«Незаграничная» заграница. Армения. Копье судьбы

105

Невероятные мифы: хотите, верьте, хотите, нет

«31, Но так как тогда была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу, — ибо та суббота была день великий, — просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их.

32, Итак пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним.

33, Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней,

34, Но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода.

35 И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили.

36 Ибо сие произошло, да сбудется Писание: кость Его да не сокрушится.

37 Также и в другом месте Писание говорит: воззрят на Того, Которого пронзили»

Евангелие от Иоанна святое благовествование, глава 19.

Вот уже более трёх лет на стене в одной из комнат нашего большого дома, которую мы иронично называем «комната путешественника», расположилось выполненное на гобелене изображение древнего армянского монастыря Гегард, знаменитого на весь мир «Монастыря Копья».

В этой комнате много всяких милых нашему сердцу безделушек привезённых из далёких и не очень стран и регионов. Есть там и традиционная тарелка из Исфахана, и оберег, искусно изготовленный из моржовой кости неведомым мастером Русского Севера, и выбитое на рисовой бумаге, изображение танцующих полубогинь Апсар, родом из Камбоджи, и ещё множество различных улик, свидетельствующих, что хозяева этого дома любят путешествовать и делают это скорее часто, чем редко, хотя и не так часто, как им хотелось бы.

Честь представлять Армению в нашем доме выпала ему, монастырю Гегард, таинственному хранителю Великой тайны.

Этот гобелен я привез из первой поездки по Армении, тогда-то я и услышал о существовании монастырского комплекса Гегард. Покорённый его древностью, в тот раз я не узнал о вовлечённости монастыря в череду невероятных событий, связанный с одной из самых величайших христианских реликвий. Уже потом, дома, я прочитал много противоречивой информации о римском легионере Гае Кассие, получившем при крещении имя Лонгин, о «Копьё судьбы», о самых известных пассионариях последних двух тысячелетий, желавших завладеть тем самым копьём и подчинить с его помощью весь мир.

В этот раз, к встрече с монастырём Гегард я был информационно готов. Не скажу, что я во всё это верю. Я знаю, только то, что от кого-то что-то слышал, и насколько правдива эта информация не имею ни малейшего представления. Для меня это просто мифы, способностью придумывать которые, и верить в них, homo sapiens отличается от других представителей животного мира. Но мифы эти невероятно интересны, и они изменили наш мир, совершенно независимо от того, верим мы в них или нет.

Это копьё, прервавшее мучения Спасителя на кресте, стало символом силы и могущества. Этот предмет молва наделила неземной энергетикой и наградила великим предназначением — вершить историю человечества.

Как появилось предание, что тот, кто владеет Копьём Судьбы (Копьём Власти, Святым Копьём, Копьём Лонгина), тот владеет и судьбой мира доподлинно не известно, но важно, что в него поверили сильные миры сего последних тысячелетий.

Это копьё выковал для мистических целей маг и каббалист Финеес, третий первосвященник Иудейский, и оно помогало ему достигать целей недоступных простым смертным.

Именно этим копьём грозил Ирод Великий, отдавая приказ об истреблении невинных младенцев.

Позже по воле провидения, оно оказалось в руках римского сотника Гая Кассия, которым он проткнул распятого Христа и тем самым обрёк его вечную жизнь.

Далее, как гласят все эти пресловутые мифы, Копьём судьбы владели римский цезарь Диоклетиан и византийский император Константин (прозванный Великим за то, что в 313 году узаконил христианство по всей своей Империи), византийский император Юстиниан (запомнившийся своей учёностью и невероятным могуществом) , основатель династии Каролингов Карл Великий (тот самый, что в 800-м году объединил под своим началом многие народы Европы).

В этом месте я размещу несколько фотографий монастыря Гегард, исключительно чтобы напомнить, что мы всё-таки в Армении и рано или поздно в этом повествовании непостижимым образом вернёмся к этому древнему храму.

Из рук германских монархов Копьё Лонгина в качестве трофея досталось русскому князю Ярославу, а от него перешло его сыну Александру Невскому (помните ту героическую победу?).

Позже священная реликвия оказалась в Золотой Орде, но хан Мамай, не зная его мистической силы, выменял копьё у московского князя Дмитрия на двух своих мурз, а потом был разбит тем самым Дмитрием на Куликовом поле.

Ещё несколько фотографий монастыря Гегард, крепитесь, скоро будет развязка.

От русских государей копьё попало польскому князю Ягайло — основателю династии Ягеллонов (вроде как подарено в знак братства), а позже утрачено во время войны со шведами (хотя есть версии, что оно осталось на территории современной Польши и до сих пор хранится в Кракове).

Следующим владельцем стал юный шведский король Карл XII, проведший всю свою недолгую жизнь в боевых походах, а после его героической гибели при осаде очередной крепости через регента Швеции французского маршала Жан- Батиста Бернадота копьё попало в руки Наполеона Бонапарта.

Ну как вам такие повороты? Не повороты, а крутые виражи.

Но это ещё не всё. Во время войны 1812 года Копьё Судьбы таинственным образом исчезло из расположения французского императора и очутилось таким же неведомым образом в ставке Михаила Илларионовича Кутузова. Есть такая история, что это сделал партизан Кузьма Неткач, будто это он выкрал реликвию в захваченной французами и охваченной пожаром Москве и, рискуя жизнью, доставил её в лагерь к фельдмаршалу. После этого события Наполеон, не знавший доселе поражений, больше не знал уже побед.

Кутузов же, перед смертью завешал Копьё Лонгина австрийскому маршалу Блюхеру, непримиримому врагу Наполеона. Так священная реликвия оказалась в Вене и стала храниться в Хофбурге, в дворцовой сокровищнице Габсбургов (где, кстати, хранится множество других христианских реликвий).

Думаете это счастливый конец невероятной истории? А вот и нет.

Тут на сцену выходит Адольф Гитлер. Про Копьё судьбы он узнал в 1907 году, когда 18-ти летним мальчишкой оказался в Вене, пытаясь поступить в Академию Художеств. Экзамены он провалил, зарабатывал, чем придётся. Но впрочем, его биография в данном случае совсем неинтересна, важно только одно. Один раз он попал во дворец Хофбург, увидел священную реликвию и ему явилось видение. Какое? Да всё тоже: кто владеет копьём, тот владеет и судьбой мира. Через много лет случился аншлюс Австрии, и владельцем копья стал фашистский фюрер. Есть устойчивый миф, что реликвия всю войну была рядом с Гитлером, вплоть до самой его смерти.

Ну, всё, хватит громких имён и фантастических фактов. А теперь главный вопрос: причем здесь все эти захватывающие события и армянский монастырь, чьими фотографиями я иллюстрировал сие повествование?

А вот тут будет ещё нечто невероятное.

Где находится настоящее копье Лонгина?

Оказывается, что Копий Лонгина несколько! Вернее, настоящее то, конечно, одно, но претендентов на звание оригинала как минимум четыре.

Одно из них, как раз то, что хранится сейчас в музее в Вене и про которое я так долго рассказывал. До последнего времени именному этому копью отдавалось предпочтение и все те невероятные мифы, именно о нём.

Второе копьё — претендент находится в Кракове, но с этой версией легко разобрались, что представленный в Польше наконечник, лишь копия того, что представлен в Вене.

Третье, возможное Копьё Лонгина, находится в базилике Святого Петра в Ватикане. Но там вообще какое-то мутное дело, да оно внешне похоже на древнеримское, но без острия, которое было потеряно задолго до Великого Распятия.

А вот четвёртый случай как раз наш. Помните, я обещал, что подведу в итоге повествование к монастырю Гегард. Так вот, внимание! Самая величайшая христианская реликвия — легендарное копье легионера Гая Кассия (Лонгина), которым тот пронзил грудь распятого Христа, находится не в Вене, не в Ватикане, и не в Кракове, а в Армении.

Как оно туда попало доподлинно не известно. По одной из версий, сам сотник Лонгин, уверовавший в Христа на Голгофе (помните его возглас: «Поистине был Сын Божий тот, кого сегодня распяли!») впоследствии отправился с проповедью Евангелия в страны Кавказа и Закавказья, дошёл до Армении и там оставил священное копьё.

Но более вероятной считается версия, что копьё доставил в уже христианскую Армению в 3-м веке апостол Фаддей.

Так какое же копьё подлинное? Исследования, проведённые с использованием новейших физических методов, доказали, что Копьё Лонгина, хранящееся в Вене, действительно древнее, но железо из которого оно выковано не раньше VII века.

Однако венское копьё действительно уникальное: под чеканной золотой оболочкой, которая прикрывает половину наконечника, найден кусочек железа, который гораздо древнее, чем основное тело. Учёные предположили, что в наконечник вкован древнеримский гвоздь, возможно, тот самый, которым распяли Христа! На копье обнаружили и надпись, которую удалось прочитать: «Копье и гвоздь Господен».

Те же исследователи доказали и то, что копье хранящееся в Армении с 3-го века, является подлинным. До 13-го века реликвия хранилась в обители Гегардаванк, название которого и переводится как, «монастырь копья», а потом была перенесена в храм в Эчмиадзине и находится там до сих пор, чему я есть живой свидетель.

Да вот же оно!

Да, вот этот невзрачный на вид кусок потемневшего от времени железа и есть то самое Копьё!

Все эти века, монахи берегли копье как величайшее сокровище, чтобы оно не попало в руки негодных людей, желающих поработить человечество.

А те могущественные короли, императоры, военные начальники, владея оружием, на котором запеклась кровь Христа, и, веря, что с его помощью будут управлять миром, даже не подозревали, что настоящее Копьё Судьбы хранится в малоизвестной тихой армянском обители.

В «Монастыре Копья»

Вот так за разговорами, мы подъехали к древнему монастырю, дорога, впрочем, не дальняя, от центра Еревана километров 40.

Ещё издали мы заметили стремящиеся вверх скалы, окружающие монастырь со всех сторон.

Это ущелье реки Азат, кажущееся единым целым с древним храмом.

И данное утверждение не просто метафора, наверное, именно так и есть, ведь некоторые храмы монастырского комплекса полностью выдолблены внутри скал, другие обнесены каменными стенами, но размещены в пространствах между скалами.

Всюду старина и таинственность. Особый антураж территории монастыря придают многочисленные хачкары, некоторые каменные изваяния креста стоят отдельно, другие выбиты прямо в скальной породе.

Монастырь Гегард невероятно старинный, есть легенды, что он основан самим Григором Просветителем, ещё в 4-м веке. Тогда он назывался Айриванк — Монастырь Пещеры, потому как был основан вокруг священного источника, бьющего в одной из пещер.

Впрочем, от первоначального вида монастыря, вряд ли, что осталось: монастырский комплекс жгли и грабили приходившие на армянскую землю завоеватели. Были в этих местах и сильные землетрясения.

Современный облик монастыря Гегард связывают с князьями Прошьянами, которые приобрели монастырь в 1215 году.

Вот их родовой герб: орёл, держащий в своих руках ягнёнка, над которым голова быка, держащего цепь, которой в свою очередь охвачены головы львов.

Князья Прошьяны стали активно расстраивать пещерные храмовые сооружения: церкви (одна из которых использовалась как родовая гробница), кельи для монахов, залы для собраний и обучения.

Монастырь Гегард на протяжении веков был популярным местом поклонения. Считалось престижным обладать в храме собственным местом для молитвенных церемоний, за такую привилегию прихожане платили большие деньги. Именно поэтому в монастыре Гегард так много небольших молельных комнат, расположенных на разных уровнях и соединённых каменными ступенями.

Очевидно, что монастырь, благодаря своей популярности был достаточно богат и мог позволить себе роскошное скульптурное оформление. Большинство стен украшено растительным и геометрическим орнаментом, который удачно комбинируется с объёмными архитектурными элементами: различными арками, колоннами, изображениями животных.

Благо, что горная порода окружающих скал легко поддавалась обработке, что способствовало такому разнообразию скульптурной отделки. Пещерная архитектура монастыря Гегард высочайшего технического уровня.

Взять хотя бы родовую усыпальницу: просторное помещение с четырьмя колоннами посередине, стены, соединённые арками между собой и освещаемые дневным светом через отверстие в сферическом куполе, который, в свою очередь, несут две пары перекрещивающихся арок.

И ведь не было у мастеров права на ошибку, архитектурные элементы выбивались внутри скалы, одно неверное движение и весь замысел мог быть непоправимо нарушен.

Мне кажется, на этом месте можно попрощаться с древним армянским монастырём, хранителем величайшей христианской реликвии. Но по дороге домой предлагаю заехать ещё в одно уникальное место, от монастыря совсем рядом, всего километров семь.

Кусочек Древней Греции на армянской земле

Никакого отношения к Копью Судьбы эта достопримечательность не имеет, да к тому же абсолютно не соответствует канонам армянской религиозной архитектуры.

Просто традиционно посещая монастырь Гегард, заезжают и в комплекс Гарни, потому что это рядом и по дороге.

Сейчас это развалины крепости и древнего армянского дворца, останки римских бань, но самое главное, конечно, языческий храм в котором поклонялись богу Солнца.

Как свидетельствуют исследования специалистов, в дохристианские времена в храме проходили языческие церемонии, когда жрецы устраивали различные как-бы мистические обряды.

Через отверстие в крыше храма в определённое время луч солнца под заданным углом падал на отполированный прямоугольный камень, далее отражаясь от него луч, попадал на залитую маслом квадратную дыру в центре комнаты, чтобы, уже отразившись от маслянистой глади осветить статую бога Солнца. Жрецы это называли явлением чуда божественного Солнца.

Короче говоря, ловкость рук и никакого мошенничества. Жрецы дурманят голову пастве, манипулируя их сознанием в своих, наверное, корыстных целях, паства получает надежду на что-то хорошее. Все рады, и все при своих интересах.

Но впрочем, это дела давно минувших дней, храм построили в первой половине первого века нашей эры.

Если историки не ошибаются, то возведением храма занимался армянский царь Трдат I (не путать с царем Трдатом III, который держал Григора Просветителя в темнице). Этот царь в своё время с дружеским визитом посетил Рим, там он и набрался эллинистических архитектурных идей.

Задумал царь построить крепость, выбрав для этого очень удачное место, которое господствует над прилегающей местностью, с трёх сторон защищено глубоким ущельем с непреступными склонами, и только со стороны равнины ограждённое крепостной стеной.

В крепости располагался дворцовый комплекс, с залом для приёмов и жилыми царскими покоями, бани, помещения для слуг и охранного гарнизона. Всё что надо для безмятежной царской жизни имелось.

Как утверждают все те же историки, армянские цари на протяжении веков, и в дохристианскую и в христианскую эпоху, очень любили там жить, особенно в летнее время года. Так что можно считать это летним царским дворцом.

Но не будем изображать историю комплекса Гарни в столь радужных тонах, бывало всякое. Самое неприятное событие случилось в 1679 году, когда мощное землетрясение разрушило почти все строения, а особенно сильно пострадал бывший языческий храм.

Его обломки разлетелись по всему ущелью реки Азат.

И только в середине 20-го века храм Гарни удалось восстановить, причём благодарность необходимо выразить не только профессиональным реставраторам, но и простым жителям, которые собирали части разрушенного здания по всем окрестным склонам.

Все составляющие храма, конечно, найти не удалось, без современных вставок здание было не восстановить. А так результат на лицо, древний языческий храм возвышается над глубоким ущельем, на радость туристам, получающих от увиденного эстетическое удовольствие, и на радость местных жителей, получающих с туристов малую долю. В общем, как и века назад, все рады, и все при своих интересах.

начало ранее

Источник публикации

Читайте также