Средневековые башни Рима. Путешествие сквозь века. Часть II.

5

На фото: Башня Анибальди со стороны виа Фагутале.

Величина башни измеряется длиной отбрасываемой ей тени,
а величие человека — количеством его завистников.
(Японская пословица)

Часть 2.

Продолжение. Часть I читайте здесь. Продолжение следует. 

Дорогие друзья, мы продолжаем сегодня с вами путешествие по Риму, посвященное таким уникальным архитектурным памятникам Средневековья, как башни!

В первой части нашей прогулки вы узнали о назначении и роли башен в Средневековье, и мы познакомились с историей таких башен, как башни Капоччи, Черрони (Грациани) и башня Борджиа. Итак, мы опять переносимся в Средневековый Рим и погружаемся в его воинственную атмосферу.

С нами сегодня снова Марко Биорди, историк искусств, гид, преподаватель курсов для гидов Культурной Ассоциации Rome4u – Roma e Lazio per te.

Виктория Маутер.

Башня Анибальди – башня церковно-монашеского комплекса Сан-Мария-ин-Монастерио и бельведер монастыря на останках древнеримского нимфея.

Марко Биорди

Корр.: От башни Борджиа мы направляемся к башне Анибальди, расположившейся совсем рядом на улице Фагутале (via del Fagutale) на одной из трех вершин холма Эсквилино, тоже имеющей название Фагутале (Fagutale), что означает в латинском варианте буковое дерево (Faggio), такое название холм получил по той причине, что в Древнем Риме здесь росла буковая роща.

В 1894 году на холме Фагутале была проведена реконструкция, для того, чтобы проложить виа-дельи-Аннибальди, о чем свидетельствует очень высокая опорная стена, и именно в этот момент обнаружилась реликвия, жемчужина римской эпохи, на которой покоится сама башня: это так называемый “нимфеум Виа дельи Аннибальди”.

Здесь мы хотим напомнить вам, что такое нимфеи или нимфеумы? Так называли архитектурные сооружения, украшавшие источники воды, это пространство для отдыха с фонтанами, статуями и растениями. Иногда даже они были разделены на нефы и использовались в качестве мест встреч и праздников. Они носили публичный или частный характер. А некоторые из них имели форму естественных или искусственных гротов.

Похоже этот нимфеум принадлежал роскошному частному домусу, как и многие другие, построенные на склонах холма Эсквилин с видом на долину. На останках когда-то процветающего древнеримского нимфеума была возведена в самом начале XIII века башня Анибальди.

Марко: Эта башня была частью укрепленного церковно-монашеского комплекса Сан-Мария-ин-Монастерио, своего рода крепости-церкви, такого как комплекс Монастыря Сантиссими Кватро Коронати (Santissimi Quatro Coronati).

Башня Анибальди. Вид со стороны Колизея.

Здание башни состоит из кирпича в верхней части и из туфа у ее основания и как раз внизу на уровне виа дель Аннибальди, в самом ее начале, (с этой точки виден Колизей), находится вход в древний Нимфеум, прямо в стене есть небольшая металлическая дверь, открывающая доступ к позднереспубликанскому нимфею. Полукруглое отделение вертикально проходит через башню Аннибальди. Вероятно, оно использовалось в качестве соединительной лестницы между различными этажами самой башни.

А сама башня впечатляюще возвышается над окружающей местностью. Как и в случае с другими башнями в Риме, для ее строительства использовались древние останки близлежащих терм Тита и Золотого Дома Нерона (Terme di Tito, Domus Aurea). Комплекс был предоставлен папой Гонорием III (Ченчио Савелли) (1216-1227) графам Тусколо, (Conti di Tuscolo), которые затем передали его семейству Аннибальди.

Корр.: Аннибальди построил и использовал башню так же, как и его противник Франджипане (Frangipane), у которого вместо этого был свой оплот в противоположном и недалеко расположенном Колизее. Анибальди представляли собой сильную оппозицию Франджипане, который, как говорят, стремился всеми способами помешать возведению башни Анибальди, они даже выпускали дротики, катапультируемые прямо из Колизея, где находилась башня Франджипане. В конце концов Анибальди победили Франджипане (Frangipane), которые уступили Аннибальди сначала часть Колизея, а затем и всю его территорию.

A в XIV столетии башня стала частью укрепленного комплекса “S. Maria in Monasterio” и перешла к Ордену маронитов, которые до сих пор владеют зданием.

Анибальди – «олигархи Средневековья»

Марко: Семья Анибальди была очень процветающей, особенно в XIII, нач. XIV вв., очень влиятельная семья, одна из тех, кто делал средневековую историю Рима. Их родословная началась в ХI веке, но некоторые исследователи относят их происхождение даже к IX веку. Впоследствии они разделилась на четыре ветви (Молара, Чеккано, Монтекомпатри, Занкато).

Особенно распространилось политическое влияние Аннибальди после заключения брака Аннибальдо старшего с сестрой папы Иннокентия III, когда он стал сенатором Рима. благодаря покровительству пап Иннокентия III , Григория IX и Александра IV , которые были связаны с этой семьей кровными узами.

Благодаря покровительству пап Иннокентия III, Григория IX и Александра IV, которые были связаны с этой семьей кровными узами, дом процветал в течение всего XIII века. У Анибальди было огромное количество владений, как в Риме, так и в окрестностях и более дальние владения, самые различные объекты недвижимости, в провинции Рима башня Аннибальди аль Фагутале, башня Аннибальди, что в палаццо Венеция, Башня Милиции (Torre delle Milizie), которую мы сегодня будем рассматривать, Тор Фискале….. Они также были владельцами Колизея, (о чем мы уже упоминали).Трудно перечислить все их владения, которые входили в этот длинный список.
Они имели авторитет во многих местах. Начиная с Аннибале дельи Аннибальди, сенатора римского народа в 1048 году, члены этой семьи, занимали пост сенатора 48 раз.

Кардинал Аннибальдо Аннибальди (1220 – 1272) был другом Альберта Великого, которому Фома Аквинский (Томмазо д’Аквино) посвятил часть своей «Золотой цепи».

Корр.: Теперь вы понимаете насколько влиятельной была эта семья!.. Среди Анибальди были кардиналы, папские легаты, сенаторы, был один доминиканец и магистр богословия в Париже. Один из Анибальди женился на Констатации Стефанески. Потом их сын Пьетро, принял фамилию и герб своей матери, поэтому его помнят и он вошел в историю как кардинал Стефанески; также знаменит грандиозный мавзолей в церкви Санта-Мария-ин-Трастевере, посвященный кардиналу Пьетро Стефанески (Pietro Stefaneschi), скончавшемуся в 1417 году.

Марко: Между концом XIII века и первыми годами XIV столетия семья вошла в конкурентные отношения с семейством Kаэтани (Caetani), которых поддерживал папа Бонифаций VIII из этого рода. Словом, получилось так: Аннибальди одержали победу над Франджипане (Frangipane), но тут начинает возрастать, набирать силу новая аристократическая семья Каэтани (Caetani), которые оказалась сильнее их. Фактически, Каэтани, с избранием Папы Римского Бонифация VIII, приобрели большую часть имущества Аннибальди, в том числе и башню Анибальди, приобретенную ими в XIV веке. Род Анибальди закончил свое существование в XVIII веке.

Корр.: И вдогонку страшилка: эта башня была известна тем, что в Средние века здесь же были прибиты к стене железными креплениями и гвоздями руки воров, приговоренные к такому наказанию за особенно опасные преступления, которыми считались кражи драгоценных предметов из церквей.

Башня Конти – чудо строительного искусства и символ церковной и папской власти.

Башня Конти, а рядом дом ХIV века.

Марко: Сейчас мы находимся у Torre dei Conti (башня Конти). Она также известна как Turris Magnum, «Торре Маджоре» за ее величие и высоту, ведь первоначально она достигала высоты предположительно 50-60 м. Эта башня настолько поразила поэта Петрарку, что он считал ее самой великолепной из всех городских башен, даже чудом строительного искусства. Петрарке удалось увидеть ее еще до землетрясение 1348 г., когда снесло ее верхнюю часть, после чего она уже не выглядела так впечатляюще.

Итак, башня Конти, будучи первоначально гораздо выше, чем сейчас, была частью укрепленного комплекса семейства Конти (Conti), которое было разделено на три ветви: Тусколо, Сеньи и Поли). Эта старинная римская семья стремилась установить свою власть и контроль над Римом.

Один из родоначальников этой семьи, a это был Пьетро деи Конти ди Ананьи, построил башню на руинах Templum Telluris (храма Земли), и над одной из четырех экседр Форума Мира (Forum Pacis). Это произошло в IX веке при понтификате Никколо I (858-867). Но это было построено первое укрепленное ядро этой башни.

А в начале XIII века, предположительно в 1203 году последовало расширение примитивного корпуса башни (все еще выходящего на поверхность на виа деи Фори Империали), которое выровняло предыдущий. Эта работа была выполнена по проекту Маркионе Аретино, замечательного архитектора того периода. Предположительно, в это время он уже был известен как автор башни Грилло (torre del Grillo), находящейся неподалеку.

И вот член семьи Конти, Джованни Лотарио деи Конти ди Сеньи становится Папой Иннокентием III в 1198, пробыв на папском троне 18 лет. Это была большая радость для этой семьи, и открыло для них огромные возможности. Наличие Папы в семье гарантировало силу, славу и власть для всей будущего потомства.

Корр.: Нужно отметить, что знаменитый дом Конти дал Риму множество пап, в том числе Григория IX, Александра IV и Иннокентия XIII. Говорят, что Конти ди Сеньи принял тиару с неохотой и когда он стал папой Иннокентием III, ему было всего 37 лет.
В те времена существовал один обычай: вновь избранный понтифик должен был внести в казну города дань в 5000 фунтов. Чтобы заручиться поддержкой народа Иннокентий щедро раздавал деньги.

Марко: У папы Иннокентия III был брат Риккардо, он и расширил старую башню в начале ХIII в. (по проекту Маркионе Аретино). В намерениях тогдашнего Папы Иннокентия III (1198-1216), (Джованни Лотарио деи Конти ди Сеньи) башня должна быть символом церковной власти и защищать папские шествия от Сан. Пьетро до Латеранского собора, которые на тот момент могли подвергнуться некоторой опасности.

Иннокентия III помнят как очень щедрого папу, потому что он обогатил Рим многими зданиями, в том числе больницей С. Спирито в Сассии (San. Spirito in Sassia), построенной за его счет. Эта больница была возведена еще и для того, чтобы заставить замолчать критикующих, все замечающих и контролирующих римлян.

На самом деле, хотя она была сделана Риккардо, братом Лотарио, она была построена на средства Церкви. Конти воздвигли ее в виде господствующей над городом цитадели, которая могла держать в страхе и Капитолий, и Франджипанские башни, для этого он и тратил деньги Церкви на ее строительство.

Башня Конти.

Корр.: Но известно также, что в том же 1203 году, после народных беспорядков, башня стала собственностью Сената Рима!… Как говорится, «не прошло и полгода»!.. Как же это произошло?

Марко: Междоусобицы затихали, но ненадолго и потом вновь начинались с еще большей силой. После столкновения с Орсини, врагами Конти и после попытки защитить своего брата Риккардо, поднялись народные волнения и из-за этого Иннокентию III пришлось бежать из Рима, а имущество Конти было отнято, а башня стала собственностью Сената Рима.

В Риме началась очередная междоусобная война, пока однажды римляне не попросили понтифика вернуться. Пока в Риме воевали, Иннокентий III организовал Четвёртый крестовый поход, намереваясь идти в Палестину, но призванные им крестоносцы, туда не дошли, а по пути взяли Константинополь и разоряли его.

Когда Папа вошел в город, между враждующими семействами велись уличные бои, с башен бросали камни, используя метательное оружие. В конце концов в 1205 году между папой и Римом был заключен мир. Имущество вместе с башней вернулось к Конти.

Корр.: Замечательно! Ведь Иннокентий III прославился еще одним крестовым походом, и уладив дела со своим имуществом, он мог заняться еще одним важным делом, – уничтожением катаров, самых главных и сильных соперников папы, которых для более быстрого решения дел, обвинили не только в ереси, но и в разврате и содомии. Этот проект папы назывался Альбигойский крестовый поход.

Это был очень способный папа, во время его правления папство было на вершине своих полномочий. Он считался самым могущественным человеком в Европе в то время. Иннокентий III входит в число 23 великих законодателей прошлого. Это было буйное время войн, внутренних, внешних, религиозных.., а башни были символом этих войн и борьбы!

Марко: Но были еще природные катаклизмы, землетрясения, чума, наводнения; что касается башни Конти, то на ее жизнь пришлось немало, она пострадала от землетрясений в 1231, 1348, 1630 и 1644 гг., а в результате землетрясения 1348 г. была разрушена верхняя часть, то есть почти половина, и ее высота составляет в настоящее время 29 м.

Башня Торре-деи-Конти была частной башней, своего рода крепостью и жилым домом. Туфовые четырехугольные плиты служили ее основанием, сделанным из античных остатков, а стены были сложены из обожженного кирпича. Грегоровиус так описывал башню Конти: «Она была четырехугольная и сверх громадного основания состояла из трех суживающихся ярусов с тройной зубчатой надстройкой, которая, казалось, уходила за облака».

Корр.: Интересное, но сложное описание. Словом, башня-дом имея четырехугольную форму, состояла из трех зданий, одно внутри другого, напоминающий телескоп, постепенно сужаясь, и всё это было украшено зубцами, и так развивая три этажа, она устремлялась ввысь, к небу!..

Марко: Основание откоса было сделано из полос кремния и мраморной крошки. Башня была покрыта травертиновыми плитами, извлеченными из форумов, в свою очередь травертин позже был снят с башни в XVI в. для постройки Порта Пиа.
Корр.: Преемственность поколений выражалась и в этом!. Итак, в XVI веке с башни уже сняли травертиновые плиты, какова же была судьба башни в дальнейшем?

Марко: А в конце XVII века при понтификате Александра VIII (1689-91), башня подверглась важной реставрации, были построены две крепкие опоры укрепления, которые всё еще мы можем видеть сегодня. И почти два века, с XVII по XIX век такое ценное историческое здание использовалась как сарай и как угольное помещение.

Но к счастью, в 1883 году была проложена и открыта виа (улица) Кавур, благодаря этому, были сделаны реставрационные работы башни со стороны виа Кавур. А в 1933 году была сделана реставрация и для «виа дель Имперо», так как она только что была построена. Это и спасло башню, и придало ей мощный и благоговейный аспект.

Корр.: Нужно напомнить, что перед этими работами участок перед башней, который сейчас носит имя Коррадо Риччи (Ларго) раньше назывался «Piazza delle Carrette» (площадь карет), топоним, который происходит от телег, повозок, транспорта, на которых из Castelli Romani привозили вино, зерно, зелень и др. продукты сельского хозяйства и они останавливались здесь, на границе Римского Форума и затем на рыночной площади.

Марко: Кстати, Коррадо Риччи – это имя генерального директора древностей и изящных искусств и соавтора раскопок «via dell,Impero». Сегодня пространство башни занимают офисы разных организаций и ассоциаций.

Но в истории Рима был даже такой случай, когда 1884 году было принято решение снести башню и построить на ее месте здание, похожее на Палаццо Веккьо во Флоренции, которое должно было служить музеем. К счастью, ничего не было сделано и эта до сих пор великолепная башня напоминает нам о бурном Средневековье.

Торре дель Грилло – память о «последнем и самом
экстравагантном из римских феодалов маркизе Грилло»

Фото. Башня Грилло (Torre del’Grillo)

Корр.: Торре дель Грилло – одна из самых загадочных и интересных башен, она, наверное, воспринимается так потому, что непосредственно связанна с легендарным римским героем маркизом Грилло. Это средневековая кирпичная башня с прямоугольными окнами находится в составе палаццо дель Грилло XVII века, и, чтобы отличить ее от соседней башни Торре делле Милиции, которая расположена по соседству, она называлась Торре делла Милициола (Torre della Miliziola).

Марко: Башня была возведена Карбони (Carboni) примерно в конце XII, начале XIII века на остатках каменной кладки, относящихся к эпохе Траяна. Проект и строительство башни приписывается предположительно замечательному архитектору Маркионне Аретино, тот, который возвел башню Конти, то есть вначале он, якобы, построил башню Грилло, а затем Конти. На башне, увенчанной высоким лепным фризом XVII века есть памятный эпиграф наверху:«EX MARCHIONE DE GRILLIS», где упоминается имя Маркионне Аретино и самого маркиза Грилло.

Начальная история Торре дель Грилло похожа на истории других башен и строений, она принадлежала сначала семье Карбони, потом Колонна, затем Конти, которые значительно расширили периметр своего замка, сделав его неприступной крепостью.

Вершина башни Грилло с надписью посвящения

А 1675 году семья дель Грилло купила башню у Baldassarre dei Conti и сделала реконструкцию, соединив ее со своим дворцом. Палаццо дель Грилло, расположенное на одноименной площади, представляет собой живописную резиденцию XVII века, состоящую из фасада и двух боковых авангардных корпусов: левый, соединенный с фасадом через арочную эстакаду, известную как «деи Конти», имеет пять этажей и включает в себя старую средневековую башню, а справа – корпус в три этажа.

Корр.: Начиная с этого периода (XVII века), история башни тесно связана с аристократическим семейством дель Грилло из Умбрии, поселившегося в Риме в это время; и самого легендарного маркиза Грилло, образ которого, как предполагают, объединил в себе как минимум двух человек, то есть маркиз де Грилло – собирательный образ.

Неоднократно многие задавали себе вопрос: существовал ли реально этот яркий персонаж? Этот человек был настолько оригинален, что выступал против сложившихся правил и этикета, причем очень оригинально, а шутил изящно и иронично.

Исследователи, посредством «Истории римских семей» Бертини и благодаря документам Капитолийского архива, определили, что было две семьи дель Грилло, которые жили между семнадцатым и девятнадцатым веками; известно что существует дворец, который перед нами, а также есть фамильная гробница в церкви Сан Джованни Фиорентини, где покоится Онофрио дель Грилло; а так же есть следы, оставленные летописцами того времени.

Марко: И можно вспомнить еще известное многим утверждение исследователя Раффаэлло Джованьоли, писателя и историка, жившего между девятнадцатым и двадцатым веками, подтверждающего существование этого персонажа:
«Несмотря на то, что я не смог узнать, из всех исследований, что я провел, его имя или точную дату его рождения, я смог проверить из оторванных утверждений его потомков, что он является историческим персонажем, который действительно существовал и что многие из странных приключений, из популярных легенд о нем в сочетании с его именем, на самом деле являются частью дел, совершенных этим человеком, которого я хотел бы назвать последним и самым экстравагантным из римских феодалов “.

Таким образом, вы понимаете, что маркиз де Грилло реально существовавший персонаж и он олицетворен якобы в двух образах, дяди и племянника. Онофрио отправился из тихих мест Умбрии к дяде по отцовской линии, которого звали Бернардо, по прозвищу «Гриллаччо», он жил в районе Монти и очень любил подурачится, отличаясь эксцентричным характером. Когда дядя умер, он оставил все свое имущество своему племяннику, который стал стал очень богатым и был принят в высшем обществе.

Корр.: Ну а теперь обратимся к фильму. Яркие и неадекватные поступки маркиза Онофрио дель Грилло, обаятельнейшего «негодяя» и шутника известны нам из популярного фильма «Il Marchese del Grillo» Марио Моничелли, которого гениально сыграл Альберто Сорди. Вернее он сыграл даже не одного, а двоих персонажей: маркиз дель Грилло меняется местами с пьяницей, угольщиком Гасперино, внешнее сходство которых удивительно, можно сказать, что Гасперино его двойник.

В фильме использован классический приём: человека из высшего общества подменяют на похожего на него человека из бедного класса – угольщика. Сыграв эти две роли в одном фильме, Сорди достиг высочайшей вершины своего таланта.
Голливуд отдыхает… Если вы не рассмотрели с первого раза все великие достоинства этого фильма, то пересмотрите еще раз и вы увидите и почувствуйте дыхание настоящего искусства.

Портрет настоящего маркиза Onofrio del Grillo

Конечно это вольная интерпретация истории реального человека, жившего в ХVIII веке маркиза Онофрио дель Грилло. Действие фильма происходит в наполеоновскую, эпоху. Эта кинематографическая история имеет расхождение с реальной историей маркиза дель Грилло, но сама суть, дух этого образа остается.

Этот любитель шуток и мистификаций, коварный «патриций», смелый человек, высмеивавший, и в бедных, и в богатых, а особенно в евреях разные человеческие пороки, сочувствующий разбойникам (бывшему священнику, отлученному от церкви), имеющий превосходное чувство юмора, на самом деле имел доброе сердце и тонкую душу, просто любил покуражиться, посмеяться над людскими недостатками и пороками.

И еще вы можете прогуляться до улицы Джулия и посетить церковь Сан. Джованни Батиста деи Фиорентини, и в первой часовне справа вы найдете гробницу маркиза Грилло.

Изящный герб семьи маркизов дель Грилло

Мы не видели и не знаем его настоящего, но мы видели фильм с участием Альберто Сорди! И благодаря игре великого актера, у нас появиться желание непременно найти эту церковь и возложить на его могилу цветы, и мы можем утверждать, что действительно знали маркиза дель Грилло и почтили память этого легендарного человека. В этом есть элемент, который называется «Волшебная сила искусства».

Марко: И конечно в римской истории существует несколько «вкусных» анекдотов, которые составляют часть легенды и часть истории маркиза (настоящего). Все эти истории и легенды пересказываются в разных вариациях, и все они переплелись в кинокомедии «Il Marchese del Grillo».

Один из самых известных анекдотов, обыгранных в фильме рассказывает о том, что каждое утро евреи, проходили мимо под его окнами, а маркиз без колебаний бросал камни с этой башни в несчастных, и каждый день некоторые получали травмы от этого. Чтобы попытаться положить конец этому вопросу, главный раввин обратился к папе, и маркиз был вызван папой, который попросил его прекратить, на что маркиз сказал: «Я не могу обойтись без того, чтобы что-то не бросить».

«Ну тогда бросайте плоды, фрукты, – сказал ему папа». Маркиз воскликнул: «Плод … да, да, я брошу плод».

На следующий день маркиз начал бросать большие сосновые шишки, и когда жертвы кричали ему, что папа заверил их, что они больше не будут преследоваться, маркиз ответил: «Нет, папа сказал мне, что я могу бросать только фрукты, а это фрукты и есть, фрукты сосны!»

Корр.: Конечно, это безобразное поведение маркиза, в этом проявляется его мальчишеское хулиганство. Поэтому в Риме говорили: “Salutiamo il guerriero Del Grillo che gli ebrei a pignate pigliò”. Отсюда, возможно, римская поговорка: “Con le pigne in testa», («С шишками в голове»).

Марко: Некоторые исследователи жизни маркиза дель Грилло предлагают гипотезу о том, что причудливость и эксцентричность дяди Бернардо вместе с расточительностью и антисемитизмом его племянника способствовали формированию легенды о маркизе дель Грилло.

Корр.: Другие высказывают предположение, что возможно, Онофрио дель Грилло, был не тем шутником, которого нам предлагает художественный вымысел, но он воплотил в себе в какой-то степени прототип римского папского патриция, часто презирающего людей, часто жестокого по отношению к евреям. Но возможно фильм о маркизе Грилло ближе к действительности?!..

Марко: Можно вспомнить еще один анекдот о легендарном маркизе… Однажды английский лорд пригласил его на охоту на лис. Зная о его присутствии в Англии, так как слава о нем распространилась и до берегов Туманного Альбиона, королева хотела пригласить лорда и маркиза на прием. Двух дворян не было в городе, и они сразу же после охоты вернулись в столицу, узнали о приглашении, но было уже поздно. Они должны были принять решение: либо опоздать на прием, представив себя в соответствующей одежде, либо прибыть вовремя, но в деревенской одежде. Они выбрали второе решение.

Когда они прибыли на прием, королева и все остальные дворяне были шокированы, тогда лорд и маркиз вернулись во дворец, чтобы переодеться, и вернулись на прием, встреченные уже со всеми почестями. Во время банкета маркиз взял еду со столовыми приборами и бросил на платье.

На вопрос удивленных гостей о том, что он делает, он ответил: «Меня пригласили, я пришел, но вы сказали, что я был не в той одежде, я вернулся в правильной одежде, и вы приняли меня. Это значит, что вы пригласили не меня, но пригласили мою одежду и, следовательно, я кормлю одежду».

Ренато Гуттузо у внутренней двери Палаццо дель Грилло….

Корр.: Но взглянем еще раз на средневековую башню Грилло, с которой наш легендарный маркиз бросал шишки и на палаццо дель Грилло и я хочу напомнить, что в XIX веке дворец стал собственностью Николиса де Робиланта, графа, итальянского генерала армии и государственного деятеля, а в послевоенный период в этом палаццо размещалась мастерская известного художника Ренато Гуттузо, где он написал многие свои знаменитые работы.

Марко: И наконец через небольшой вестибюль и лестницу можно попасть в сад, полный фонтанов и скульптур в стиле барокко. Это тот великолепный сад на крыше, которым семья Грилло особенно гордилась и который до сих пор сегодня можно посетить. В саду, прислонившись к задней стене, есть красивый фонтан, состоящий из ниши в форме раковины и двух герм, поддерживающих вазы с фруктами. Работа была приписана Бальтазару Пермозеру, известному немецкому скульптору барокко, исполнившему ее в 1676 году.

Внешняя порта дель палаццо дель Грилло

А еще в саду есть великолепный портал с четырьмя колоннами, полностью окруженных растительностью и статуями Минервы и Меркурия, в то время как на сломанном тимпане изображены ангелочки и женская фигура, держащая барельеф.

Корр.: Сейчас один этаж Палаццо Дель Грилло выставлен на продажу, стоимость всего одного этажа в историческом здании в центре Рима с видом на римские и императорские форумы и другие достопримечательности составляет 6,5 млн.евро.

Несмотря на различных владельцев, дворец остается связанным в памяти римлян с известным маркизом дель Грилло, взбудоражившим тихую жизнь Рима, насмешившим его жителей и оставшимся легендарным героем Вечного города.

Виктория Маутер, г.Рим. 

Продолжение следует. 

Ссылка на источник
Читайте также