Новостройки и метро: какие станции и линии появятся в Москве после 2021 года
Московская квартира должна быть рядом со станцией метро или, по крайней мере, – в 15-20 минутах ходьбы. И это не капризы, а вполне естественное требование столичных покупателей к будущему жилью. Хорошо, что о планах по строительству метрополитена мы узнаём заранее, за несколько лет до открытия новых станций — остается достаточно времени, чтобы выбрать подходящий вариант для места жительства.
В настоящее время в Москве одновременно строится 42 станции метро, девять из них, по планам столичного стройкомплекса, планируется достроить в этом году.
Напомним, что в 2020 году власти обещают сдать четыре станции Некрасовской линии метро («Юго-Восточную», «Окскую», «Стахановскую» и «Нижегородскую») и пять станций Большого кольца подземки (БКЛ) («Авиамоторную», «Лефортово», «Электрозаводскую» на юго-восточном участке, а также «Улицу Народного ополчения» и «Карамышевскую» на западном).
О том, какие жилые комплексы строятся возле них, можно прочитать в статье «Скоро метро: где купить новостройку рядом с новой станцией». А сегодняшняя статья посвящена более отдаленному будущему – тем станциям, которые в «старой» Москве появятся после 2021 года. (О перспективном строительстве метрополитена и жилья рядом с ним в ТиНАО читайте в материале «Новостройки Новой Москвы: большинство ЖК обретет «свою» станцию метро»).
Открытие новых станций метро в «старой» Москве в перспективе ближайших трех лет (2021-2023 гг.) в основном связано с продлением Люблинско-Дмитровской линии и строительством Большой кольцевой линии (БКЛ).
Люблинско-Дмитровская ветка: мечта физиков сбывается
Ориентировочно к 2023 году должны открыться три станции Люблинско-Дмитровской линии. «Улица 800-летия Москвы» расположится вдоль Дмитровского шоссе между одноименной улицей 800-летия Москвы и Яхромским проездом, в центре большого жилого района. «Лианозово» – почти у МКАД, где Вагоноремонтная улица примыкает к Дмитровскому шоссе, эта станция должна стать ТПУ, связывающим Люблинско-Дмитровскую ветку с линией МЦД-1 («Одинцово-Лобня»). «Физтех» — в 1,5 км за МКАД, вдоль Дмитровского шоссе, севернее бульвара Академика Ландау.
Как поясняют опрошенные IRN.RU эксперты, в наибольшем выигрыше окажутся районы, где не было «своих» станций метро – Северный и Дмитровский. Теперь жители Северного получат «Физтех», а жители Дмитровского и северной части Восточного Дегунино – «Улицу 800-летия Москвы». Станция «Лианозово» станет полезной для горожан, живущих на северо-западе одноименного района Лианозово, в северной части Бескудниковского и на западе Восточного Дегунино. Ну и что уж говорить о студентах и преподавателях МФТИ – они этой станции ждут очень давно. И даже 24 года тому назад (первого апреля 1996 года) «физтехи» устроили розыгрыш: пририсовали вожделенную станцию на схеме метрополитена, отпечатали в типографии и развесили в поездах. Вот теперь мечта вроде бы сбывается.
Недавно запущенный первый центральный диаметр «Одинцово-Лобня» (МЦД-1) уже заметно улучшил транспортную ситуацию в здешних краях, но всех проблем он не решил. Так, сегодня на ближайшую станцию МЦД-1 Новодачную, которая находится на границе Северного и города Долгопрудный, многим жителям района добираться неудобно, а вот станция метро «Физтех» расположится практически в его центре.
Соответственно, открытие новых станций метро в тех районах, где раньше подземки не было, всегда поднимает цены на недвижимость вверх. Правда, на упомянутых нами территориях, по мнению Ирины Доброхотовой, председателя совета директоров компании «БЕСТ-Новострой», рост цен будет сдерживаться прежде всего тем, что Дегунино, Лианозово и Северный воспринимаются больше как производственные районы, так как доля промзон здесь довольно высока, хотя уже многое было сделано в сфере редевелопмента. Вероятно, цены на жилье вырастут, но до среднемосковского уровня не доберутся. (Сейчас они ниже примерно на 17-19% чем в среднем по городу — см. рейтинги районов и округов Москвы по уровню цен на жильё).
Кроме того, застройщики, как правило, изначально закладывают в стоимость квартир фактор появления будущих станций метро, поэтому цены будут повышаться плавно, по мере реализации квартир.
Владимир Моребис, партнер, коммерческий директор Est-a-Tet вспоминает, как это было в Некрасовке, где в июне 2019 года состоялось долгожданное открытие четырех станций Некрасовской линии метрополитена. Сразу после запуска метро средняя цена предложения выросла на 1%, при этом за год (с июня 2018 по июнь 2019) показатель увеличился на 15%.
«Спрос начинает расти за полгода-год до открытия метро (пока у покупателей еще есть возможность выбора и приобретения наиболее ликвидных вариантов). Чем ближе к открытию станций, тем выше цена, и спрос постепенно начинает «охлаждаться»», — говорит эксперт. В новостройках Дмитровского, Лианозовского и Северного районов комментаторы прогнозируют рост цен в рамках 5-10-15%, но, как уточняет Валерий Кочетков, заместитель директора департамента новостроек «Инком-Недвижимость», поскольку будущие станции расположатся недалеко от МКАД или даже за его чертой, стоимость жилья останется привлекательной даже с учетом возможного повышения.
Новостроек в здешних местах немного, и большинство из них построены и введены в эксплуатацию, в них реализуется остаточное предложение, комментирует Владимир Моребис (Est-a-Tet). Это проекты «Город», «Летний сад», «Дмитровский парк», «Счастье на Дмитровке», «Счастье в Лианозово», а также апарт-комплекс Nord. При этом комплекс «Город» и клубные дома под брендом «Счастье» будут полностью распроданы уже в этом году, поэтому запуск метро не отразится на текущем уровне цен, уточняет Мария Литинецкая, управляющий партнер компании «Метриум», участник партнерской сети CBRE.
Комплекс «Летний сад» сдается в конце 2020 года, и девелопер заявляет об открытии станции «Улица 800-летия Москвы» в 2022 году как о конкурентном преимуществе. Поэтому рыночная цена проекта уже соответствует стоимости предложения около метро. По данным «Азбуки жилья», в среднем по комплексу квадратный метр стоит около 199 тыс. руб.
ЖК «Дмитровский парк» представляет собой масштабный проект: первый квартал будет полностью сдан в 2021 году, а второй квартал пока еще не вышел. Комплекс равноудален от станций «Улица 800-летия Москвы» и «Лианозово» — до обеих можно будет дойти пешком минут за двадцать. По оценкам эксперта, последующие корпуса могут подорожать не более чем на 5%. Сегодняшняя цена – 161,5 тыс. руб. в среднем (данные «Азбуки жилья»).
Наибольшее влияние открытие метро окажет на апарт-комплекс бизнес-класса Nord в Северном. Стоимость квадратного метра в нем – 104 тыс. рублей – одна из самых низких в Москве. «Рядом с комплексом откроется станция «Физтех», в результате чего цена вполне может вырасти в пределах 10%», — говорит Литинецкая.
Жилые комплексы в зоне будущих станций Люблинско-Дмитровской линии метро
ЖК | Район | Адрес | Класс | Кол-во лотов в продаже | Средняя стоимость 1 кв. м, руб. | Апартаменты (да / нет / частично) | Старт реализации ЖК |
---|---|---|---|---|---|---|---|
«Город» | Дмитровский | Дмитровское шоссе, 107 | комфорт | 18 | 171 577 | частично | август 2015 г. |
«Дмитровский парк» | Дмитровский | Лобненская ул., влад. 13 | комфорт | 220 | 161 557 | нет | октябрь 2018 г. |
«Летний Сад» | Дмитровский | 800-летия Москвы ул. | комфорт | 208 | 198 877 | частично | март 2016 г. |
«Счастье на Дмитровке» | Дмитровский | Софьи Ковалевской ул., 20 | комфорт | 13 | 192 958 | нет | май 2017 г. |
«В стремлении к свету» | Лианозово | Илимская ул., влад. 3 | комфорт | 584 | 145 672 | нет | декабрь 2019 г. |
«В Северном» | Северный | Долгопрудная аллея | комфорт | 225 | 111 173 | нет | ноябрь 2019 г. |
Nord | Северный | Дмитровское шоссе, влад. 165 | комфорт | 59 | 103 960 | да | июнь 2017 г. |
Источник: «Азбука жилья»
Относительно будущего жилищного строительства на этих территориях известно, что в Северном в рамках развития инновационного кластера «Физтех XXI» планируется возвести 1 млн. кв. м, недвижимости, из них под жилье будет отведено более 400,0 тыс. кв. м, сообщает Владимир Моребис (Est-a-Tet).
А по данным «Метриум», перспективные площадки есть в Западном Дегунино (на месте трубозаготовительного комбината) и в Бескудниковском районе (на территории промзоны №49), правда, они удалены от новых станций.
Большая кольцевая линия: будем ездить быстрее
В целом, практически все, что обещается метростроевцами, в жизнь претворяется. Хотя есть и такой феномен, как «станция метро в Мытищах», которую пятьдесят пять лет обсуждают и дальше разговоров пока дело не пошло. Но о Большой кольцевой линии метро задумались еще раньше – более 70 лет тому назад. Прообраз второго кольца (а сначала полукольца) замаячил в головах московских градостроителей после войны – в конце сороковых, и вот теперь идея окончательно созрела. Одна из главных задач Большого кольца – облегчить пассажирам подземное движение и сэкономить им время. Конкретно – тем людям, которые едут до Кольцевой линии и делают двойную пересадку, чтобы добраться до нужной станции на соседней радиальной ветке.
Вводится БКЛ участками, первый был открыт в конце февраля 2018 года, он включал пять станций: «Деловой центр», «Шелепиху», «Хорошевскую», «ЦСКА» и «Петровский парк». В этом году планируется открыть участки на западе БКЛ – «Улицу Народного ополчения», «Карамышевскую» и на юго-востоке – «Авиамоторную», «Лефортово», «Электрозаводскую» («Рубцовскую»). В 2021 году должен заработать самый большой участок – от «Каширской» до «Улицы Народного ополчения». Основные работы по вводу остальных участков Большой кольцевой линии планируются на 2022-2023-й годы, окончательно БКЛ должна быть готова в 2026 году.
По мнению Марии Литинецкой («Метриум»), завершение строительства БКЛ станет дополнительным импульсом для девелоперов, которые смогут развивать площадки у новых станций метро. Но поскольку станции БКЛ по большей части дублируют уже существующие станции и выступают в качестве пересадочных узлов для «соседних» веток метрополитена, влияние БКЛ на рынок недвижимости значительным не будет и коснется лишь некоторых локаций. В частности, у станций, которые не являются пересадочными пунктами. Это станции на южном («Нагатинский затон», «Кленовый бульвар») и западном участках БКЛ («Аминьевское шоссе», «Давыдково», «Мневники», «Карамышевская», «Улица Народного ополчения»).
Для объектов, расположенных в пешей доступности станций, потенциал роста средневзвешенной цены (СВЦ) составляет не меньше 8-10%, полагает генеральный директор агентства недвижимости «Бон Тон» Наталия Кузнецова.
Сергей Ковров (НДВ) выделяет несколько локаций с наибольшим эффектом от БКЛ. Так, в Северной части района Лефортово, где строится одноимённая станция подземки, в непосредственной близости от нее возводится третий корпус ЖК «Лефорт». Здесь ожидается рост цен после запуска БКЛ, сейчас они варьируются от 251 до 813 тыс. руб. за кв. метр.
В Хорошёво-Мнёвниках запланировано открытие трёх станций: «Улицы Народного ополчения», «Карамышевской» и «Мнёвников». Открытие станции «Улица Народного ополчения» способно повысить цены на 7-12% в здешних проектах бизнес-класса. Ближе всех от станции расположен ЖК Wellton Park с ценами от 180 до 375 тыс. руб./кв. м. В проектах Crystal и Union Park средние цены составляют 216 и 285 тыс. руб. соответственно. На чуть большем удалении расположился «Городской квартал Big Time», где средняя цена колеблется в районе 223 тыс. руб.
Также благодаря открытию станций «Аминьевское шоссе» и «Давыдково» значительно улучшится транспортная доступность проектов вдоль Аминьевского шоссе, в Очаково-Матвеевском, Можайском районах и Фили-Давыдково. В самом доступном – ЖК Westerdam – цены в районе 190 тыс. руб. за кв. м, в ЖК «Событие» и ЖК «Крылья» можно приобрести жильё по 250 тыс. руб. за кв. м. Более дорогие комплексы — ЖК «Небо» и ЖК «Клубный дом Река»: 300 и 472 тыс. руб. соответственно.
В районе Нагатинский Затон благодаря открытию двух станций БКЛ («Нагатинский Затон» и «Кленовый бульвар») может подрасти в цене ЖК «Ривер Парк», квартиры в котором в настоящее время стоят в среднем 230 тыс. руб. за кв. м, а апартаменты — 180 тыс. руб. за кв. м.
Информация об остальных жилых комплексах представлена в таблице ниже.
Проекты в пешей доступности от станций метро БКЛ (до 2 км)
Источник: «Бон Тон»
Среди новых проектов, которые должны построиться у станций БКЛ в обозримой перспективе, в Est-a-Tet называют масштабный ЖК «Волжский парк» от ГК ПИК в 1-й Грайвороновском проезде (1,5 км от будущей станции «Текстильщики»). MR Group построит высотный жилой комплекс на 4-й улице Марьиной рощи. Комплекс будет включать офисы, детский сад и школу. Станция «Марьина роща» БКЛ расположится в 10 минутах ходьбы от ЖК.
По информации «Метриум», одна из крупнейших девелоперских площадок располагается на территории Мневниковской поймы, недалеко от станции «Мневники». Здесь планируют построить свыше 1 млн кв. м недвижимости: жилой квартал, офисные центры, парк и спортивный кластер. Также на территории Мневниковской поймы возведут около 200 тыс. кв. метров жилья по программе реновации. Среди небольших проектов — строительство ЖК на площадке Нижегородская, 74.
По сведениям Ярослава Дарусенкова, руководителя департамента консалтинга и аналитики агентства недвижимости «Азбука Жилья», на западе Москвы заявлено два проекта у будущих станций БКЛ, в локациях, где нет существующих станций метро. Это МФК на Аминьевском шоссе у одноименной станции от компании Ташир, в составе которого планируются апартаменты. Другой проект – жилой комплекс по адресу проспект Маршала Жукова, д. 52 от компании Эталон-Инвест у станции метро «Улица Народного ополчения».
После 2023 года: планы строителей и метростроевцев
Осилив БКЛ, метростроевские силы сосредоточатся на продлении Некрасовской, Люблинско-Дмитровской, Арбатско-Покровской веток и прокладке новых радиусов — Рублево-Архангельского и Бирюлевского. Пока еще слишком рано рассуждать о том, как изменятся цены на недвижимость в тех районах, куда дотянутся упомянутые линии, но общую ситуацию прикинуть можно.
Станции Рублево-Архангельской линии будут располагаться на участке от Шелепихи через улицу Народного Ополчения, Живописную лицу, Строгино и Троице-Лыково – далее непосредственно в Рублево-Архангельское и Ильинское. На «замкадном» отрезке в Ильинском сейчас строятся два масштабных проекта – «Ильинские луга» (ПИК, сейчас в продаже более 3,5 тысяч квартир) и «Новая Рига» (Гранель, в продаже 792 квартиры), и можно сказать, что новая ветка метро будет в большей степени востребована у жителей именно этих новостроек, полагает Ирина Доброхотова («Бест-Новострой»). Средние цены метра в ЖК «Ильинские луга» — 125 тысяч рублей, в ЖК «Новая Рига» — 94 тысячи.
Помимо этого, на территории Рублево-Архангельского в районе Кунцево реализуется мегапроект, который пока так и называется «Рублево-Архангельское». На участке 461 га будет построено 4,1 млн кв. м недвижимости: многоэтажное и малоэтажное жилье, офисы, гостиницы с обширной социальной и торговой инфраструктурой. Одноименная станция будет открыта в центре Рублево-Архангельского, куда удобно добраться из любой части района.
Продленная Некрасовская линия улучшит транспортную ситуацию Рязанском и Нижегородском районах. Станция «Стахановская» откроется недалеко от жилых комплексов комфорткласса «Кварталы 21/19» (219 тыс. руб./кв. м) и SREDA (202 тыс. руб./кв. м) Также, по данным «Метриум», в локации планируется развитие перспективных проектов: на площадке площадью 17 га в промзоне «Грайвороново» планируется построить почти 600 тыс. кв. м недвижимости. Помимо этого, уже в 2020 году может стартовать проект от ГК «Гранель» на Газгольдерной улице, 8.
Арбатско-Покровская линия продлится до Гольяново. Сейчас в районе реализуется жилой комплекс «Level Амурская», где представлены, как квартиры (224 тыс. руб./кв. м) и апартаменты (185 тыс. руб./кв. м). Правда, от будущей станции метро «Гольяново» проект удален, гораздо ближе к нему находится станция метро «Щелковская», замечает Владимир Моребис (Est-a-Tet).
Ну и наконец, Бирюлево – сюда должно прийти метро, которого пока здесь нет. Здесь расположен введенный в эксплуатацию проект комфоркласса «Загорье», где продаются готовые квартиры (по ценам от 6,7 млн руб. до 21 млн руб.) Вообще в этих местах строят не очень охотно, но, по мнению Ирины Доброхотовой («Бест-Новострой»), с развитием метро бирюлевские площадки под застройку могут стать более привлекательными, кроме того, есть резерв в виде промышленных территорий.