Шлиссельбург и его каналы — Староладожский и Новоладожский

196

Первый день в Шлиссельбурге мы посвятили осмотру его главной достопримечательности — крепости Орешек. Теперь же прогуляемся по самому городу. И начнем с памятника Петру I, что стоит напротив речного порта, у торгового центра «Акватория».

Здесь же установлен и памятник кораблям, погибшим в Великую Отечественную

А еще здесь начинается Староладожский канал. О каналах Шлиссельбурга стоит рассказать отдельно. Зачем их вообще построили?

Дело в том, что судоходству по Ладожскому озеру постоянно мешали шторма. Казалось бы — озеро — какие шторма, но в нашем северном климате все возможно. И корабли шли на дно вместе с грузом, и люди гибли. В 1718 году проблемой озаботился сам Петр I —

Какой великий убыток на вся годы чинится на Ладожском озере от худых судов, и что одним сим летом с тысячу судов пропало.

И царь предложил построить канал, идущий вдоль берега Ладоги. Проект поражал своими масштабами — от устья Невы до устья Волхова предстояло прорыть 117 км. Работы начались еще при жизни Петра I, а закончились уже после его смерти — в 1731 году. Изначально предполагалось, что канал будет иметь глубину 2 метра, а суда будут заходить туда из Невы свободно. Но все оказалось не так просто, так что в дальнейшем пришлось построить шлюзы. На фото ниже — это как раз они.

Через горловину Староладожского канала в Шлиссельбурге переброшен узенький мост. Движение по мосту одностороннее. Непонятно, почему до сих пор не сделали нормальный мост, ведь это — единственная автомобильная дорога, ведущая в центр города.

А Староладожский канал проработал больше 100 лет. В дальнейшем его дополнили еще двумя каналами — Сясьским (11 км), соединившим реки Волхов и Сясь, и Свирским (53 км), соединившим Сясь со Свирью. Последний закончили уже в начале XIX века. С того момента стало возможно пройти от устья Невы и до Онежского озера, не опасаясь штормов. Однако время шло, появились паровые двигатели, суда становились все больше и уже не могли проходить по старому каналу. Настало время строить новый канал. И его построили — параллельно старому!

От старого канала к новому ведет улица, названная именем Иустина Жука. Это такой революционер был, до революции жил в Шлиссельбургской крепости 🙂

Но прежде чем идти к каналу, хотелось найти какую-нибудь смотровую площадку, откуда можно было бы посмотреть на Шлиссельбург с высоты. Тут нам как раз попалась гостиница «Атлантида», администратор которой любезно позволила подняться на верхний этаж и выглянуть в окно. Вид, правда, оказался так себе — несколько крыш, тонкая полоска Ладожского озера и кусочек крепости вдалеке 🙂

В этом районе Шлиссельбурга много старых деревянных домов

Мы же прошли по улице Жука до конца и вышли на набережную — улицу Новоладожский канал. Как можно догадаться из названия, улица идет вдоль Новоладожского канала.

Хозяева здесь суровые, и гостей не любят, и собак не кормят 🙂

Итак, Новоладожский канал. Строительство его началось в 1861 году и продолжалось пять лет. И если Староладожский канал был прорыт на довольно большом удалении от Ладоги, новый канал стали копать прямо рядом с озером. В итоге получилось, что канал и озеро отделяет всего лишь узенькая перемычка.

Крепость Орешек и Новоладожский канал

Новый канал получился заметно успешнее старого, он функционирует до сих пор. Правда современные суда уже не боятся штормов, и ходят прямо по Ладожскому озеру. Новоладожский канал же теперь используется в основном для движения катеров, более крупные суда используют канал в качестве гавани для отстоя.

Мимо нескольких таких отстаивающихся посудин мы прошли, пока гуляли вдоль канала

БРИЗ-1

Какое-то оборудование

А шли мы вдоль канала не просто так, а чтобы найти пешеходный мост, по которому можно было бы перебраться на ту сторону и оказаться на том самом перешейке, что отделяет его от озера.

Мост оказался понтонным. Днем, когда вокруг полно отдыхающих, мост наводят и собирают за переход по нему плату — 50 рублей с человека. Если же какому-то судну понадобится пройти, то мост всегда можно откатить в сторону.

Как было не поучаствовать в таком аттракционе. Конечно же, и нам туда тоже надо 🙂

А на той стороне — самый популярный пляж Шлиссельбурга 🙂

Выходим на перешеек. Что-то народу многовато 🙂

Да, не всем повезло иметь песчаный пляж на берегу моря. Кому-то приходится купаться и загорать на травке 🙂

Мы здесь, конечно, купаться не стали, но решили пройти вдоль перешейка. Пляж там почти сразу кончился, дальше пошли заросли травы.

И цветов 🙂

Те отдыхающие, что не любят толпу, приезжают сюда на своих резиновых лодках 🙂

Здесь и берег неплохой — песчаный. Прямо как в поселке Морозова вчера 🙂

Дальше перешеек становится все уже и уже. Тут нас обогнал какой-то странный мужик на внедорожном велосипеде с огромной толщины колесами. И куда он, интересно, едет? 🙂

Проходим покосившийся навигационный знак

Мимо по каналу снуют туда-сюда катера и моторные лодки

Тут мы все же спустились к озеру. Купаться, однако, на таких камнях было неохота. Так что лишь устроили устроили небольшую фотосессию 🙂

Тайские мотивы на берегу Ладоги 🙂

А далеко ушли, теперь обратно сколько возвращаться 🙂

Крепость Орешек и Новоладожский канал — ВИДЕО

Обратно в центр города пошли вдоль Староладожского канала. Он уже больше ста лет не используется, а потому обмелел и зарос камышами, плюс для удобства жителей его во многих местах перегородили мостиками и запрудами.

В этом месте я даже панораму сделал 🙂

На мостике через канал местные жители кормят уток 🙂

Мы же опять в центре города, на Красной площади. Да, это официальное название 🙂

На площади стоят типа старинные пушки. Рядом на табличке надпись — «пушки на свои деньги отлил депутат такой-то». Ну, депутаты люди богатые, могут себе позволить 🙂

Тут на карте значилась некая водонапорная башня. Мы подошли к ней, но бабушки на улице, увидев, что я снимаю, сказали, что там внутри ничего интересного нет, и туда, во избежание несчастных случаев, лучше не лезть 🙂

Собственно, а с чего мы вообще решили, что там что-то может быть? 🙂

Уже подходя к своему отелю, наткнулись в сквере на «музей палубной артиллерии»

Хотя мне кажется, правильней было бы называть артиллерию корабельной, палубной же обычно бывает авиация 🙂

А этот маяк — памятник погибшим в войну работникам Невско-Ладожского транспортного управления

Город небольшой, но километров пять мы по нему прошли 🙂

А на этом наша прогулка по Шлиссельбургу заканчивается. Что в целом можно сказать? В туристическом плане город, несомненно, довольно интересен, но при этом выглядит он по-провинциальному заброшенным. Что-то конечно делается — восстановили собор, пушки вон депутат за свои деньги установил, отели строятся — но сделать предстоит еще больше. Потенциал для развития туризма у города огромный.

Источник публикации

Читайте также

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here
Перетащите ползунок, чтобы вставить комментарий