Тунис. Кайруан — Африканская Мекка

26

Кайруан — Тунис Август 2019

Тунис, неожиданно, произвел на меня очень хорошее впечатление. Здесь присутствует не только великолепный пляжный отдых, но и потрясающие исторические достопримечательности, которые по возможности необходимо посещать. Мы старались увидеть как можно больше в этой Африканской стране. После посещения города Эль-Джем, о котором я рассказывал в своем предыдущем рассказе, Тунис. Экскурсия в Эль-Джем. наш автобус направился в город Кайруан. До посещения Туниса я, к своему сожалению. ничего не знал об этом удивительном городе. Покупая экскурсию у турагента, в Тунисе желательно все экскурсии приобретать у проверенных туроператоров, хотя можно попробовать путешествовать самостоятельно, но мы не рискнули, нам предложили совместить поездку в Эль-Джем с посещением города Кайруан. Экскурсия заняла целый день, но и приятных впечатлений принесла массу.

Город Кайруан находится в центрольной части страны Тунис, в 60 километрах на запад от города Сусс. Данный город курортом не считается, но имеет огромное историческое, а прежде всего религиозное значение, не только для Туниса, а для всей Африки. Основан ок.670г. арабским полководцем Окбой ибн Нафи, соратником пророка Мухаммеда, во время похода в византийские владения в Северной Африке. Около 800 годов Кайруан стал столицей автономного княжества Ифрикия. При династии Аглабидов (800–909) пережил эпоху расцвета. У Кайруана очень богатая история, к которой мы непременно вернемся. Теперь немного о достопримечательностях. Именно здесь находится самая большая в стране и первая во всем Магрибе-Великая мечеть Кайруана. Немного истории о названии Магриб. Магриб по арабски — :«там где садится солнце».Этот термин сохранился и до наших дней. В настоящее время в политической географии Магриб- регион в северной Африке, состоящий из шести стран. Это: Ливия, Алжир, Тунис, Марокко, Мавритания, Западная Сахара. Ну что, идем осматривать Кайруан. Первое место куда привозят туристов — это административный корпус города. Со смотровой площадки данного корпуса отлично видны резервуары пресной воды. Данные сооружения носят название:» Бассейнов Аглабидов».

Историки считают сооружение в средние века бассейнов-водохранилищ гидротехническим шедевром. Сейчас можно увидеть только 2 из них. Остальные не сохранились. Диаметр одного бассейна 128 метров, другого- 34.Вместе они вмещают 53 тонны воды.

Сообщающиеся водохранилища снабжали водой эмирские дворцы Аглабидов. Удаленные на 35 км. от города источники наполняли резервуары. Вода подавалась к бассейнам по акведуку. Все рассчеты были выполнены настолько верно, что до сих пор в водохранилищах поддерживается постоянный уровень воды.

Наша следующая остановка-мечеть Сиди-Окба. Это главная достопримечательность и символ города. В исламской традиции есть несколько священных мест в мире, четвертым по значению является мечеть в городе Кайруан. Сегодня так же сюда совершаются паломничества верующих мусульман. Семикратное посещение данной мечети приравнивается к хаджу в Мекку.

Нынешнее здание мечети было построено в 863 году. Материалы для строительства были привезены из разрушенного арабами Эль-Джема. В их числе 414 античных колонн. Здание мечети напоминает крепость с 35 метровы минаретом. Данный четырехугольный минарет, возведенный около 730 года, считается самым древним в мире(первые мечети не имели минаретов), он состоит из трех ярусов, предпологают, образцом для него послужил Александрийский маяк.

Данная мечеть, до сих пор, является действующей. Попасть можно только во внутренний двор мечети, который с трех сторон окружает арочная колоннада.

Посреди двора находятся солнечные часы, показывающие время молитвы. Вся площадь двора выложена мрамором.

Здесь все пропитано древностью. По образу и подобию данной мечети во всей Африке и не только, стали возводить похожие строения. Гид, который сопровождал нашу группу, сказал что и в Эмиратах в Абу-Даби мечеть Шейха Зайда строилась именно копией данной мечети. Реально очень похоже, есть с чем сравнить, мы были в мечети Шейха Зайда.

На фото, вверху, мечеть Шейха Зайда в Абу-Даби. Очень похожие сооружения.

Напротив минарета расположен молитвенный зал. Войти в него могут только верующие, через 17 гиганских, резных, деревянных дверей.

Арочный потолок в зале подпирают 600 римских и византийских колонн. Молитвенная ниша(михраб) вылажена плиткой, привезенной в 9 веке из Багдада.

Огромные по размеру и невороятные по красоте люстры, освещают зал во время молитвы.

Внутрь залов туристов не пускают. Хотя разрешают фотографировать и это уже хорошо.

При посещении мечети, женщинам выдают абаи и платки на голову, это обязательные условия. К мужчинам отношения помягче, должны быть прикрыты плечи и колени. Чужую религию надо уважать.

Уходить из такого магического места не хочется, но наш гид торопит. Бросаем прощальный взгляд на волшебную мечеть, проходим между колоннами к выходу. Да кстати, только в 1988 году ЮНЕСКО взяло данный памятник под свою защиту.

Давйте вернемся снова к истории самого города Кайруан. В 1057 году город был разграблен во время набега египетских бедуинов и с этого момента город утратил положение политического центра Магриба. Сильный удар по экономике нанесло изгнание из города всех немусульман в 1270 году. До 1881 года «неверные» не имели права находится в городе ночью, а днем могли входить туда только по специальному разрешению. После захвата французами в 1881 году, отношение к немусульманам начало менятся. Кайруан превратился во второй по значению город в Тунисе. Во время второй мировой войны был захвачен немцами (ноябрь 1942 года), освобожден англичанами 10 апреля 1943.С 1956 весь Тунис, благодаря их лидеру, Хабибу Бургибе, стал светским государством.

Продолжаем свое путешествие по Кайруану. На выходе из мечети окунаемся в колорит местных улиц и домов. Здесь везде на каждом углу лавочки и магазины торгующие коврами, керамикой, кожаными изделиями.

Ни одна экскурсия не обходится без посещения местного магазина. Мы тоже не избежали данной участи и побывали в магазине местных ковров, которыми город Кайруан тоже славится.

В прекрасном зале, отделанном мрамором, перед нами расстилали ковры разных размеров, цветов и цен. Данный вид сувениров нас как то не прильщал, пришлось немного подождать. Как говориться:«Ничего личного, просто бизнес».

Немного подкрепившись в местном ресторанчике, что входило в стоимость экскурсии, мы продолжаем свое путешествие по Кайруану. Следующая и последняя остановка — это мечеть Брадобрея с мавзолеем Сиди Сахаба.

Мавзолей Сиди Сахаба был построен в 14 веке и назван так в честь святого Абу Джам эль-Балави, по прозвищу «Сиди Сахаб»(Спутник).Этот святой сопровождал Пророка Мухаммеда. Свое название мечеть Брадобрея получила из-за хранившейся здесь реликвии: трех волосков из бороды Пророка.

Мечеть и пристроенный к ней мавзолей необыкновенно аутентичны, как и все в Кайруане. Кипельно былые стены придают постройке необычно нарядный вид.

Внутренее убранство мавзолея предстает перед нами настоящим феейрверком тунисского искусства.

Стены украшены мозаикой необыкновенной красоты. Основные помещения, вестибюли и внутренние дворы- все выложено цветными изразцами.

Внутренняя поверхность куполов украшена изящной резьбой и удивительной по красоте люстрами, свисающими вниз.

Мавзолей производит впечатление музея керамики национальных украшений. Хотя он является действующим. Здесь расположен центр религиозного братства со спальными и жилыми помещениями для его членов и паломников. А так же находится медрсе, для религиозного обучения.

Так выглядит внутренний зал мавзолея, он же является местом для каждодневных молитв.

Проходим в очередное помещение. Паломников сегодня в мавзолее не очень много, так же как и туристов. Данное место не очень туристическое, поэтому кроме нашей группы, посетителей не было. Это даже к лучшему. Можно спокойно походить по коридорам мавзолея, рассмотреть все его красоты и реликвии.

Одни кованные двери чего стоят. Настоящее произведение искусства.

Подходим к самой главной реликвии мавзолея. Внутри комнаты фотографировать не разрешают, но издалека можно. Там хранятся волоски из бороды Пророка Мухаммеда. Сюда приезжают мусульмани со всей Африки. и не только, посмотреть на святыни, помолиться. Место реально сильное, настоящее, не туристическое. Ощущение, что ты прикасаешься к чему то духовному, историческому не покидает меня на всем протяжении экскурсии по мавзолею.

Вот именно за этим решетчатыми окнами расположена святыня. Внутрь я не пошел, не решился, даже не зная почему. Может нужно было разуваться, а может одет был не по форме, что бы не смущать верующих людей, которые там находились. Нам пора закругляться. Гид показывает на часы. Жаль, но приходится расставаться с этим святым, для мусульман, местом. Прикоснуться к чужой религии, узнать о ней побольше-это дорогого стоит. После таких экскурсий приходит уважение к чужим, не похожим на наши, религиозным ценностям. Я считаю это необходимо, для полного и реального восприятия данного мира, где бок о бок существуют множество различных наций, конфессий, религий.

На стене мавзолея расположена табличка с арабской вязью. Я конечно не понимаю что там написано, но может кто и переведет.

Загрузились в автобус и в окно я увидел такую, типично Африканскую картину. Токое у них местное такси с открытым верхом. Ну что сказать-Африка. Мы прощаемся с Кайруаном. Едем назад в Хаммамет. Ощущения от экскурсии зашкаливают. Конечно целый день под палящим солнцем вдали от моря, но это того стоит. Дальше нас ждет удивительный Карфаген и не только.

В рассказе использовались данные из интернета.

Ссылка на источник

Читайте также

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here
Перетащите ползунок, чтобы вставить комментарий