Коллаж кадров советского фильма «Сказка о Мальчише-Кибальчише» (1964 г.)
Фронтмены-трюкачи
Идея данной статьи у меня появилась в первые минуты нового 2023 года, когда в эфире «Первого канала» я увидел некоего исполнителя с псевдонимом «Шаман», точнее даже – Shaman (Я. Ю. Дронов), с пафосом исполнившего песню «Я – русский».
Разумеется, мне попадалась информация о существовании данной композиции, но интереса она у меня не вызвала, так как я решил, что парень просто «хайпанул» на злободневной теме, и вряд ли можно ожидать чего-то очень уж выдающегося от исполнителя, заявляющего, что он – русский, но при этом «шаман». Если уж ему хочется быть русским, но не православным, то мог бы, хоть на время исполнения данной композиции, назваться каким-нибудь Волхвом, а то и Сварогом – чего мелочиться. И вот теперь я увидел этого господина Дронова воочию. Оказалось, что он, хоть и шаман, но с крестиком на груди.
Сразу скажу, что не рассчитывал услышать какой-нибудь невероятный и выдающийся фолк-рок, однако надеялся хотя бы на небольшой фрагмент в стилизованном народном стиле или проигрыш с отсылкой к советской классике: мол, я, конечно, «крутой рокер» (или как он себя позиционирует), но традиции помню и чту. Увы, не дождался: такая обыкновенная малозапоминающаяся «среднеевропейская» мелодия. Зато увидел на голове этого «русского патриота» что-то похожее на африканские дреды, а на ногах – узенькие кожаные штанишки, вызвавшие навязчивые ассоциации с движением ЛБГТ.
Однако именно этот Шаман неожиданно стал фронтменом нашей патриотической богемы. И это очень печально, но не удивительно. На фоне многих других он, действительно, выделяется в положительную сторону. Тут в впору вспомнить слова Атоса:
«И ведь это один из лучших»!
А могло ли быть иначе?
После начала специальной военной операции многих неприятно удивило, что не только современные российские, но и некоторые советские «звезды», которых нам представляли чуть ли не «совестью нации», вдруг очень быстро сбежали из России, не забыв при этом полить свою Родину грязью. Впрочем, те из них, что «поумнее», поливают Родину грязью, не уезжая из нее и продолжая зарабатывать на россиянах.
Между тем удивляться тут нечему: долгие годы этих мелких людей отождествляли с настоящими героями, которых они изображали на сцене, либо – с лирическими героями (или героинями) исполняемых ими песен. Однако это была всего лишь актерская игра – лицедейство за деньги. Актер, играющий в патриотических фильмах, может быть глубоко презирающим Россию либералом, исполнитель героических ролей – жалким трусом. В качестве иллюстрации, можно процитировать строку песни из одного старого зарубежного фильма:
«Я не герой, а лишь трюкач».
Умение «держать кукиш в кармане» – искусство весьма древнее. И Талейран не придумал, а лишь четко сформулировал известный афоризм: «вовремя предать – значит предвидеть».
«Кормилицы» и «кормильцы»
К сожалению, надо признать, что некоторые советские актеры и поп-исполнители, будучи людьми довольно глупыми и малообразованными, считали себя не шутами и скоморохами (кем являлись в действительности), а элитой общества и глубоко презирали людей, даривших им цветы и покупавших билеты на концерты и спектакли. Гонорары, премии, звания, квартиры, элитные санатории и дома отдыха для представителей советской богемы были обязательным пунктом, это, как говорится, вынь да положь. Ни малейшей благодарности к государству и обществу они за все это не испытывали, что хорошо видно на примере Л. Вайкуле, рассказавшей нам о том, как она и Пугачева «кормили СССР».
Такие «кормилицы» и «кормильцы», не говорили, а «вещали», считая своим долгом при любом удобном и неудобном случае «выразить свою гражданскую позицию», конечно, поначалу, трусливо – намёком или даже полунамёком. Но с началом перестройки осмелели, а потом даже пришли в Государственную думу – вместе с не имеющими даже и малейшего представления о реальной жизни профессиональными спортсменами. И те, и другие важно «надувают щеки», не понимая своей роли «нажимателей кнопок» и «свадебных генералов». Но кнопки при голосованиях нажимают послушно и «как надо», тем более что уровень компетентности у них нулевой, ни в вопросах внешней и внутренней политики, ни в экономике все равно не разбираются.
На этой фотографии, например – актриса М. Кожевникова:
Ее главная роль – «Аллочка» из первых трех сезонов «Универа» (крайне неудачная попытка скопировать американский сериал «Друзья»). В активе у нее также 5 полностью обнаженных фотографий в сентябрьском номере журнала «Playboy» за 2009 год. В 2011 году в возрасте 25 лет она стала депутатом Государственной думы от партии «Единая Россия».
Я ничего не имею против М. Кожевниковой как человека. Она, конечно, не великая актриса, но, вероятно, не хуже прочих того же возраста. Однако какие таланты и способности позволили ей в столь молодом возрасте претендовать на место в парламенте? Широкие познания в области международных отношений? Может быть, она – вундеркинд и к тому времени успела получить престижную премию в области экономики? Имеет богатый жизненный опыт?
Впрочем, 25 лет – не рекорд. В Госдуме предыдущего созыва от ЛДПР работал 21-летний (!) В. Власов, а в нынешней усердно трудится 22-летний Г. Арапов из партии «Новые люди».
В настоящее время среди депутатов Государственной думы – 18 бывших профессиональных спортсменов, 17 из них являются членами партии «Единая Россия». А если добавить к ним людей, имеющих образование, связанное с физической культурой и спортом, таковых окажется около 7 % от общего числа депутатов. Не слишком ли много?
А еще в Госдуме сейчас целых 5 бывших космонавтов, без которых, видимо, никак не обойтись при решении жизненно важных вопросов международных отношений, экономического развития страны, образования, здравоохранения. Впрочем, в СССР ведь тоже «по разнарядке» «выбирали» в Советы всех уровней ткачих и механизаторов. Но вряд ли это именно тот советский опыт, который нужно копировать.
В советские времена многие «деятели искусств» любили поплакаться о собственной несчастной судьбе гениального творца, лишенного в тоталитарном СССР свободы самовыражения и реализации его грандиозных замыслов. Но вот рухнула система советской цензуры, и какие шедевры выдали нам признанные «советские классики»?
Результат оказался просто удручающим, наши мэтры вдруг как-то все сразу разучились снимать хорошее кино. Самый яркий пример – творческая деградация Э. Рязанова, который, лишившись опеки, снял два абсолютно не смешных, но ужасающе вульгарных и пошлых фильма – «Небеса обетованные» и «Старые клячи». Поневоле начинаешь думать, что советские редакторы и цензоры на самом деле были гениальными продюсерами.
Вполне вероятно, что именно благодаря их помощи и удавалось создавать великие фильмы, которые современные ремесленники даже и переснять не могут – каждая новая попытка римейка оказывается хуже предыдущей.
1979
А между тем только в одном 1979 году, помимо прочих, на экраны вышли фильмы: «Пираты ХХ века» (самый кассовый фильм советского кинематографа), «Москва слезам не верит» (второе место в списке самых кассовых фильмов), «Экипаж» (шестое место), «Тот самый Мюнхгаузен», «Маленькие трагедии», «Отец Сергий», «Осенний марафон», «Гараж», «Сталкер», «Стакан воды», «Ах водевиль, водевиль», «Сватовство гусара», «Летучая мышь», «Д’Артаньян и три мушкетера», две первые серии фильма «Шерлок Холмс и доктор Ватсон», «Трое в лодке, не считая собаки», «Приключения Электроника», «В моей смерти прошу винить Клаву К.», «Завтрак на траве».
Жанры на любой вкус: мировая классика, драма, оперетта, водевиль, комедия, фантастика, приключенческий фильм, фильм-катастрофа, детектив, замечательные детские и подростковые фильмы. Впечатляет? А мы сейчас продолжим.
В том же году зрители впервые увидели мультфильмы «Летучий корабль», «Большой секрет для маленькой компании», «Котенок по имени Гав», «Волшебное кольцо», «Сказка сказок» (неоднократно признававшаяся лучшим мультфильмом в истории), а также была завершена работа над четырьмя последними (10–13) сериями «Приключений капитана Врунгеля».
Вот так, оказывается, работали советские режиссеры под «жестоким гнетом партийного тоталитаризма». За всю постсоветскую историю на всем постсоветском пространстве, пожалуй, снято меньше хороших фильмов, чем за один год в СССР.
Пример удачной работы советских редакторов и цензоров мы видим, например, в фильме «Бриллиантовая рука», когда управдомше в исполнении Н. Мордюковой не позволили произнести глупую фразу:
«Я не удивлюсь, если ваш муж тайно посещает синагогу».
А почему посещение не подпольной, а вполне официально действующей синагоги должно кого-то удивлять? И по какой причине это заявление должно было произвести столь тяжелое впечатление на супругу Семена Горбункова? Она вроде бы не истовая православная фанатичка, чтобы так бурно реагировать на известие о возможном переходе супруга в иудаизм. И что она в этом случае искала, когда в панике лихорадочно рылась в вещах мужа? Неужели, сионистскую литературу?
Какое-то количество диссидентов, вероятно, сладострастно хихикнуло бы в этот момент, однако наши дети и внуки данного эпизода абсолютно бы не поняли. А вот фраза: «Я не удивлюсь, если ваш муж тайно посещает любовницу» – это на все времена, никаких вопросов не возникло у первых зрителей и не возникает у современной аудитории. Советский цензор фактически спас этот замечательный фильм от скоропортящейся злободневности.
А вот великолепный пародийный эпизод с «идущим по воде» мальчиком и шагающим за ним под звуки церковного гимна Андреем Мироновым был оставлен.
Я до сих пор помню реакцию моей дочери, которая впервые осмысленно с начала и до конца посмотрела этот фильм, будучи ученицей начальной школы, где ей, как выяснилось, уже успели немного промыть мозги. В этом месте она удивленно посмотрела на меня и спросила:
«А в СССР точно преследовали верующих»?
Очернить прошлое
Некоторые советские режиссеры ухитрялись очернять не только современную им «действительность», но и прошлое нашей страны.
Вот, например, довольно неплохо снятая кинокартина А. Митты «Сказ о том, как царь Петр арапа женил». При непредвзятом и беспристрастном разборе сюжета невооруженным взглядом видно, что это готовый сценарий русофобского голливудского фильма. Советский режиссер почему-то решил, что будет очень забавно представить «арапа Ганнибала» единственным «интеллигентным человеком в неинтеллигентной стране» (это слова исполнителя главной роли – В. Высоцкого), а всех русских – ленивыми дикарями и варварами, постоянно обманывающими своего прогрессивного царя.
В. Высоцкий в роли А. Ганнибала
В данном случае, наверное, можно и нужно вспомнить знаменитую фразу Гоголя:
«Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать?»
Зачем понадобилось измазать гуталином не только лицо Высоцкого, но и всю Россию, которая в то непростое время мучительно, с большими потерями и жертвами вступала в новый период своего исторического развития? Неудивительно, что данный фильм подвергся резкой критике со стороны Михаила Шолохова.
Какие же идеалы и поведенческие стереотипы вполне успешно внедрялись такими «деятелями искусств» и российскими чиновниками от культуры с 90-х годов в сознание новых поколений? Возможно, вы слышали такой анекдот:
«Из российских фильмов мы узнали, что князь Владимир – обожравшийся мухоморами садист и насильник, Сталин – маньяк и параноик, Берия – извращенец, Есенин – алкаш, Высоцкий – наркоман, и только Колчак – молодец».
Трудно сосчитать количество антисоветских и антироссийских проектов, которые мы с начала 90-х увидели на центральных телеканалах.
Современные кинотворцы не стесняются опускаться до откровенной подлости.
Откровенная подлость
Ярким примером цинизма российской киношной тусовки и глупости российских чиновников от культуры является клеветнический антироссийский фильм «Левиафан», который А. Звягинцев, ухитрился снять на бюджетные деньги. В основе сценария – реальная история американца Марвина Джона Химейера, у которого городские власти отобрали автомастерскую и принадлежавшую ему землю. Не сумев добиться справедливости в американском суде, 4 июня 2004 года Химейер на бульдозере снес свою бывшую мастерскую и еще 13 зданий, включая мэрию и библиотеку. Доблестные американские копы открыли по нему огонь, но попасть так и не сумели. Когда бульдозер заглох, Химейер совершил самоубийство. Однако Звягинцев перенес действие фильма в Россию, причем заставил героя бороться не только с городскими светскими властями, но и с церковными.
Современные «буржуины» честно выдают «мальчишам-плохишам» заслуженные ими «бочки варенья и корзины печенья»: оклеветавший свою страну Звягинцев удостоился нескольких престижных международных премий, в том числе американского «Золотого глобуса», приза Каннского кинофестиваля за лучший сценарий, приза за лучший иностранный фильм в Мюнхене. И (внимание!) российской кинопремии «Золотой орел».
Продюсер А. Роднянский (в 2022 году признан иноагентом) и режиссёр А. Звягинцев получают свои 30 сребреников
Можно вспомнить и о скандальном фильме «Сволочи», в котором рассказывалось о советской диверсионной группе, якобы сформированной в 1943 году из приговоренных к смертной казни… подростков (!). Этот фильм в 2007 году получил три премии «MTV RussiaMovie Awards» в номинациях «Лучший фильм», «Лучшая экшн-сцена», «Прорыв года». Владимир Меньшов, который должен был тогда вручать премии, вскрыв конверт, бросил его на пол со словами:
«Вручать приз за лучший фильм этому фильму – достаточно подлому и позорящему мою страну – я попросил бы Памелу Андерсен».
Поскольку авторы фильма утверждали, что их картина носит чуть ли не документальный характер, в ФСБ была создана комиссия, которая провела проверку и выступила с заявлением об отсутствии в СССР диверсионных школ для несовершеннолетних. Зато выяснилось, что такие школы для «детей в возрасте от 8 до 14 лет из уголовно-хулиганского элемента и беспризорных» были организованы Абвером, но 99 % их «выпускников» сразу же переходили на сторону Советской армии.
Однако бюджетные деньги уже были «освоены», и периодически этот фильм показывают то на одном, то на другом российском федеральном телеканале.
Надо сказать, что весьма сомнительными являются и многие современные российские фильмы из тех, что вроде бы признаны «патриотическими».
Яркий пример – «9 рота»: создатели кинокартины очень стараются убедить нас, с одной стороны, в бессмысленности подвига советских десантников, а с другой – в оставшейся безнаказанной преступной халатности их командиров, якобы не оказавших этим героям своевременной помощи. На самом же деле около 400 моджахедов 11 раз за 12 часов атаковали высоту 3234, которую защищали 39 десантников 9-й роты 345 полка под командованием старшего лейтенанта Виктора Гагарина (похоже, только один взвод этой роты). За это время десантники на поле боя потеряли убитыми 5 человек, еще один через сутки умер в госпитале. Затем к ним на помощь пришли разведчики взвода Алексея Смирнова и моджахеды отступили.
Согласитесь, ситуация абсолютно противоположная. Если бы так сражались американские солдаты, в Голливуде сняли бы пафосный блокбастер, где их рейнджеры или морские пехотинцы выглядели бы новыми спартанцами. А наши кинодеятели очевидную победу советских десантников представили почти поражением и заставили их поголовно погибнуть (за исключением одного человека). Финал фильма производит очень тяжелое впечатление, оставляя на душе у зрителей чувство горечи и безысходности.
Так изгадить былинных богатырей
Отличились и создатели, казалось бы, безобидных современных мультфильмов о «трёх богатырях». Уровень умственного развития этих героев, если верить сценаристам, явно оставляет желать лучшего: на их фоне даже конь Юлий выглядит интеллектуалом. Былинный Алёша Попович – богатырь веселый, лихой, «более хитрый, чем храбрый, более находчивый, чем сильный» (А. Белинский), а порой даже коварный.
А вот каким мы видим его в советском фильме «Илья Муромец» 1956 года:
Это просто идеальное «попадание в образ». А теперь взгляните, каким простодушным полудебилом он представлен в российском мультфильме 2004 года, и, как говорится, «почувствуйте разницу».
Вот такого мудрого Добрыню Никитича увидели зрители советского фильма.
Это самый образованный и интеллигентный из русских богатырей. А у российских мультипликаторов он неожиданно оказался недалеким солдафоном.
Пародия на Добрыню Никитича в российском мультфильме
Илья Муромец, для которого в былинах не существует авторитетов и который каждый запрет, и прямой, и косвенный, рассматривает, как вызов, в мультфильме вдруг мелочно суеверен.
Это совсем другие персонажи, не имеющие к былинным героям никакого отношения. Называть их именами всенародно любимых богатырей сценаристы не имели ни малейшего права, но они решили поспекулировать на псевдопатриотизме.
Настоящую идеологическую диверсию совершили создатели нашумевшего фильма «Последний богатырь» (первый в трилогии): злодеем и предателем они представили Добрыню Никитича – нашего «рыцаря без страха и упрёка», «крестового брата» Ильи Муромца, он обладал высочайшим моральным авторитетом и на его на репутации не было даже и малейшего изъяна. В данном случае речь идет даже не о размывании, а о фактической подмене культурного кода русской нации. А ведь можно было без всякого ущерба для сюжета дать этому персонажу любое другое – нейтральное имя. А во втором фильме, «Корень зла», вволю поиздевались над другим русским богатырем – Финистом-Ясным Соколом.
Недосягаемая ложь
Но особый и, наверное, просто недосягаемый цинизм продемонстрировали создатели позорной и абсолютно бездарной киноподелки под названием «Легенда о Коловрате».
Евпатий Коловрат – вне всякого сомнения, эпический герой высочайшего уровня, им гордилась бы любая страна. Если бы он родился в Англии, в Голливуде сняли бы невероятно красивый и пафосный фильм – не хуже «Спартака» или «Храброго сердца». Да и французы или испанцы тоже постарались бы сделать что-то очень достойное.
А наши «мастера искусств» не придумали ничего лучше, чем выставить национального героя недееспособным и социально опасным инвалидом, который каждое утро просыпается, ничего не помня о последних годах своей жизни. Такому место в дальнем монастыре, но никак не в дружине рязанского князя. Даже если допустить, что он каким-то чудесным образом сохраняет нужные для службы навыки, кто может поручиться, что однажды утром ему не сообщат, что он киевский (черниговский, новгородский, тьмутороканский и т. д.) диверсант, направленный с целью убийства местного князя?
Но это, как говорится, еще присказка, а что же происходит потом? Вместе с сыном рязанского князя, Фёдором Юрьевичем, киношный Коловрат отправлен в лагерь монголов, которые подошли к границе русских земель. Княжеский сын Фёдор, спровоцированный Бату-ханом, отважно сражается и гибнет в неравной схватке. А его свита во главе с боярином Евпатием бежит прочь, бросая охраняемую особу на произвол судьбы.
Видимо, понимая, что за такие дела князь Юрий Ингваревич повесит всех на ближайших осинах, незадачливые спутники и телохранители Федора несколько дней скрываются в лесу, ожидая падения своего города. А потом бросивший своего господина трус вдруг превращается в былинного богатыря и едва не разбивает всю монгольскую армию. И, вероятно, разбил бы – если бы в решающий момент не «дезертировал» «православный» медведь.
На самом деле, Евпатия Коловрата не было тогда на территории Рязанского княжества, а спутники Фёдора Юрьевича не бежали, а погибли вместе с ним в ставке Бату-хана. Жена Фёдора – византийка Евпраксия, в состоянии аффекта бросилась с крыши с малолетним сыном на руках.
Князь Фёдор Юрьевич Рязанский и Евпраксия перед Богоматерью
Рязань пала, а пришедший из Чернигова «с малой дружиной» Евпатий Коловрат без всякой надежды на успех атаковал арьергардные части монголов – вероятно, где-то между Коломной (последний город Рязанского княжества) и Москвой (первый город земли Суздальской). И погиб в неравной схватке.
Евпатий Коловрат, памятник в Рязани
Кстати, история Федора Юрьевича и Евпраксии в 1960 году была пересказана в американо-югославском фильме «Татары» (даже американский режиссер Ричард Торп впечатлился). Сравните монгольских ханов. Вот этот трансвестит был представлен нашими неумехами:
А это – «заграничный»:
«Клюква» у Торпа получилась, конечно, знатная. Федор у него – «русский викинг» Олег (видимо, предполагается, что русские князья – потомки Рюрика, и в XIII веке свято чтили скандинавские традиции). А Евпраксия названа Хельгой.
Хельга в фильме «Татары»: сразу видно, что перед нами византийская принцесса, бананы и виноград, вероятно, доставили на почтовом воздушном шаре прямо из Константинополя
Но, на мой взгляд, лучше уж так снимать героические фильмы – но только не по безумным рецептам И. Шурховецкого и Д. Файзиева. Тем более что, дав главным героям другие имена, создатели фильма продемонстрировали свою отстраненность от настоящей, реальной истории.
Российские создатели всех этих пасквилей сознательно либо по дури пытаются перекодировать национальное сознание, заменив правильные произведения фальшивками. И, в отличие от своих голливудских коллег, врут в другую сторону – принижая героев, а не превознося и не возвеличивая их.
До самого недавнего времени над историей нашей страны смеялись, издевались и густо мазали её страницы чёрной краской. Но и этого было мало.
Грязь как норма
На протяжении 16 лет нашу молодежь развращали показом тупого реалити-шоу «Дом-2». И кто-то ведь совсем недавно вытащил из небытия на божий свет и «раскрутил» как пример для подражания инфантильного фрика Даню Милохина и ему подобных. Наши теленачальники уже много лет спокойно выпускают в эфир всевозможные «стендапы», и мужские, и женские, многие участники которых зарабатывают позорные деньги, рассказывая гадости о своих мужьях, женах, родителях и даже детях – под радостный хохоток развращаемой публики, уже начинающей воспринимать эту грязь как норму.
Кто-то ведь в 2010 году присудил скандальной группе «Война», из которой вышли «Пуськи», Государственную (!) премию в области современного искусства «Инновация» (400 тысяч рублей, номинация «Произведение визуального искусства»). Премия была вручена за хулиганскую выходку «Фаллос (на самом деле, другое слово) в плену у ФСБ». Этот самый фаллос размером 65 на 27 метров был нарисован на разводном пролёте Литейного моста напротив здания ФСБ в Петербурге. Ночью пролет с фаллосом торжественно поднялся над городом. Королевская почта Норвегии даже выпустила марки, посвященные этому «эпохальному культурному событию». А номинировали этих хулиганов Калининградский филиал Государственного (!) центра современного искусства и Екатеринбургское агентство «Артполитика» (да, оказывается в этом многострадальном уральском городе против России работает не только Ельцин-центр).
Некоторые старые видеоклипы просто страшно смотреть, потому что становится ясно: до появления собственной Кончиты Вурст нам оставалось буквально полшага. В одной из песен И. Салтыковой, например, речь шла о любви женщины к мужчине, а на экране зрители видели гомосексуальное мужское садомазо.
На детском «Голосе» девочек наряжают и гримируют под взрослых женщин и заставляют петь взрослые песни, порой с весьма странным и более чем сомнительным для их возраста текстом, да еще и на иностранных языках, которые те явно не знают и потому просто не понимают, о чем поют. А ведущим этой якобы детской телеперадачи (которая идет совсем не в детское время) до недавнего времени был Д. Нагиев в образе милого и обаятельного бандюгана Фомы из «Физрука» и «святых девяностых» – еще один новый «герой нашего времени.
А помните, как наши мальчики массово играли в «Бригаду» и «Сашу Белого»? На смену этому бандиту пришел тупой и жестокий Данила Багров, разговаривавший односложными фразами и застрявший в своем развитии на уровне 13-летнего подростка. На полном серьезе его уже объявляют положительным персонажем. И кто-то из власть имущих ведь выделял деньги на продвижение и популяризацию «блатной романтики». На съемки фильмов, воспевавших уголовных «авторитетов», «бригады» всех мастей и романтичных воровок «Сонек-Золотых ручек». Кто-то поощрял и финансировал фестивали «блатняка», совершенно необоснованно названного «шансоном», предоставлял престижные концертные площадки и разрешал трансляции по центральным каналам. А потом мы удивлялись (и продолжаем удивляться) широкому распространению в подростковой среде асоциального движения АУЕ.
А какова была официальная идеология постсоветской России?
Заработать побольше денег хоть честным, хоть бесчестным путем, и по примеру госпожи Набиуллиной побыстрее перевести их на счета зарубежных банков? Министерство финансов США, кстати, утверждает, что в октябре и ноябре 2022 года Российский Центральный банк вновь увеличил вложения в американские государственные ценные бумаги – даже и не знаю, как комментировать такие сообщения, и нуждаются ли они вообще в комментариях.
А ещё ведь до сих пор действует Федеральный закон от 28 июня 2021 года № 223-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле», разрешающий оставлять валютную выручку за рубежом. А по системе SWIFT через не попавшие под санкции банки сейчас можно переводить за рубеж до 1 миллиона долларов в месяц. И на фоне проводимой специальной военной операции вывод капиталов за рубеж парадоксальным образом не уменьшился в этом году, а увеличился в несколько раз.
Но 24 февраля 2022 года спокойная жизнь вдруг закончилась и выяснилось, что не только у вороватых российских «бизнесменов», но и у обслуживающей их богемной тусовки нет Родины. И в трудную минуту Россия оказалась предана многими из тех, кто в мирное время считался опорой власти и общественного строя, построенного антикоммунистами и антисоветчиками.
За границу к своим детям, женам и любовницам быстро перебрались и чиновники высокого ранга, и обласканные властью «бизнесмены», и богатые представители богемы, испугавшиеся оказаться отрезанными от своей зарубежной недвижимости и денег, размещенных в иностранных банках. Стоит ли на этом фоне удивляться бегству сотен тысяч молодых мужчин, которым за все время их сознательной жизни в «свободной и демократической» России никто из власть и деньги имущих так и не удосужился подать пример настоящей, а не показной любви к Родине. Зато уроков лицемерия было преподано совсем немало.
Почему, например, в торжественно принятом в состав России Крыму и через 8 лет не работают российские государственные банки? И только в январе 2023 года Сбербанк объявил о намерении открыть там свои отделения. И никто так и не может объяснить, почему сверхдоходы от торговли богатейшими природными ресурсами до сих пор уходят в карманы кучки жуликов, ограбивших страну в ходе ельцинской приватизации?
Почему в то время, как жируют олигархи, бюджетники считают в супермаркетах копейки, выбирая товары с истекающим сроком годности?
Почему не введена прогрессивная шкала налогообложения сверхдоходов олигархов и «эффективных менеджеров», но обложены новым налогом вклады простых граждан – даже всю жизнь собиравших по копеечке свои «гробовые сбережения» пенсионеров?
Почему так и не находятся деньги для индексации пенсий работающих пенсионеров, многие из которых трудятся на низкооплачиваемых должностях – санитарок, нянечек детских садов, библиотекарей и прочих. Хотя деньги на поддержку экономики США путём покупки долговых обязательств этой страны до сих пор есть. В настоящее время недоплаты работающим пенсионерам достигают в среднем восьми с половиной тысяч рублей в месяц. Видимо, скоро эта сумма достигнет критической отметки, когда многим пенсионерам выходить на работу уже не будет особого смысла, и тогда нашу страну ожидает коллапс в целом ряде отраслей, особенно – в бюджетной сфере.
Исход плохишей-Чубайсов
Почему из 100 богатейших российских олигархов 40 имеют иностранное гражданство, 57 давно не проживают в России, 68 вывезли за границу свои семьи? И почему одних только вице-премьеров из России сбежало целых 5 штук: А. Кох, И. Клебанов, А. Дворкович, А. Хлопонин и наконец незабвенный А. Чубайс? Видимо, так «хорошо» работали они на благо нашей страны, что очень «устали» и решили от неё «отдохнуть»? А стоило ли Путину держать этих людей на таких постах?
Подозреваю, что многие потенциально подлежащие мобилизации молодые мужчины, прежде чем принять решение уехать из страны, задавали себе эти вопросы. И спрашивали себя, готовы ли они умереть, например, за господина Медведева, который советовал учителям «идти в бизнес»? Или за госпожу Набиуллину, которая на посту главы Центрального банка много лет (с 2013 года) обескровливала экономику России, переводя огромные средства за рубеж и в итоге потеряла половину из них? За Ельцин-центр в Екатеринбурге? За памятники иудушке Солженицыну в Москве (этот открывал лично Путин), Белгороде, Ростове-на-Дону, Кисловодске, Владивостоке и памятные знаки в других городах?
Но те же вопросы задают сейчас люди, которые остались в России и честно трудятся на благо нашей страны, либо сражаются за неё на передовой. И все чаще задумываются: а что будет после окончания спецоперации? Ничего не изменится, и всё снова вернётся на круги своя?
Для власти исход сотен тысяч молодых мужчин, которые отнюдь не процветают сейчас на чужбине, оказался даже выгоден, потому что на них удалось переключить праведный гнев общества, укрыв от него тихо «слинявших» и отказавшихся от российского гражданства чиновников и олигархов.
Да, сочувствия эти беглецы от мобилизации не вызывают, потому что Родину надо защищать, как свою мать – какой бы она ни была, даже если есть какие-то обиды. Но вот, например, Юрий Мильнер, состояние которого, по данным «Форбс», оценивается в 7,3 миллиарда долларов, гордо сообщает:
«Моя семья и я навсегда покинули Россию в 2014 году, после российской аннексии Крыма. И этим летом мы официально завершили процесс отказа от нашего российского гражданства».
Обещал пожертвовать 100 миллионов долларов в фонд помощи украинским беженцам (тем, что в Европе, разумеется). Многие ли вообще о нем слышали?
Или Тимур Турлов, наживший в России 2,4 миллиарда долларов. Получив гражданство Казахстана, он заявил в июне 2022 года:
«Здесь дышится свободно, и я верю в то, что Казахстан, благодаря своей миролюбивой и гостеприимной политике, сможет построить новое, более богатое, эффективное, справедливое государство».
Олег Тиньков (0,86 млрд долларов), покинув страну, «выступает против действий России на Украине и не хочет ассоциироваться с происходящим». Призывает последовать его примеру других олигархов.
Рубен Варданян (1,3 млрд долларов) срочно возжелал сделать Арцах (Нагорный Карабах) «сильным, безопасным, развитым и счастливым, одним из мировых центров и центром армянства».
Николай Сторонский (7,1 млрд долларов), покинув Россию, громких заявлений не делал, но его компания Revolut после начала спецоперации закрыла российские офисы и предложила их сотрудникам помощь в «релокации».
А Игорь Волобуев, бывший вице-президент «Газпромбанка», который возглавлял также пресс-службу «Газпрома», и вовсе утверждает, что вступил в ряды киевской территориальной обороны:
«Это как покаяние, я хочу отмыться от своего российского прошлого».
Вопрос верхам
В начале этой статьи вы видели коллаж, составленный из кадров фильма «Сказка о Мальчише-Кибальчише». Я не поленился и сделал еще один, посмотрите, похожи?
Режиссер этого фильма Евгений Шерстобитов сказал в одном из интервью:
«Время показало, что восторжествовали Буржуины, а главный Плохиш, на мой взгляд, – внук Аркадия Гайдара, Егор Гайдар».
Хочется спросить наших правителей: вы уже поняли, куда завели нас эти и другие буржуины? И обслуживавшие их плохиши – Чубайсы, Клебановы, Хлопонины, Кохи, Дворковичи и прочие?
Сейчас, когда вопрос стоит уже о существовании России как единого независимого государства, наши правители и руководители страны должны наконец сделать выбор – с кем они? С продажными «эффективными менеджерами» и жадными олигархами? Или с народом, который, единственный, и может защитить и сохранить нашу страну?