Каждому, кто хоть раз спускался из Иерусалима к Мёртвому морю, наверняка запомнилась эта дорога. На картах, она значится под номером 1. Начинается на берегу Средиземного моря в Тель-Авиве, через 65км поднимается в Иерусалим, до высоты 800м над уровнем моря, и затем ещё через 30км, оказывается на берегу Мёртвого моря, в самом низкорасположенном месте нашей планеты – (430м ниже уровня Мирового океана). Тем самым пересекая Израиль от его западной, до восточной границы. На выходе из Иерусалима, обогнув гору Скопус, дорога стремится вниз, меж выжженных солнцем холмов Иудейской пустыни.
А примерно через 20км, можно увидеть 3 дорожных указателя влево. Белый (такими в Израиле обозначают населённые пункты) «Mizpe Yeriho», и два коричневых (обозначающих туристические аттракции) «Vadi Qelt» и «St. George».
Снимок из Google maps
Выехав с дороги по этим указателям, оказываемся у развилки. Вправо – въезд в посёлок религиозных сионистов Мицпе Ерихо («Наблюдающий за Иерихоном» (иврит)). Влево идёт узкая, но асфальтированная дорога. Это старая дорога в Иерихон, город, возраст которого по оценкам археологов более 7 тысяч лет. Дорога петляет по пустыне. Кое-где между горами, далеко внизу, видна долина реки Иордан, город Иерихон, Мёртвое море, и горы Иордании на противоположной его стороне. Километра через четыре, то тут, то там, на скалах начинают попадаться большие чёрные кресты, возвещающие путника о том, что он на правильном пути, и монастырь близко. Еще через километр, дорога выводит нас к арке-воротам из белого камня, с крестом наверху.
Если до этого места можно было ехать на машине, дальше путь продолжается только пешком. Правда, пешей прогулке есть альтернатива. Желающие, могут ехать верхом на осликах, бойко предлагаемых местными бедуинами, которых здесь обычно не мало.
Они же достаточно навязчиво продают сувениры. Всевозможные украшения, бедуинские платки и т.п.
Пройдя через ворота, дорога сразу начинает спуск вниз.
Это и есть ущелье Вади Кельт.
Когда-то здесь случился тектонический разлом. Затем за многие и многие годы, ущелье углубляли потоки воды, стекающие с окрестностей Иерусалима, к Мёртвому морю. Напомню, перепад высоты в 1.2 км на расстоянии в около 30 км. По дну ущелья протекает ручей Прат, который полностью пересыхает летом. Но сейчас, в конце зимы он вполне полноводен.
Название этого ручья на иврите полностью совпадает с названием одной из двух великих рек Месопотамии – Евфрата (вторая — Тигр, на иврите «ХидЭкель»). Это совпадение послужило причиной путаницы в переводах некоторых глав Святого писания, где говориться, что некто «спустился к Прату», и в этих переводах персонаж отправился в далёкую Месопотамию. В 1967 году, эта местность была объявлена природным заповедником «Нахаль Прат».
По южной стороне ущелья, проходит канал, несущий воду из источников, что невдалеке от Иерусалима, к Иерихону.
Первый акведук здесь был построен еще при Хасмонеях – во II веке до н.э. Но и сегодня этот канал полон воды. Бедуины дают здесь своим осликам утолить жажду. Как сказал мне этот: «Заправка топливом!».
Но вот из-за очередного поворота, появилась главная цель нашего путешествия – Монастырь св. Георгия Хозевита.
Один из древнейших христианских монастырей в мире. Вообще первые монастыри, в христианстве появились именно в этих краях. Люди, желающие максимально приблизится Господу, в подражание ветхозаветным иудейским пророкам, уединялись в пустыне, в пещерах. Уже во II веке н.э. на этом месте жили первые монахи.
На обрывах Вади Кельт таких пещер не мало. Здесь же, когда-то появилось и разделение монастырей на разные виды. Слово «лавра», сегодня обозначающее большие и важнейшие монастыри, когда-то было взято из греческого языка, и обозначало тропинку между соседними пещерами-кельями.
дерево дикого инжира
Чуть позднее появился и другой вид монастырей – киновия. Это монастырь общежитского типа. В киновии монахи вели общее хозяйство, обеспечивая каждого её монаха всем необходимым. По большому счёту – колхоз. Вот как раз киновией и является монастырь Георгия Хозевита.
Начало ему, положил в 5 веке, пришедший из Египта монах Иоан, прозванный, по древнему названию этого места – Хозевит. Он поселился в пещере, где, согласно преданию, когда–то, около 3 лет жил пророк Илиягу (Илия, Илья), скрывавшийся здесь от гнева царицы Изавели. При этом пищу ему приносил посланный Богом ворон.
Другое предание говорит о том, что именно сюда приходил благочестивый Иоаким, молить Господа даровать ему и его жене Анне ребёнка. После чего у них родилась дочка, которую нарекли Марией. Ей было суждено стать Богоматерью.
Особого расцвета монастырь достиг при Георгии Хозевите. Выходец с Кипра, он жил в этом месте в конце VI – начале VII века. Вначале простым монахом, потом настоятелем. Он прославился своим аскетизмом и праведным образом жизни. В 614 году монастырь был захвачен персами, и разрушен. Многие монахи были убиты. Другие бежали. И только Георгий остался жить на этом месте. Предполагают, что персы пощадили его, из-за очень измождённого вида.
Затем Георгий прилагал усилия для возрождения обители. Но в дальнейшем после прихода в эти края арабов, монастырь пришёл в упадок. Попытка восстановления была предпринята при крестоносцах, в XII веке. Однако в конце XII века, христианская власть крестоносцев, вновь сменилась мусульманами — мамелюками. И только в XIX веке, греческий монах Калинник, в сотрудничестве с известным в этих местах французским востоковедом и археологом Шарлем Клермон-Ганно начинает проводить здесь археологические раскопки и понемногу восстанавливать монастырь. К 1901 году обитель была полностью восстановлена. На сегодняшний день здесь постоянно проживает 10 монахов.
Сегодня монастырь открыт для свободного посещения ежедневно с 9:00 до 13:00. Всем гостям монахи предлагают угощение в виде печенья и некоего подобия кофе.
С балкона открывается потрясающий вид на ущелье.
Главная церковь монастыря освящена во имя Рождества Пресвятой Богородицы.
Здесь выставлены раки с мощами (черепами и бедренными костями), приписываемыми св. Иоанну и Георгию Хозевитам. А так же стеклянная рака с нетленными мощами Иоанна Румынского (первая половина XX века).
На полу можно видеть фрагмент старой — византийской мозаики.
Росписи стен и сводов церкви выполнены в XX веке русским монахом Дионисием. Иконостас, тоже XX века, кроме царских врат. Они византийские, XII века. Много легенд существует об образе Богоматери, список которой находится в церкви. Одна из легенд рассказывает о том, что именно благодаря этой иконе, сегодня, женщины также могут посещать этот монастырь. Раньше их туда не пускали. Пока одна настойчивая посетительница (в некоторых вариантах легенды – жена византийского императора), не заявила, что пришла сюда по приглашению самой Богоматери. Якобы та, явившись ей, сказала: «Как это, ты, всех обошла, а ко мне в гости нее заглянула». С тех пор гендерное неравноправие было устранено.
В одном из помещений монастыря можно увидеть маленькую экспозицию старинной утвари. И даже печатный станок.
На верхнем ярусе находится пещера пророка Илии.
А на нижнем – монастырское кладбище.
Желающие посетить монастырь, могу сделать это одним из двух способов. Для тех, кто на автомобиле, всё очень просто. По дороге №1, от Иерусалима, примерно 20 км до указателя на Mizpe Yeriho. Дальше по левому ответвлению местной дороги. И на следующей развилке направо. Примерно через 4-5 км вы на месте.
Не имеющие в своём распоряжении автомобиля, могут доехать до Мицпе Ерихо, с центральной автостанции Иерусалима, на автобусе № 216, компании «ЭГЕД» (Иерусалим – Мицпе Ерихо). Эта линия выходит из Иерусалима, в районе каждого ровного нечётного часа (7, 9, 11 и т.д.). Обратный автобус из Мицпе Ерихо выходит около каждого чётного часа. Цена билета – 9.1 шекеля. Время в пути около 50 минут. А дальше порядка 5 км пешком. Есть еще и автобусы маршрутов 946, 943, 941, но они делают всего по 1-2 рейса в день, поэтому на них рассчитывать не стоит.
ВАЖНО!!! При выборе пешего маршрута ОБЯЗАТЕЛЬНО!!! ЗАПАСИТЕСЬ ДОСТАТОЧНЫМ КОЛИЧЕСТВОМ ВОДЫ!!! Ведь путь пусть и не далёкий, но пролегает по пустыне. А там с водой не шутят.
И еще одна ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ДАМ. Еще с год назад можно было свободно посещать монастырь в брюках. Сегодня женщинам разрешается вход туда только в юбках (либо каком-то их подобии). За этим внимательно следит находящийся у входа монах-привратник. А в отличие от других монастырей, где на входе предлагаются косынки- юбки, здесь этого просто нет.