Талант — это душа: как Константин Станиславский изменил мировое театральное искусство

3

В России 17 января отмечается 170 лет со дня рождения Константина Станиславского
Талант — это душа: как Константин Станиславский изменил мировое театральное искусство

Фото: © РИА Новости / Б. Бриллиантов

Станиславский должен был продолжить дело отца-фабриканта, но любовь к сцене изменила его судьбу. Придя на подмостки из среды любителей, актеру удалось совершить революцию в этом виде искусства.

Константин Станиславский известен по всему миру благодаря созданному им театру переживания. Согласно его системе, актеру на сцене в первую очередь необходимо понять, что чувствует его герой в тот или иной момент, избавиться от доминирующей в то время «театральной болезни» — шаблонных жестов и заученных интонаций, а также каждый спектакль рождаться и умирать вместе с персонажем.

Чтобы обосновать собственную концепцию, самому Станиславскому пришлось много работать, несколько раз менять представление о профессии актера в попытках осмыслить театральный процесс. С целью помочь служителям Мельпомены он одним из первых обратил особое внимание на позицию режиссера и его работу. Свои спектакли он сначала продумывал до мелочей и расписывал действия артистов на бумаге, а потом воплощал задуманное на подмостках.

В день 160-летия со дня рождения Константина Станиславского 5-tv.ru вспоминает, как ему удалось совершить революцию в мировом театральном искусстве.

Детство и юность Константина Станиславского

Константин Сергеевич Станиславский родился 17 января 1863 года в Москве. От рождения великий театральный деятель имел фамилию Алексеев, но начав заниматься театральным искусством, решил взять псевдоним.

В семье будущего режиссера всегда тяготели к искусству. Родственниками Станиславскому приходились знаменитые в то время меценаты и коллекционеры Савва Мамонтов и братья Сергей и Павел Третьяковы. Бабушкой режиссера являлась французская актриса Мари Варлей. Все члены семьи Алексеевых, в том числе девять братьев и сестер театрального деятеля, также имели тягу к искусству.

В детстве маленький Костя страдал рахитом и был довольно слаб. Благодаря стараниям матери будущая звезда сцены окреп и стал заводилой в компании сверстников. Мальчик также имел проблемы с дикцией. До десяти лет он плохо выговаривал «р» и «л».

Российская империя. 1873 г. Русский театральный режиссер, актер Константин Сергеевич Станиславский в детстве.Российская империя. 1873 г. Русский театральный режиссер, актер Константин Станиславский в детстве. Репродукция ТАСС

Родители не жалели средств на образование детей. Те, кроме обычных предметов, еще занимались иностранными языками, фехтованием и танцами. В семье очень любили посещать театры и цирковые представления, к праздникам устраивали спектакли своими силами.

«Приходит друг, мы удаляемся в темную комнату, и я ему открываю великую тайну о том, что я решил, как только вырасту, стать директором цирка. Для того чтобы не было возврата после моего обещания, <…> мы снимаем образ со стены, и я торжественно клянусь, что буду непременно цирковым директором. Потом обсуждается программа будущих представлений. <…> В ожидании открытия моего цирка мы решили назначить частный домашний спектакль — для практики», — описал забавный случай из детства Константин Станиславский в своей книги «Моя жизнь в искусстве».

Впервые юноша вышел на сцену в 1877-м в домашнем любительском спектакле. Завораживающее чувство, которое актеры, задействованные в постановке, испытали на сцене, заставило их объединиться для создания новых театральных проектов. Так образовался Алексеевский кружок. Именно с постановок этого объединения друзей и родных Станиславского и начался его путь в большое искусство.

Двойная жизнь Станиславского: между семейным предприятием и театром

Однако за любовь к сцене Станиславскому пришлось бороться. Поначалу он выбрал более уважаемую в то время профессию и посвящал много времени работе на семейном предприятии. Чтобы не привлекать лишнего внимания, для театра Константин также взял псевдоним в честь талантливого артиста-любителя доктора Маркова, который выступал под этой фамилией.

После окончания в 1881-м гимназии при Лазоревском институте восточных языков будущий режиссер поначалу совмещал работу на фабрике отца и сценическую деятельность. Днем он трудился фабрикантом Алексеевым, а вечером перевоплощался в актера Станиславского. Много лет Константин посвятил развитию фабрики отца и стал одним из директоров предприятия, даже ездил за границу, чтобы изучать техническое оснащение подобных иностранных предприятий.

В театральном искусстве Станиславский также всю жизнь учился. Начав работать на сцене, он брал уроки у театральных знаменитостей своего времени: Марии Ермоловой, Гликерии Федотовой, Александра Ленского и других.

Кроме работы и творческого увлечения, на плечи Станиславского в то время легла и общественная деятельность. Личные качества и любовь к искусству привели к тому, что в 1886-м актера избрали членом дирекции и казначеем Московского отделения Русского музыкального общества и состоящей при нем консерватории.

Через два года после этого по инициативе самого Станиславского и его друзей Федора Комиссаржевского и художника Федора Соллогуба было основано Общество искусства и литературы, при котором организовали драматическую труппу. На сцене последнего объединения в 1889-м состоялся дебют Константина в качестве режиссера. Им стала постановка пьесы «Горящие письма» Петра Гнедича. Через два года он взял всю постановочную деятельность театра в свои руки.

Спутницу жизни театральный деятель тоже встретил на подмостках. Супругой Станиславского стала актриса Мария Перевощикова, известная публике под цветочной фамилией — Лилина. Брак они заключили в 1889-м. Мария стала не просто супругой, а настоящей музой гениального режиссера. Именно ей Константин доверял самые сложные роли. Супруга режиссера, как верная ученица, следовала всем его требованиям и играла во всех спектаклях мужа. Особенно зрителям она запомнилась в постановках по чеховским произведениям. Именно она была Машей в «Чайке», Соней в «Дяде Ване», Наташей в «Трех сестрах» и Аней в «Вишневом саду». Женщина подарила супругу троих детей: Ксению, Киру и Игоря. Старшая дочь скончалась в младенчестве, а младшие внесли огромную лепту в сохранение наследия отца.

Станиславский и Немирович-Данченко: создание Московского Художественного театра

Многолетняя дружба и сотрудничество двух театральных гениев — Константина Станиславского и Владимира Немировича-Данченко — привели созданию большого числа различных постановок, а также основанию Московского Художественного театра (МХТ), который впоследствии получил звание академического, миссию которого определили так: кардинально изменить общепринятые театральные правила.

«Программа начинающегося дела была революционна. Мы протестовали и против старой манеры игры, и против театральности, и против ложного пафоса, декламации, и против актерского наигрыша, и против дурных условностей постановки, декораций, и против премьерства, которое портило ансамбль, и против всего строя спектаклей, и против ничтожного репертуара тогдашних театров», — вспоминал Станиславский.

Встреча двух театральных деятелей состоялась в 1897-м. Уже во время первой встречи они решили создать совместный театр и составили правила, по которым тот должен жить. Решив объединить усилия, они сразу разделили обязанности. Литературно-художественной деятельностью стал заниматься Немирович-Данченко, а художественную часть взял на себя Станиславский, но это разграничение признали условным.

Народные артисты СССР Константин Сергеевич Станиславский и Владимир Иванович Немирович-Данченко.Народные артисты СССР Константин Сергеевич Станиславский и Владимир Иванович Немирович-Данченко. © РИА Новости

Зародился Московский художественный театр в подмосковном городе Пушкино. Именно там начались репетиции.

Первые несколько сезонов театр играл на арендованной сцене театра Щукина в Каретном ряду. Уже к третьему сезону стало ясно, что нужна другая площадка. Каждому спектаклю создавали отдельные декорации. Оформление всех постановок уже не помещалось в этом здании, но денег на строительство своего не хватало. МХТ долгое время существовал на средства благотворителей и меценатов, а дотации от государства, как императорские театры, он не получал.

Короли эпизода: Кто из советских актеров запомнился за несколько секунд

Финансирование проекта организовали по принципу «товарищества на паях». Театр впервые принадлежал не актерам, а 13 заемщиков. Свою долю в этом предприятии имели и Станиславский, и Немирович-Данченко. Особый вес среди пайщиков принадлежал меценату Савве Морозову. К 1902-му он взял на себя все финансирование театра. Осенью 1902-го театр переехал в Камергерский переулок, где на средства Морозова Федор Шехтель перестроил театр домовладельца Лианозова. Проект знаменитый архитектор выполнил безвозмездно. Уже пятый сезон театр встречал в своем здании.

В 1920-м ему присвоили статус государственного, а вместе с этим и звание академического.

Революция на подмостках: успех постановок МХТ

Константин Станиславский работал с труппой подробно, объясняя каждое движение души героя и заставляя служителей Мельпомены ощутить то, что испытывает персонаж. Эта подробность касалась и тщательного подбора реквизита. Так, для постановки трагедии Алексея Толстого «Царь Федор Иоаннович» организовали целую экспедицию. Создатели спектакля в различных городах и деревнях искали предметы древности и старинные ткани.

«Был собран целый музей из старинных вещей — вышивок, материй, полотенец, набоек, ковров и проч., которые удалось скупить и собрать по деревням и у старьевщиков», — описывал путешествие режиссер.

Постановка имела большой успех. Публика и подумать тогда не могла, что театр может так точно передавать давно забытую эпоху.

Премьера спектакля Премьера спектакля «Чайка» в Художественно-общедоступном театре. Репродукция ТАСС

Другой триумф постановок Станиславского и Немировича-Данченко произошел через год. В декабре 1898 года состоялась премьера чеховской «Чайки». Драматургия этого автора вызывала сомнения у многих современников. Первая постановка этой пьесы силами Александринского театра в Санкт-Петербурге оказалась провальной.

Новое предложение о постановке «Чайки» Антон Чехов, уже тогда серьезно больной, воспринял с большим волнением. Труппа понимала, что очередного провала автор не выдержит, поэтому очень боялась реакции зала.

«Как мы играли — не помню. Первый акт кончился при гробовом молчании зрительного зала. Одна из артисток упала в обморок, я сам едва держался на ногах от отчаяния. Но вдруг, после долгой паузы, в публике поднялся рев, треск, бешеные аплодисменты. <…> Успех рос с каждым актом и окончился триумфом. Чехову была послана подробная телеграмма», — упоминал в мемуарах Станиславский.

Актеры поняли, что зрителям нужно привыкнуть к новому звучанию драматургии со сцены и к тем переменам, которые незаметно для всех произошли в театральном искусстве.

Система Станиславского: как великому режиссеру удалось создать театр переживания

Больше ста лет в театральном и смежных с ним искусствами действует система Станиславского. Этот метод направлен на то, что зритель на сцене должен увидеть не актера, а героя, и пережить вместе с ним те события, которые выпадают на долю персонажа.

«Всеми этими внешними приемами игры актеры ремесленного толка хотят заменить живое, подлинное, внутреннее переживание и творчество. Но ничто не сравнится с истинным чувством, а оно не поддается передаче механическими приемами ремесла», — писал Станиславский в книге «Работа актера на собой».

О переживаниях на сцене говорили еще предшественники знаменитого режиссера, но систематизировать эту концепцию и разработать технику смог только Константин Станиславский. Работу по созданию собственной концепции актерского мастерства он вел в течение десяти лет.

Назад в прошлое: 10 популярных актеров в роли исторических личностей

Каждому знакома фраза, которую приписывают Станиславскому: «Не верю». Она связана с тем, что от своих артистов он требовал правдивых эмоций. Ему было важно, чтобы актер действовал здесь и сейчас, чтобы слова пьесы ему как бы приходили в голову, словно на подмостках стоит обычный человек.

Репродукция картины Николая Ульянова Репродукция картины Николая Ульянова «К. С. Станиславский за работой». © РИА Новости

Другим важным открытием для Константина Станиславского стало обращение к актерскому ансамблю. Режиссер хотел, чтобы участники спектакля работали слаженно и ни один из них не выделялся на фоне других. Но каждый образ требовалось создавать многогранным. Постановщик советовал искать сцены, где злой персонаж может проявлять доброту, а гуманный и приветливый — жестокость.

Революционным изобретением Станиславского стало понятие «четвертой стены». Артисты, согласно его системе, должны действовать так, словно пространство сцены разделяет невидимая завеса. Это открытие дало возможность актерам создавать свой мир на сцене и даже поворачиваться к зрителям спиной, что тогда считалось неуважением к залу и поначалу вызывало недопонимание у публики.

Актеры, как считал знаменитый режиссер, должны обладать богатой фантазией, чтобы придумывать обстоятельства, в которых живут и действуют их герои.

Создание театральной школы при МХАТе: триумф театра Станиславского

Константин Станиславский, преодолев долгий путь к созданию собственной системе, понимал, что полученные им в ходе многочисленных проб и ошибок знания нужно передавать начинающим артистам. В 1912-м при МХАТе была создана первая студия актерского мастерства, где он преподавал сам.

Актеры и актрисы, которых не помнят молодыми — фото

После того как во время юбилейного вечера во МХАТе в 1928-м году у игравшего на сцене у Станиславского произошел сердечный приступ, режиссер погрузился в педагогический процесс.

Скончался театральный деятель 7 августа 1938 года. Ему было 75 лет. Уже после смерти Константина Станиславского вышла его книга «Работа актера над собой».

Ссылка на источник
Читайте также

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here
Перетащите ползунок, чтобы вставить комментарий