Самурай конца периода Эдо.

58

Период Эдо в Японии (1603-1868 года) — это безоговорочная диктатура Токугава, полностью контролируемая страна. Характеризуется как завершение эпохи средневековых междоусобиц. В этот период происходит становление японского духа, зарождение национальной японской идеи, рост экономики и государственного аппарата. Период Эдо ознаменовался также расцветом литературы и поэзии.

Основу армии Токугава составляла Великая Гвардия (О-бан), которая в 1623 году состояла из 12 отрядов. Командный состав отряда состоял из капитана (о-бан касира), пяти лейтенантов (о-бан кумигасира) и пятнадцати гвардейцев (о-бан), каждый из этих командиров выставлял людей согласно разнарядке (т. е. должен содержать определённое количество самураев).

Увлекаетесь историей и культурой Японии? Сделайте себе подарок, футболка самурай не оставит равнодушным подлинного ценителя японской культуры и воинских искусств.

Личную охрану сёгуна осуществляла соин-бан (по европейски – лейб-гвардия), а охрана замка Эдо лежала на Внутренней Страже (косо-бан).

Кроме того Иэмицу, третий сёгун Токугава, в 1643 году сформировал Новую Гвардию (син-бан), чтобы обеспечить должностями родственников своих многочисленных любовниц.

С появлением огнестрельного оружия было сформировано ещё 25 отрядов (тэппо хякунин-гуми) по сотне всадников, вооружённых ружьями.

Служить в гвардии было престижно. Каких-либо умений для этого не требовалось. Как уже было сказано выше период Эдо характеризуется отсутствием междоусобных войн, а в 1650 г. вышел закон, запрещавший праздным гвардейцам устраивать поединки и осуществлять кровную месть. Всё это привело к тому, что военные качества самураев сошли на нет.

Поправить дело решили законопроектом 1694 года, предписывающего самураям совершенствовать своё боевое искусство. Именно к этому времени относятся письменные изложения кодекса бусидо или кодекса воина. Но как заметил Цукухара Бокудэн, великий мастер и преподаватель искусства меча: «чтобы следовать путем воина, надо быть воином, вот и все».

Самураев в период Токугава занимало не совершенствование боевых искусств, а более прагматические проблемы. Качество жизни росло, а соответственно и счета, которые было необходимо оплачивать для соответствия этому качеству. Зарплата же была фиксированной, выраженной в коку (мере риса, необходимого для проживания человека в течении года – 150 кг). Самурай низшего ранга (домашний) получал 100 коку жалованья. На это жалованье он должен содержать прислугу, покупать коня и фураж, масло, овощи и прочие предметы первой необходимости, а также одежду, бумагу и всякую всячину, чтобы соответствовать статусу самурая. И хотя он имел право носить два меча, денег у него всё же не было.

Доходило до того, что обнищавшие самураи закладывали или продавали клинки своих мечей, заменяя их бамбуковыми палками. А то и полностью продавали комплект мечей, одалживая их потом на время несения службы у товарищей.

Самураям низшего ранга не запрещалось подрабатывать изготовлением каких-либо предметов или продавать что-либо. Запрещено лишь было торговать своим самурайским рангом. Но многие рисковали, доведённые нуждой. Т. е. усыновляли отпрыска какого-нибудь богатенького «буратино», за вознаграждение. Сынок купца получал таким образом ранг самурая.

Самурай к концу эпохи Токугава, серьёзно относившийся к своей профессии, усердно упражняющийся в военном искусстве – это скорее исключение чем правило.

Кумадзава Бандзан (1619–1691): «С тех пор, как самураи и крестьяне превратились в отдельные сословия, самураи стали болезненными, а их руки и ноги ослабели».

В июле 1863 года Томинага Сэй получила новую форму, но что-то в ней не нравится, к тому же члены отряда Синсэнгуми вынуждены будут перейти на голодный паёк.

Самурай должен в первую очередь заботиться о внешнем соответствии своему рангу, а уж затем о желудке и прочих радостях жизни.

Камия Сейзабуро получил новую форму (хаори – мужскую куртку, надеваемую поверх всего комплекта кимоно). Чтобы оплатить пошив, членам отряда Синсэнгуми придётся ограничить себя в еде. Мало того, что Сейзабуро чувствует себя некомфортно из-за того, что 30 членов отряды вынуждены работать с пустыми желудками, так ещё и цвет ему не понравился.

Сэй была родом из Эдо, а там голубой цвет считался клоунским. Цвет Асаги (голубой хлопок) в Эдо использовался «клоунами самураями». Но здесь не Эдо, здесь Киото, и так получилось, что именно этот цвет выбрали для отряда Синсэнгуми. Во первых он получался распространённым красителем индиго и был дешёв, во вторых белый и небесно-голубые цвета выбирались самураями готовящимися совершить сэппуку, таким образом отряд Синсэнгуми был одет в цвета «сэппуку камисимо« (камисимо – церимониальная одежда для сэппуку).

Хидзиката объяснил Сэй, что нежно-голубой цвет членов отряда Синсэнгуми, это цвет»сэппуку камисимо», т. е. цвет ритуальной одежды для сэппуку.

Камия Сейзабуро из семьи доктора и хорошо разбирается в счетах, поэтому к нему часто обращается вице-капитан Яманами (заместитель командира по хозяйственной части) за помощью. Хотя члены отряда и соблюдают строжайшую экономию, баланс всё равно получается отрицательный. Катаны ломаются, форму шить нужно, да и Сэридзава-сан не склонен ограничивать себя в сакэ. Запуганные торговцы всегда дают ему в долг, но счета рано или поздно всегда приходится оплачивать, чтобы навеки не прилепилась название «Волки Мибу«.

Положение спасло поступившее жалование от Мацудайры Катамори, а также форма, конечно же из голубого хлопка. Жалованье всего лишь за один месяц, 3 рё на человека, но жить на него можно гораздо дольше, до следующего жалованья, которое поступает не каждый месяц.

Читайте также

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here
Перетащите ползунок, чтобы вставить комментарий