Мятеж Пригожина – взгляд из Белоруссии

2

Мятеж Евгения Пригожина, ставший испытанием для России, не мог не оказать влияния на Белоруссию. В стране, которая позиционирует себя как военно-политического союзника Москвы, с замиранием сердца следили за событиями, разворачивающимися в РФ, а противники власти уже потирали руки в надежде использовать ситуацию в собственных интересах. Однако развязка оказалась для всех более чем неожиданной, оставив после себя вопросы, ответы на которые будут даваться ещё не один день. Более того, последствия мятежа сегодня ещё не полностью проявили себя и, с учётом ситуации в зоне проведения специальной военной операции (СВО) на Украине, могут оказать влияние на геополитическую обстановку в регионе в среднесрочной перспективе.

В причинах мятежа ещё предстоит полностью разобраться, однако стоит заметить, что сам по себе «пригожинский марш» многие не только на Украине, но и в среде белорусских «змагаров» восприняли в качестве представившегося шанса проявить себя. Особенно на фоне того, как изначально развивались события.

Совбез республики выступил с общим заявлением, где не поддержал мятежников, но был крайне осторожен в высказываниях. Было подчеркнуто, что «Белоруссия была и остается союзником России, полностью разделяющим цели и задачи СВО», которая является «вынужденной и оправданной миссией по защите русских людей в Донбассе». Отмечалось, что любая провокация и внутренний конфликт в военных и политических кругах России является подарком коллективному Западу, а потому «в это трудное время все, кто сегодня вовлечён в недопустимое противостояние внутри единого в своих целях воинского братства, нужны там, где решаются будущее славянского мира, судьба миллионов наших людей». В обращении также подчёркивалось, что «подобное тому, что происходит, не стоит тех последствий, тех потерь, к которым могут привести эмоциональные решения и противоправные действия». При этом отмечалось, что «на карту поставлены интересы народа, жизнь простых граждан, целостность России», а «белорусский народ всегда был и будет с Россией».

Государственные СМИ Белоруссии также лишь следили за развитием ситуации, стараясь не делать никаких резких заявлений. Да и выступление Александра Лукашенко 27 июня, который стал одним из главных действующих лиц в урегулировании ситуации, было ориентировано, прежде всего, на внутреннюю аудиторию. Как заявил белорусский лидер, ему и белорусам «было больно наблюдать за событиями, которые происходили на юге России». При этом он в очередной раз заявил о том, что происходившее было на руку врагам и Москвы, и Минска, а ситуацию хотели использовать в своих собственных целях «змагары», но у них «фальстарт произошёл». Более того, оказалось, что попытки так называемого полка имени Кастуся Калиновского двинуться в Белоруссию были пресечены украинскими властями, которые нуждаются в людских ресурсах в зоне СВО. «Насколько обезумели так называемые «калиновцы». Их же на фронт загнали, воюют. А тут услышали: в Белоруссии чуть ли не революция. Рванули оттуда, а заградотряды: «Назад, ребята, не вовремя»», – рассказал он и добавил, что когда все события разворачивались в России, он «отдал все распоряжения по приведению армии в полную боевую готовность». Причём Лукашенко отметил, что сегодня не стоит искать героев, хотя в реальности именно его действия стали решающими в разрешении конфликта. Это признали не только в Белоруссии, но и в России, а Владимир Путин лично поблагодарил белорусского лидера за помощь.

Необходимо отметить, что мятеж действительно мог быть использован «змагарами» для реализации давно вынашиваемого ими «Плана победы» (признан в Белоруссии экстремистским), который предусматривает организацию в республике вооружённого переворота, в том числе с использование иностранной военной силы. В частности, командир «калиновцев» Денис Прохоров сразу же обратился к белорусам и призвал граждан быть готовыми к «освобождению Белоруссии от диктатуры и оккупации». «Военные, резервисты, белорусы — ждите нашего сигнала. Время свободы приближается», — заявил он. Правда, ни тогда, ни позже никакого сигнала так и не было сделано, а после разрешения ситуации комментариев от «калиновцев» не последовало.

Не с меньшим пафосом выступили экс-кандидат в президенты Белоруссии Светлана Тихановская и её окружение. В своем видеообращение она призвала выгнать российских военных из Белоруссии. И объявила о создании «оперативного штаба», пригласив к участию в нём «представителей демократических структур, полка Калиновского и белорусских добровольцев».

Ещё дальше пошел представитель Тихановской Валерий Сахащик, который заявил: «Либо мы используем этот исторический шанс и станем преуспевающей европейской страной, либо мы потеряем всё». «Я хочу обратиться в первую очередь к белорусским военным… Военнослужащие 38-й отдельной десантно-штурмовой бригады Бреста и других воинских частей, настройтесь на нашу волну и оставайтесь на связи», – сказал он, по сути призвав белорусских военных к мятежу.

Подобных заявлений в последние дни было немало. Правда, в итоге ничего, кроме громких слов и «пугающих» видеороликов, белорусские «змагары» так и не решились сделать. И объяснение этому довольно простое – у них по-прежнему нет никакой серьёзной социальной базы в Белоруссии, а власть Лукашенко в стране прочна, как никогда. Более того, после того, как белорусский сумел переломить ситуацию с Пригожиным, его политический вес, как внутри Белоруссии, так и в регионе значительно вырос, а авторитет в среде силовиков и вовсе стал непререкаемым. При этом у белорусской оппозиции не получилось абсолютно ничего. Оказалось, что все заявления о скрытых ячейках в Белоруссии – не более, чем пустой звук, рассчитанный на выбивание западного финансирования. Проще говоря, белорусские «замагары» оказались не готовы к тому, о чем говорят уже не первый год, и теперь их шансы на «победу» над Лукашенко стали равны нулю. Об этом заявил и сам белорусский лидер, сообщив 27 июня, что «нам уже поступают со вчерашнего дня сигналы, что «наши беглые в осадке: «Беда, опять Батька выиграл (не знаю, в чём я выиграл), всё, нам труба…!». Правда, это не означает, что белорусские радикалы не попытаются снова использовать ситуацию вокруг «Вагнера», но теперь уже в связи с перемещением ЧВК на территорию республики.

В частности, именно змагар-каналы на протяжении последних нескольких дней сообщают о том, что подразделения уже переправляются в республику, и для них уже начали строить лагеря. При этом Лукашенко уже сообщил, что никаких лагерей в республике для ЧВК «Вагнер» не строится, «но если они захотят (я так понимаю, они смотрят отдельные территории), мы их разместим». «Мы им предложили одну из заброшенных частей. Пожалуйста — забор есть, все есть. Ставьте палатки. Чем можем, поможем. Пока определятся, чем им заниматься», – подчеркнул он.

Кроме того, «змагары» стремятся укоренить в сознании белорусского общества мысль, что ЧВК будет использована для нападения на Украину с севера, что должно повысить градус напряжённости в республике. Дополнительно ко всему, противники Лукашенко напоминают о скандале с людьми Пригожина накануне президентских выборов 2020 года, когда 32 члена ЧВК были задержаны в санатории «Белорусочка» под Минском, а еще один был арестован на юге страны. Тогда их обвиняли в подготовке мероприятий по дестабилизации обстановки в стране, хотя после разбирательства все претензии были сняты. Подобные заявления делаются сегодня исключительно для того, чтобы раскачать ситуацию внутри республики.

Не понимать этого в Минске, конечно, не могут, а потому Лукашенко уже успел не только рассказать о том, как вел переговоры с Пригожиным, но и прокомментировать все слухи относительно появления в стране «вагнеров». По его словам, их «бояться их нечего», так как белорусские власти «ухо востро держат». При этом, как заметил Лукашенко, в Минске понимают, что опыт «Вагнера» может быть очень полезен стране. «Если их командиры приедут к нам и помогут нам… расскажут нам, что сейчас важно…, расскажут про оружие: какое хорошо работало, какое нет, и тактика, и вооружение, и как наступать, как обороняться. Это бесценно», – заявил белорусский лидер, подчеркнув, что «именно это нам от вагнеровцев надо взять».

Ситуация показала, что Белоруссию и Россию сегодня связывают уже не только экономика и политика, но и сфера национальной безопасности. По сути, стало окончательно понятно, что у двух стран в настоящее время образовалось единое оборонное пространство и защищать его, как от внешних, так и внутренних врагов, Минску и Москву нужно только сообща.

Ссылка на источник
Читайте также

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here
Перетащите ползунок, чтобы вставить комментарий