 1185 г.)

«Слово о полку Игореве» (дат. 1185 г.)

4-6 мая 1964 года в Отделении истории АН СССР было организовано обсуждение гипотезы Александр Зимина по поводу «Слова о полку Игореве». Вход на обсуждение был только по списку: посторонних не пускали. Рукопись Зимина была распечатана на ротапринте тиражом 101 экземпляр и была роздана участникам обсуждения. После завершения обсуждения участники должны были сдать свой экземпляр для уничтожения.

Участники обсуждения осудили и заклеймили взгляды Александр Зимина, которые были неявно оценены, как недостаточно патриотичные.

В вопросе об авторстве «Слова о полку Игореве…» Зимин, по-видимому, был неправ. Выдающийся исследователь русского языка Андрей Анатольевич Зализняк (1935-2017) позже показал, что в тексте «Слова…» встречаются языковые особенности, характерные для XII века. Об этих особенностях в XVIII веке не знали. Но серьезный исследователь вправе выносить свою точку зрения по тому или иному вопросу на обсуждение коллег, однако такое обсуждение должно носить деловой характер, а не превращаться в проработку автора. Лишь в этом случае оно окажется плодотворным.

В 1970-х годах Александр Зимин начал работать над своими мемуарами, рассказывающими о жизни советского исторического научного сообщества. Он не предполагал публиковать мемуары при своей жизни и при жизни описанных в этих мемуарах научных деятелей. Мемуары Александр Зимина, названные им «Храм науки», были опубликованы только в 2015 году.

В своих мемуарах Александр Зимин достаточно критично описывает нравы советского сообщества исследователей-историков (как мы хорошо понимаем, это описание приложимо к сообществам исследователей и в других научных областях). Он дает нелицеприятные портреты крупных деятелей советской российской исторической науки. И, главное, показывает, что многих исследователей интересует не истина, а карьера и прилагаемые к ней блага. И что в борьбе с конкурентами используются зачастую крайне неэтичные приёмы.

С чем связаны эти негативные явления?

Изначально наука создавалась любителями, работавшими на «общественных началах». Но затем она превратилась в службу. И, по крайней мере, в СССР, в службу, приносящую высокий социальный статус и доходы.

Рассказывают, что однажды английская королева пожелала узнать, какое жалование получает придворный астроном. Когда королева это узнала, то была шокирована. Выйдя из состояния шока, она подписала указ об увеличении этого жалования в несколько раз.

На следующий день астроном пришел на прием к королеве и попросил отменить указ. Королева удивилась и спросила, с чем связано столь странное желание.

— Ваше величество! — сказал астроном. — При прежнем жаловании моя должность привлекала лишь небольшое число любителей астрономии, и я мог спокойно работать. Теперь же моя должность привлечет большое число любителей больших денег. Не пройдет и месяца, как меня съедят…

В 1946 году в СССР было резко повышено жалование научных работников. В особенности, «остепененных». Люди, занимающиеся наукой, стали одним из наиболее состоятельных социальных слоев советского общества. Большие деньги обострили борьбу внутри научного сообщества.

В настоящее время ситуация с оплатой труда научных работников прямо противоположна. Люди, занимающиеся наукой, находятся в современной России на грани нищеты. Жалование исследователя с мировым именем существенно ниже жалования секретарши в коммерческой фирме. Это несоответствие разрушает науку.

Вопрос об оплате труда научных работников обсуждал в своей статье «Хлеб, масло, но не джем» выдающийся физик, лауреат Нобелевской премии Петр Леонидович Капица (1894-1984). Он считал, что человек, занимающийся наукой, должен получать несколько меньше, чем специалист такого же уровня, работающий в практической сфере. Но ненамного меньше. Людей, стремящихся заниматься наукой, такая ситуация обычно устраивает: желание купать барышень в шампанском им обычно несвойственно. Несколько более низкие доходы вполне окупаются большей свободой в выборе направлений работы.

Учёный Пётр Леонидович Капица

Учёный Пётр Леонидович Капица

Неизвестно, насколько справедливую оценку тем или иным исследователям дал Александр Зимин в своих мемуарах. Однако проблемы, поставленные в этих мемуарах, серьёзны и требуют размышлений и обсуждений.

Александр Зимин ушел из жизни 25 февраля 1980 года через несколько дней после своего 60-летнего юбилея.

Сергей Багоцкий
Печатается с сокращениями


ОСНОВНЫЕ КНИГИ АЛЕКСАНДРА ЗИМИНА:

  1. Зимин А.А. Россия на пороге Нового времени (Очерки политической истории России первой трети XVI века). М: Мысль, 1972. 456 с.
  2. Зимин А.А., Хорошкевич А.Л. Россия времен Ивана Грозного. М: Наука, 1982. 185 с.
  3. Зимин А.А. Витязь на распутье: феодальная война в России в XV веке. М: Мысль, 1991. 288 с.
  4. Зимин А.А. Слово о полку Игореве. СПб: «Дмитрий Буланин», 2006. 516 с.
  5. Зимин А.А. Храм науки (размышления о прожитом). М: 2015.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .



Ссылка на источник

Читайте также