Наверное, не буду оригинален, если признаюсь, что на посещение Чердыни меня побудил роман Алексея Иванова «Сердце Пармы, или Чердынь — княгиня гор». Полез в интернет, в справочники, кое-что узнал про историю города.
Чердынь — первый русский город на Урале. Первое письменное упоминание о Чердыни относится к 1451 году, хотя более ранние поселения здесь были ещё в XII–XIII веках. Статус города Чердынь получила в 1535 году — почти на 40 лет раньше, чем Соликамск, и на два с половиной века раньше Перми. Ещё не будучи городом, до 1472 года была столицей удельного княжества великопермского и официально именовалась Пермь Великая Чердынь. В 1472 году удельное княжество было силой присоединено к Московской Руси, а в 1505 году упразднено, и всеми делами в пермских землях стал управлять наместник, затем воевода, назначаемый московским царём. В 1636 году воевода был переведён из Чердыни в Соликамск, и с этого времени Чердынь утратила своё административное значение.
Что удивительно — не исчез город после этого, наоборот, XVI–XVIII века — это время расцвета Чердыни, которая сохранила и приумножила свою роль торгового центра между Севером и Югом Евразии. Существовало даже такое определение как «закамское серебро» — многочисленные изделия из Ирана, Византии, Китая, доставлявшиеся по Каме, Вишере и Колве в Чердынь и отсюда по притокам Колвы через волоки переправлявшиеся на русский Север, в бассейн Вычегды — Северной Двины, и на Северный Урал — в бассейн Печоры. Торговля шла в основном через Волжскую Булгарию, в обмен на северную пушнину. Немалая часть этих сокровищ осела в самой Чердыни, и во многих купеческих домах дорогие заморские «штучки» (посуда, украшения) стали предметами повседневного быта.
В 1783 году Екатерина II утвердила герб Чердыни. В советские и пост-перестроечные времена герб неоднократно изменялся, однако решением Чердынской думы в марте 2006 года был возвращен исторический герб Чердыни в его первоначальном виде.
Чердынь никогда не была большим городом. В дореволюционные времена численность населения Чердыни составляла 3–4 тысячи, в начале XX века (2003–2013) — 4300 человек. Наибольшая численность зафиксирована переписью 1959 года — 7,5 тысяч человек (полагаю, в значительной мере за счёт ссыльно-переселенцев), затем число жителей только уменьшалось — до нынешних 4,6–4,7 тысяч. Правда, с 2014 года наблюдается небольшое увеличение численности. Возможно, это свидетельствует о новом возрождении Чердыни, теперь как одного из туристических центров Пермского края. По статистике, после публикации романа «Сердце Пармы» количество туристов в Чердыни удвоилось. На город с населением 4687 человек (2017) сейчас приходится около 70 тысяч туристов в год — по 16 на каждого жителя.
Заочно-википедические знания, конечно, хорошо, однако живой контакт ничем не заменить. Побывал в Чердыни с женой дважды, оба раза в составе группы. Первый раз были в 2007-м, в марте, второй раз — в сентябре 2013. Визуальный ряд в этом рассказе будет в основном из последнего визита в Чердынь. Золотая осень, красота, но солнце нам в этот раз совсем не выдали — только осенний сумрак разной степени серости. Так что приношу извинения за качество осенних фотографий и кое-что вставлю «из зимнего», т. е. из первой поездки. В Чердыни тогда была ещё зима, сугробы, солнце…
Оба раза мы ночевали в очень интересном месте, в загородном лесу. Не знаю, как это называется правильно, но уж точно не отель и не мотель. Я бы назвал — приют путешественников, состоящий из нескольких деревянных гостевых домиков, где есть всё необходимое для ночлега и отдыха. В сентябрьскую нашу поездку погода была какая-то уж очень мрачная, так что у меня ни одной фотографии не осталось. Но чтобы понятно было, какое это необыкновенное место — даю фото из первого нашего визита.
А в сентябре совсем не так было.
Мы сейчас на Вятском городище — самом южном из семи холмов Чердыни. За нами — южная окраина Чердыни и Колва, убегающая на встречу с Вишерой.
А над Колвой — парк, заложенный в 1813 году к 200-летию династии Романовых. Стало быть, в 2013, когда мы здесь были, парку исполнилось 200 лет. Осенью он такой нарядный, разноцветный, а зимой стоял весь в белых кружевах.
Если же посмотреть от Вятского городища на север, навстречу Колве — увидим Троицкий холм, на котором до сих пор ведутся раскопки Троицкого городища, с которого, собственно, и началась Чердынь. Интересно, что жилая застройка расположилась у подножия холма, поближе к воде.
В 1535 году на Троицком городище поставили деревянный Чердынский Кремль, макет которого сейчас хранится в Чердынском краеведческом музее.
Чердынский Кремль — единственный на территории Пермского края. Успешно выдержал 11 осад, но… сейчас его нет. Мне не удалось в доступных источниках найти достоверную информацию, что с ним случилось. Предполагаю, что сгорел в одном из пожаров, периодически опустошавших Чердынь на протяжении веков, возможно — в грандиозном пожаре 1792 года, уничтожившем почти весь город. Недавно где-то прочитал, что Троицкое городище специально не застраивается, чтобы воссоздать здесь Кремль. Было бы здорово.
В Чердыни сейчас 7 церквей, из них только две действующие: церковь Иоанна Богослова и Воскресенский Собор. В Успенской церкви действует филиал Чердынского краеведческого музея — музей истории веры. Вновь отстроенная деревянная церковь Илии Пророка из Бигичей также находится в ведении музея. В Преображенской церкви размещены механические мастерские, в Богоявленской — хлебозавод. Кладбищенская церковь Всех Святых законсервирована ввиду аварийного состояния. Имеется также три восстановленные часовни, из них две действующие, одна (Покрова Пресвятой Богородицы) находится в ведении музея.
Церковь Иоанна Богослова (1718) — самое старое из ныне существующих строений Чердыни. Первая христианская церковь (изначально — деревянная) и первый каменный храм в Прикамье. Имеются письменные свидетельства, что каменная церковь на этом месте существовала уже в 1624 году. В начале XVIII века она была перестроена по инициативе сибирского губернатора М. П. Гагарина, который после посещения Чердыни в 1705 г. выделил для строительства команду пленных шведов-каменщиков. В 1940 церковь была закрыта и передана музею, в 1947 возвращена верующим. В церкви сохранился подлинный иконостас XVIII века, сработанный мастерами Дмитрием и Григорием Фёдоровыми, жалованными в иконописцы Царской грамотой. Таких иконостасов сохранилось всего три на всю Россию. Церковь считается монастырской, принадлежит Чердынскому Иоанно-Богословскому мужскому монастырю.
Я заходил в церковь в первое своё посещение. Если говорить о личных впечатлениях, то самые сильные — легко дышать, и ощущение умиротворения. Помню это даже спустя 11 лет.
Знакомство с городом и его историей продолжаем в Чердынском городском краеведческом музее им. А. С. Пушкина, основанном в 1899 году, к 100-летию поэта. Для города с населением 4 тысячи человек это было событие эпохальное. Мне кажется, во многом трудами подвижников, служивших в музее, Чердыни удалось сохранить свою историческую идентичность, не превратиться в захолустье.
Знакомство с музеем мы начали в его выставочном зале, разместившемся на той же улице, напротив самого музея, в здании бывшей женской гимназии. Меня поразила лестница в здании гимназии.
Для начала нас провели в мемориальный гимназический класс (он же лекционный зал) с партами и учебными пособиями XIX — начала XX веков.
Одна из памятных страниц в истории Чердыни — заточение по воле Бориса Годунова и гибель (1601) в селе Ныроб вблизи Чердыни боярина Михаила Никитича Романова, чей племянник Михаил Фёдорович станет в недалеком будущем русским царём и положит начало 300-летней истории династии Романовых.
В выставочном зале экспонируются предметы быта, мебель, посуда ушедших эпох.
Интересен, на мой взгляд, раздел советского периода истории страны и Чердыни
А на выходе из выставочного зала вдруг встретили это чудо
В экспозиции в основном здании музея традиционно представлены образчики местной флоры и фауны, но самое интересное здесь, пожалуй, на втором этаже.
Экспонируются образцы бронзовых изделий «пермского звериного стиля», изготовлявшихся местными племенами задолго до освоения этих мест русскими. Самые древние изделия датируются VII—III вв. до н. э., расцвет культуры звериного стиля относят к VIII–X векам. В каждом изделии зашифрована сложная символика языческих верований, но об этом лучше почитать в специальной литературе. Кстати, в Чердынском музее выставлены подлинные изделия, найденные в кладах и при раскопках на территории северного Прикамья.
В Чердынском музее некоторые экспонаты — уникальны, например. вот эти две иконы.
Святой Христофор считался покровителем охотников, возможно, поэтому изображался с головой собаки. В 1722 году церковь запретила изображать его с собачьей головой, а ранее написанные изображения были уничтожены. Лишь несколько изображений «псоглавца» дошли до наших дней, одно из них — на иконе XIX века в Чердынском музее. Вторая икона XVIII века посвящена подвигу чердынцев, отразивших набег ногайских татар в 1547 году. 85 погибших чердынцев — первые пермяки, канонизированные церковью.
Очень интересными показались мне экспонаты, посвященные застройке Чердыни — проекты чердынских храмов и генеральный план города, разработанные в XVIII веке.
Интересно, что именно по этому генеральному плану была заново отстроена Чердынь после пожара 1792 года. Пожар не оставил после себя ничего, кроме нескольких каменных церквей. Поэтому то, что мы видим в Чердыни сегодня — это церкви XVIII века и жилая застройка в основном XIX века по генплану XVIII века. В таком виде Чердынь архитектурно «законсервировалась», и это даёт основание считать её целиком городом-музеем.
В этнографическом разделе — орудия труда, утварь, инструменты чердынцев.
Нашлось место и для освещения бурных событий первых десятилетий XX века.
После музея ещё прогулялись по городу
Напоследок заглянули в сувенирный магазинчик
И уже на полпути к Соликамску — незапланированная остановка. Дары леса и огорода — что бог послал…
Тёплое осталось послевкусие от Чердыни, хочется, чтобы и дальше жил своей жизнью этот славный город, положивший начало Перми Великой.