Почему в России такой некачественный бензин?

45
Цены на бензин становятся всё выше, независимо от того, дорожает или дешевеет нефть. Но хуже другое – заправки заполонил некачественный бензин. Почему мы как потребители отдаем всё больше денег за пустышку, которая попросту ломает технику?

Быркова Екатерина

Экономист, 

data-журналист

Просто цифры

На фоне такого интенсивного роста цен, качество бензина становится всё хуже. После ряда проверок Росстандарта в 2017 году, когда ведомство изучило топливо с 249 независимых заправок, нарушения были обнаружены на 35% станций. По экспертным оценкам, которые делались для Росстандарта, оборот «серого» топлива в России составляет до 10 миллионов тонн в год.  В некоторых регионах доля контрафактной продукции на топливном рынке достигает 50-60%

В апреле этого года Федерация автовладельцев России (ФАР) также провела проверки на автозаправках Санкт-Петербурга и Ленобласти, и результат получился тем же – проверку не прошли 35% образцов. При этом доля серы в некоторых из образцов превышала 70-90 раз.

Впрочем, говорить, что раньше было лучше, а сейчас вдруг резко стало плохо, неверно. Просто потому, что качество бензина падает уже много лет подряд. Ещё в далеком 2009 году Международный центр качества топлива (International Fuel Quality Center, IFQC), исследовав сотню стран, поставил Россию только на 84-е место. На одном уровне с Панамой и Сербией..и, кстати, даже ниже Уганды.

Всё лучшее на экспорт

Россия никогда не отличалась высоким качеством производимой нефти и бензина. Даже дорогой высокооктановый бензин у нас содержит много серы. Его плохое качество компенсируется присадками.

Однако более высокие цены на нефть вдобавок стимулируют экспортеров всё больше нефти продавать за рубеж, нежели перерабатывать на внутреннем рынке в топливо. Это порождает дефицит и, как следствие, цены на нефть для переработчиков растут. Ну а поскольку более качественное сырье уезжает за рубеж, для российского рынка остается то…что остается.

Слишком много налогов

По данным Росстата В 2010 году средняя по России цена за литр бензина марки АИ-92  составляла 23,42 рубля. Из них себестоимость единицы продукции составила 10,15 рублей, т.е. 43,34% от цены. Отметим, что в себестоимость включены затраты на сырье, на производство, на зарплату рабочим и все коммерческие расходы. Но на самом деле реальная себестоимость всё же меньше, поскольку в затратах на используемую нефть ещё “сидит” налог на добычу полезных ископаемых НДПИ. А ещё в цене также находятся и те налоги, которые имеют лишь косвенное отношение к производству – налог на прибыль предприятия, отчисления с зарплат работников и т.д.  Суммарно всё это составляет около 3-4 рублей. Таким образом ещё в далеком 2010 году из 23,42 рублей за сам бензин мы платили только 6-7 рублей. Остальное – налоги в том числе НДС, акцизы, торговые наценки, платы за доставку и т.д.

А теперь давайте посмотрим, как всё изменилось в 2016 году.

В 2016 году АИ-92 уже стоил 36,23 рубля, из которых 16,76 рублей – себестоимость продукции. Но вспомним, что там же сидит новый, повышенный НДПИ и косвенные налоги. Так что можно вычесть ещё 6-7 рублей. Останется около 9,7-10,7 рублей.

К сожалению, в Росстате итоги 2017 года, когда было очередное повышение акцизов, пока до сих пор не подвели. Однако после очередного повышения акцизов и НДПИ в 2017 году ФАС насчитал, что в цене бензина на налоги приходится уже 65% и к 2020 году их будет ещё больше.

Таким образом, при нынешней цене бензина в 42,2 рубля за литр, мы платим 27,4 рубля налогов. Ещё около 7-8 рублей мы платим за надбавки в сфере обращения, например, за доставку и продажу товара, а также на прибыль производителя – это средние данные Росстата. В результате себестоимость (с учетом всех затрат на работников и производство) составит всего лишь 8-9 рублей за литр.  Это примерно столько же, сколько было в  2016 году.

Производители не могут неограниченно повышать цены, поэтому при таком росте налоговой нагрузки им приходится экономить на самом простом для себя варианте  – на сырье.

Наказание — штраф до полумиллиона рублей. Неплохое поступление в бюджет, на мой взгляд, но, видимо, эта сумма недостаточно высока, чтобы напугать недобросовестных производителей и заправщиков.

 

Подписывайтесь на наш Facebook

Свежие статьи, новости и аналитика

     


ПОСЛЕДНИЕ СТАТЬИ:

       

МАТЕРИАЛЫ ПАРТНЕРОВ: 

Теги:

Источник публикации

Читайте также

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here
Перетащите ползунок, чтобы вставить комментарий