От Шлиссельбурга до Дороги Жизни

24

На знакомство с Шлиссельбургом у нас ушло почти два дня — весьма неплохо для такого небольшого городка. Но пора было двигаться в обратном направлении, тем более что мы хотели еще заехать к Осиновецкому маяку и посмотреть места, связанные с Дорогой Жизни. Хорошо, что в июле у нас день длинный — можно многое успеть:)

Дорога от Шлиссельбурга к Мурманскому шоссе проходит мимо главного предприятия города — Невского судостроительно-судоремонтного завода. В советское время здесь строили прогулочные теплоходы для Ленинграда, а также мелкосидящие грузовые суда типа река-море.

От завода в сторону центра города идет Малоневский канал, впадающий там в Староладожский канал. На канале сохранились какие-то шлюзовые устройства, которые будут интересны любителям заброшек:)

Сам судостроительный завод, как может показаться на первый взгляд, тоже выглядит заброшенным. Но это не так — либералы его доломать не смогли, и в последнее время НССЗ радует нас новостями о постройке весьма немаленьких грузовых судов.

К примеру, всего за пару недель до нашего приезда на сайте «Сделано у нас» проходила такая новость —

Сегодня Невский ССЗ спустил на воду головное многоцелевое сухогрузное судно дедвейтом 7150 тонн проекта RSD59 «Пола Анатолия», построенное для судоходной компании «Пола Райз».

Проект судна разработан Морским инженерным бюро (Украина), судно предназначено для морской и смешанной (река-море) перевозки генеральных и навалочных грузов, включая металл, лес, уголь, зерно, а также крупногабаритных и тяжеловесных грузов. Сухогруз имеет трюм длиной 77,3 м для перевозки крупногабаритных тяжеловесных грузов, а корпус судна имеет максимально возможные для Волго‑Донского судоходного канала габариты.

И таких в Шлиссельбурге за последнее время заложили 5 штук, плюс еще 5 строятся на заводе Красное Сормово в Нижнем Новгороде. Да, это конечно не океанские контейнеровозы, но для Балтийского, Черного или Средиземного морей они вполне подходят.

А дальше мы пересекли Неву по мосту на Мурманском шоссе и двинулись в сторону поселка Морозова, того самого, где вчера купались. Был уже вечер воскресенья, и все дороги в сторону Петербурга стояли в пробках, забитые возвращающимися домой дачниками. Стояло Мурманское шоссе, стояла и дорога, ведущая к нему от поселка Морозова. Ладно хоть в нашем направлении никого не было. Но тут я совершил фатальную ошибку. Нам надо было заправиться, последняя заправка от ПТК была как раз в поселке Морозова, но я почему-то решил, что мы без проблем заправимся где-то в районе Осиновца. Эх, а ведь сколько раз я уже говорил — кончается бензин, видишь заправку — заправляйся сразу!

Тут мы подъехали к знаменитому памятнику «Разорванное кольцо». Последний раз я был здесь еще в школьные годы. Мы тогда читали перед ветеранами стихи о войне и блокаде, а потом нас возили на автобусную экскурсию по памятным местам.

Ленинград оказался в блокаде 8 сентября 1941 года. Немцы тогда захватили Шлиссельбург и отрезали сухопутную дорогу в город с юга. Финны наступали с севера и перерезали Карельский перешеек. Единственный оставшийся путь проходил через Ладожское озеро. Летом — по воде на кораблях, зимой — по льду.

Прорвать блокаду удалось лишь 12 января 1943 года, когда немцы были вынуждены перебросить часть сил под Сталинград. Советские войска тогда пробили коридор шириной 8 км, по которому в кратчайшие сроки была проложена железная дорога. Дорога Жизни с того момента стала не нужна.

Красивый памятник, но есть один недостаток — в советское время власти не предусмотрели здесь автостоянку. Нет ее и до сих пор, а приезжающим туристам приходится бросать машину у обочин. Ужасно неудобно.

Дальше мы собирались ехать в сторону Осиновецкого маяка, но тут в полный рост встала проблема бензина. Я обшарил все возможные карты, и оказалось, что ближайшая заправка осталась в поселке Морозова, а следующая будет лишь в районе Всеволожска, до которого мы уже можем и не дотянуть. До поселка 18 км — не так и далеко, но там дачники и пробка! Но делать нечего — пришлось ехать. Наверно около часа потеряли! А тем временем уже и темнеть начало:(

Но мы не сдались, заправились и вернулись назад. И вот он — Осиновецкий маяк. Не то самый высокий на Ладожском озере, не то второй по высоте. Известен он тем, что именно здесь выходила на лед Дорога Жизни. Увы, на сам маяк не попасть — территория со всех сторон огорожена, маяк действующий.

Зато вокруг маяка оборудован большой частный пляж. Не знаю, берут ли за его посещение деньги, мы пришли туда уже под вечер, с нас ничего не взяли. Но стоянка там рядом явно платная (мы оставили машину на дороге и пришли пешком).

Не знаю, кому принадлежит пляж, вполне возможно, что выходцам с Кавказа, к примеру, азербайджанцам. Почему я так считаю? А дело в том, что когда я был в Баку, то отметил, что у них там принято, приходя на пляж, арендовать для своей компании маленький домик или беседку. Так вот — здесь как раз такая система. Вдоль берега стояли несколько деревянных беседок, в которых компании как раз заканчивали застолье. Никогда раньше не видел, чтобы в наших краях на пляжах так делали. Но, по-видимому, такой сервис прижился:)

Тут мы заметили, как со стороны леса в заборе открылась дверь, и некая женщина пригласили группу людей пройти вместе с ней к маяку. Из чего мы заключили, что хотя к маяку пройти и нельзя, но если договориться, то немножко можно. По-видимому, у работников маяка такая подработка — пускать к себе туристов. Может и на сам маяк можно подняться? Но было уже поздно, так что узнавать, что и почем, уже не стали.

А еще в Осиновце маленький порт, где у причалов стоят небольшие кораблики

Прогуляли здесь до темноты

А на обратном пути — ох уж эти дачники — опять уперлись в пробку, на этот раз на подходе к Всеволожску. И опять стали угадывать, из-за чего конкретно она возникла. Опять создалось впечатление, что пробка случилась из-за одного-двух дурацких перекрестков со светофорами. В одной деревне светофор тормозил весь поток, перекрывая шоссе для того, чтобы выпустить со второстепенной дороги изредка появляющиеся там машины. Но если машин нет — поток все равно стоит! Второй перекресток был уже во Всеволожске. Проехали его — и все машины рассосались!

Да, за это лето я стал специалистом по пробкам. И на Мурманском шоссе мы стояли, и в Гатчине, и во Всеволожске, и в поселке Морозова, и на КАД, и на М10 в Новгородской области:)

А на этом про Шлиссельбург все, аж три части получилось:)

ПРЕДЫДУЩАЯ ЧАСТЬНАЧАЛО

Источник публикации

Читайте также

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here
Перетащите ползунок, чтобы вставить комментарий