Опережающий маркетинг — информация к размышлению

92

Опережающий маркетинг — информация к размышлениюРоссийская экономика за 10 лет выросла на 7%. Рынки насыщены, конкуренция растет, новых клиентов не прибавляется. Как развивать бизнес? За счет конкурентов, используя клиентскую базу или с помощью уникальной стратегии?

Как вариант можно рассмотреть стратегию опережающего маркетинга. Для крупных компаний и лидеров рынка это означает:

  • Выстраивание конкурентной и потребительской среды;
  • Формирование поведения наиболее активных групп целевой аудитории;
  • Прогнозирование развития рынка с целью организации действия до начала событий.

Есть и практичные примеры.

Кейс 1

Компания предоставляет услуги фото- и видеосъемки на официальных мероприятиях. Продвижение услуг происходит через арендодателей помещений, им предлагаются партнерские программы. Организаторы мероприятий в первую очередь ищут помещение. Потребность в видеосъемке на данном этапе для них не самый срочный вопрос, но он есть. Мотивированные арендодатели предлагают организаторам фото- и видеосъемку в пакете со своей услугой. Продукт закрывает потребность, экономит время и организационный ресурс.

Такая опережающая стратегия является основной для данного творческого коллектива. У партнера-арендодателя, обычно, все мероприятия расписаны наперед. Получается сегмент, где потребность уже есть, а конкурентов еще нет. И это работает.

Кейс 2

Человек купил смокинг. Он не любит черный цвет и у него совсем другой стиль. Мысль о покупке смокинга не посещала его никогда. Однако, в течение предыдущего года ему пару раз пришлось побывать на мероприятиях, где в качестве дресс-кода был смокинг. Далее он посмотрел фильм про Джеймса Бонда, где тот был одет в темно-синий смокинг (а до этого один модельер одел нескольких звезд в нестандартные смокинги, что вызвало большой резонанс в индустрии моды). Затем наш герой прочел статью в модном журнале о том, как выбрать смокинг. Кроме классических моделей, были там представлены и современные, которые можно надевать и по неформальными поводам, к примеру, с джинсами и обычной рубашкой.

И вот однажды, проходя мимо магазина с яркой светящейся вывеской, наш герой увидел смокинг темно-синего цвета со скидкой и дедлайном. А дело шло к свадьбе (важный нюанс). Быстро подсчитав сумму аренды смокинга на два последних мероприятия, он осознал, что приобретение нового со скидкой выйдет ему примерно в те же деньги. И купил. Удивительно, но наш герой был не одинок в своем выборе. Ряд событий, предшествующих покупке, кардинально изменили потребительское поведение целой группы аналогичных покупателей (просто поразительное совпадение). Ранее никто из них даже представить не мог, что когда-нибудь купит смокинг.

Американский консультант по маркетингу Джей Абрахам называет сферу над воронкой продаж – областью «золотых покупателей», поскольку там нет конкурентов. Наиболее же перспективную зону роста Абрахам видит под воронкой продаж, то есть в собственной клиентской базе (что не удивительно).

Известно, что, по сравнению со стоимостью привлечения нового клиента, расходы на повторные продажи существенно ниже. Помимо увеличения среднего чека и частоты продаж, в работе с имеющимися клиентами весьма эффективен реферальный маркетинг: «сарафанное радио» и партнерские программы.

«Сарафанное радио» можно усилить и активировать на привлечение новых клиентов. Одна страховая компания создала «сильный информационный повод», предлагая своим клиентам помимо традиционных способов спуститься с этажа на этаж с надувной горки.

Лояльность – это товар, в основе которого лежит баланс интересов. Оставляя клиента в «небольшом выигрыше», вы повышаете лояльность. Рекомендации лояльных клиентов, как инструмент привлечения нового трафика, дешевле и эффективнее многих традиционных каналов. Этот процесс нужно стимулировать не только традиционными акциями и бонусами, но и серьезной настройкой воронки продаж.

Партнерские программы мы привыкли видеть в исполнении крупных игроков в интернет-пространстве. В малом бизнесе это тоже «работает» (пример с видеосъемкой), но почему-то не используется. Программы по «обмену» клиентскими базами с соответствующими целевыми аудиториями – мощный источник роста. Например, есть стоматологическая клиника с базой 75 тыс. пациентов, в том числе более 5 тыс. детей. Неподалеку расположен детский оздоровительный центр. Почему они не обмениваются аудиториями? Непонятно.

Опережающий маркетинг – это и обучение своей потенциальной клиентуры. Можно подойти к этому с позиции двухуровневых продаж и использовать бесплатную консультацию в качестве Front-end продукта. Главная цель первого шага – снять контакт, выявить потребность и максимально повысить лояльность клиента. Ценность качественной консультации обменивается в данном случае на лояльность и контакт. Если тиражировать эту практику на широкую аудиторию именно в такой подаче, то есть не «обучать необучаемому», а «полезно консультировать», это даст больший эффект, как по интересу, так и по лояльности.

«Кража идей», по мнению все-того же Абрахама, в виде заимствования из других областей может стать новшеством для вашего бизнеса и обеспечить лидерство. «Если вы хотите достичь настоящего рывка, надо смотреть за пределы привычной среды» – вторит ему эксперт по инновациям и «краже идей» Хамиш Тейлор. Например, методика двухуровневых продаж для сегмента В2В, известная как «Хантер – Фермер», подается как «инновация» и успешно продается. На самом деле это «калька» с системы «персональных менеджеров», работающей в корпоративном банковском бизнесе уже не одно десятилетие.

И, наконец, тщательное исследование болей и неудовлетворенных потребностей своих клиентов — это ключ к созданию ценностей, новых продуктов и действительно уникальных торговых предложений.

Иногда заглянуть за пределы воронки продаж не только интересно, но и полезно. Но, как говорил Бильбо Бэггинс – «Опасное это дело выходить за порог: стоит ступить на дорогу и, если дашь волю ногам, неизвестно, куда тебя занесёт.…».

Читайте также

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here
Перетащите ползунок, чтобы вставить комментарий