
Быркова Екатерина
Экономист, data-журналист
По официальной статистике номинальные зарплаты в России быстро растут. Настолько, что могут вызвать чувство неполноценности. А между тем официальные цифры продолжают оставаться той базой, на основе которой делается аналитика в министерствах на самом высоком уровне и составляются федеральные законы.
Просто в цифрах
Ежегодно ведомство публикует данные о наших зарплатах в разделе “Заработная плата”. Самые последние данные ведомство приводит за май 2018 года. Оказывается, что среднестатистический россиянин уже зарабатывает 44 076 тысяч рублей. В январе этого года его номинальная зарплата составляла 39 017 рублей. Получается, что зарплаты выросли за пять месяцев на 13%. Почти на столько же выросли зарплаты и по сравнению с маем 2017 года, когда средняя номинальная зарплата составляла 39 679 тысяч рублей.
Рост номинальных зарплат представлен ниже на графике
Показатели по регионам свидетельствуют о большом разбросе по субъектам страны. Номинальная зарплата показала рост почти по всем субъектам Федерации. Зарплаты москвичей выросли на 13,6% к маю прошлого года до 81 064 рублей, петербуржцев – на 9,8% до 57 190 рублей. Жители Ямало-Ненецкого округа получают в среднем 117 682 рубля, увеличив зарплату на 9,9%, Чукотки – 105 183 рубля (+11,1%), Камчатки – 82 355 рублей (+6,9%), Тюменской области – 77 614 рублей (+7,3%).
Впрочем, есть по стране и зарплаты ниже. Самые низкие зарплаты в Дагестане – 25289 рублей. Они увеличились на 14,5% к маю прошлого года. Немногим больше – в Кабардино-Балкарии, где зарабатывают в среднем 25 441 рубля в месяц (рост на 9,6%).
В среднем по стране зарплаты выросли на 8-10%, в зависимости от региона. Но где-то больше. Например, в Ингушетии зарплаты выросли на 20,3% до 28 625 рублей в год, в Брянской области – на 16,1% до 29 552 рублей в год.
Что не так с зарплатами?
Наверняка, многие из тех, кто видит такую статистику, в ней усомнится. Хочется спросить: а где, собственно, такие деньги, и тем более откуда такой рост в процентах? Однако именно эти цифры – опорный показатель в исследованиях о состоянии нашей экономики, на основе которых принимаются важные государственные решения. Они же – итог “эффективной” политики и реализованных госпрограмм.
Именно номинальная начисленная зарплата в последние годы стала мерилом стабильности и нашего благополучия. О росте зарплат населения объявляли Владимир Путин, министр труда Максим Топилин. Высокая средняя зарплата была целью прошлых майских указов Президента (тогда это были 32 тысячи рублей в месяц). Повышение средних зарплат – целевой ориентир во многих дорожных картах всероссийских и региональных. В процентах от средней номинальной зарплаты по стране устанавливаются зарплаты отдельных профессий – учителей, врачей, соцработников и других. Вот пример такой “дорожной карты” для врачей Санкт-Петербурга, и это лишь один из сотен подобных документов.
Поэтому с каждым годом все больше вопросов вызывает достоверность этих данных. Но мы не можем ни подтвердить, ни опровергнуть цифры. Отчеты, которые публикует ведомство, никто не проверяет и данные не пересчитывает.
Однако на мой взгляд, уже сам по себе этот показатель использовать некорректно. В первую очередь, из-за колоссального разрыва в доходах среди населения, а также из-за территориальной разницы. Ведомство раз в год публикует тот самый “разброс” по процентам работников в графе “Распределение численности работников по размерам начисленной заработной платы“. Из данных следует, что в 2017 году 57,4% всей рабочей силы получали менее 35 тысяч рублей в месяц. 29,1% получали от 35 тысяч до 75 тысяч и 8,8% зарабатывали больше этих сумм. Показатель средней зарплаты по стране в том виде, в котором он подсчитывается сейчас, можно было бы использовать в небольших странах Европы, где нет такой дифференциации ни по доходам, ни по регионам. Но никак не у нас. Можно было бы использовать не средние, а медианные зарплаты, грубо говоря, “середину зарплатной ведомости”, где половина работников получает зарплату выше, половина ниже. У нас она составляет около 27 тысяч рублей. Однако это тут же привело бы к провалу показателей, поэтому такая мысль даже не обсуждается.
Другая проблема кроется в методологии учета номинальной зарплаты. Вот, как её считает Росстат:
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников рассчитывается ежемесячно по итогам сплошных и выборочных статистических наблюдений, проводимых с различной периодичностью, на основе сведений, полученных от организаций всех видов экономической деятельности и всех форм собственности, и определяется путем деления фонда начисленной заработной платы работников на среднесписочную численность работников и на количество месяцев в отчетном периоде.
В фонд заработной платы включаются начисленные работникам суммы оплаты труда в денежной и неденежной формах (с учетом налога на доходы физических лиц и других удержаний в соответствии с законодательством Российской Федерации) за отработанное и неотработанное время, компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда, доплаты и надбавки, премии, единовременные поощрительные выплаты, а также оплата питания и проживания, имеющая систематический характер – пишется в Методологических пояснениях.
Таким образом зарплаты учитывают как доходы руководства, так и доходы простых работников. При этом разрыв в таких зарплатах достигает десятков раз. Но что ещё важнее, по статистике зарплата получается в формате “брутто”. С неё ещё не уплачены выплаты в Пенсионный фонд и ФОМС, на которые приходится 30%, 13% подоходного налога, а также денежные средства, которые для работника могут быть нематериальными – например, стоимость бесплатных обедов. Таким образом, от официальной средней начисленной номинальной зарплаты можно смело убрать чуть ли не половину суммы. Но тогда возникает вопрос, а зачем вообще использовать такой показатель номинальной зарплаты, который не говорит нам ни о чем?
Третий проблемный момент – это то, почему наши зарплаты растут. Ежегодный рост на 10-15% и более обычно связан с повышением МРОТ. В этом году его повышали уже дважды с 1 января и с 1 мая. Причём в январе его повысили сразу на 21%. При разросшемся бюджетном секторе, где именно МРОТ – это самый популярный размер оклада, это не могло не отразится в общей статистике зарплат. Впрочем, в реальности зарплаты при его индексации повышают далеко не всегда. Об этом можно прочитать здесь. Для этого работодатели идут на различные уловки, сокращая персонал или урезая надбавки пропорционально росту МРОТ. Однако Росстат не разграничивает то влияние, которые оказывает на зарплаты повышение МРОТ от других факторов. И это создает лишь иллюзию процветания и развития бизнеса и экономики, когда предприятия сами повышают зарплаты своим работникам в конкурентной борьбе за квалифицированные кадры или на волне растущей производительности труда.
Подписывайтесь на наш Telegram
Свежие статьи, новости и аналитика
МАТЕРИАЛЫ ПАРТНЕРОВ:
ПОСЛЕДНИЕ СТАТЬИ: