Минск пешеходный. Тракторозаводской поселок — послевоенный неоклассицизм

80

Небольшое вступление.

Очень рад, что мне очень повезло однажды попасть на пешеходную экскурсию, которую проводил великолепный рассказчик, большой знаток истории Беларуси, настоящий профессионал — не побоюсь такой характеристики, Иван Сацукевич

— исследовать урбанистики и топонимики Минска, историк по образованию и аттестованный экскурсовод.

Самой первой такой прогулкой по Минску, еще в 2016 году, был выход в Верхний город, в поисках Менска старажiтнага, времен Великого Княжества Литовского, Русского и Жемойтского.

Затем мы прогулялись от одного из символов нашего города Минских Ворот, чтобы увидеть следы Минска дореволюционного.

Были еще походы по улицам, о которых всё никак не расскажу здесь, увы…

Ну, и вот теперь эта — по Тракторозаводскому поселку, по Минску советскому, послевоенному.

Минск советских времен — на самом деле, весьма и весьма индустриальный город. Огромные заводы — автомобильный МАЗ, тракторный МТЗ,

«Горизонт», производящий в том числе и телевизоры, МЗКТ — Минский завод колесных тягачей, на шасси которого передвигаются, например, мобильные стратегические ракетные установки, БелОМО — оптико-механическое производство, Минский подшипниковый завод, часовой завод «Луч», предприятия «Планар», «Агат», «Интеграл», под завязку занятые оборонными заказами и для прикрытия выпускавшие небольшое количество мирной продукции, например на «Интеграле» в 1973 году появились первые советские электронные наручные часы. В Минске на заводе им. Орджоникидзе производились одни из первых советских ЭВМ. Навскидку и очень кратко перечислил высокотехнологичные предприятия, входившие в число крупнейших в СССР, на которых трудились десятки тысяч работников. К этому можно добавить еще большое количество самых разнообразных промышленных предприятий уже меньшего масштаба. Однако, несомненно, Минский тракторный завод, как и Минский автомобильный завод, даже на таком фоне решительно выделяются своими масштабами, а главное подходами руководства СССР и БССР к их созданию сразу же после войны.

Отсюда, от проходной Тракторного завода и площадки перед зданиями заводоуправления мы и начали свою прогулку.

Ничего не напоминает? Еще одни «Минские ворота». Не поверите, за четверть века жизни в любимом Минске я ни разу здесь не был!

Здесь обширная парковка, хотя не сомневаюсь, что в рабочее время там не протолкнуться. Рядом слева здание Минского машиностроительного колледжа

Правее Музей МТЗ, говорят очень интересный

Перед ним открытая площадка с образцами тракторов самых различных периодов производства. И вот такие скульптуры

Грабарь. Основное средство доставки грузов в период строительства.

А еще вот этот памятник

Кто помнит знаменитую советскую трактористку 30-х годов? Паша (Прасковья) Ангелина гремела по всей стране!

Здесь же, тихий и уютный в вечерние уже часы, сквер МТЗ с замечательным детским городком, а также со стендами о достижениях завода.

Немного истории.

Решение о подготовке площадки для крупного производства, на территории которого вот уже более 70 лет располагается Тракторный завод, было принято руководством СССР еще в конце 30-х годов. Тогда это место было в 3-х километрах от городской черты, среди лесного массива. Построить планировали… авиационный завод! «Сталинские соколы» могли летать на бомбардировщиках (по другим источникам истребителях), созданных в Минске. В духе того времени в короткие сроки, ударными темпами, в первую очередь усилиями зеков-рабочих от всесоюзного «наркомата экономического развития» под названием НКВД, были возведены цеха, завезено необходимое оборудование, подготовлены подъездные пути и даже взлетно-посадочная полоса, но началась война и Минск уже 27 июня 1941 года был захвачен немцами. О возможности эвакуации промышленных предприятий речи уже не шло. Организовано вывезли только партийных работников, сотрудников НКВД и их семьи, а архивы, действующие заводы и фабрики, промышленное оборудование, огромные запасы материальных ценностей, вооружений и боеприпасов достались врагу.

Оккупанты оперативно оценили трофейное имущество и приняли меры к восстановлению работы множества предприятий, в том числе и незавершенного авиационного завода. Здесь из машинокомплектов собирались вроде как «Мессершмитты» и прямиком отправлялись на фронт. Для работы на заводе немцы привлекли советских военнопленных и даже создали второе еврейское гетто в Минске, о чем малоизвестно, кстати. На появление сборочного производства немецких истребителей быстро обратила внимание советская разведка и доблестная бомбардировочная авиация РККА чуть ли не с 1943 года приняла все меры для того, чтобы разгромить его всеми доступными средствами. Аналогичные решительные меры принимались и к другим промышленным объектам в Минске, к сожалению, заодно и к жилым застройкам. Факт остается фактом, разрушен был Минск в немалой степени и усилиями советских войск. Думаю, надо помнить, что война была не на жизнь, а на смерть и я не намерен даже близко осуждать подобные действия.

После освобождения столицы Белоруссии в июле 1944 года, предполагалось всё-таки восстановить авиационное производство, однако фронт уверенно уходил на запад и руководство СССР уже с 1944 года дальновидно вовсю задумывалось о мирной послевоенной жизни. Что было необходимо в первую очередь после столь разрушительной войны? Накормить разоренную страну, восстановить промышленность, строить, строить и строить. Поэтому, наверное и было принято решение о возведении мощного мирного, гражданского производства, а именно тракторного завода. Трактор это прежде всего тягловая сила и в сельском, и в строительном, да и любом ином хозяйстве. Можно сколько угодно иронизировать о гигантомании СССР, но, на мой взгляд, надо отдать должное: ответственные люди в соответствующих организациях подошли к этим вопросам действительно ответственно. Толково и мудро, думая на десятилетия вперед, благодаря чему и дали огромный импульс для рывка нашей страны, продолжавшийся вплоть до начала 80-х. Восстановление разрушенного в короткие сроки, «ядерный щит», космос и многое другое, потребовавшее неимоверных затрат и усилий для наших дедов-бабушек, отцов-матерей — звенья одной цепи, низкий им всем поклон!

Уже 26 мая 1946 года, через год после Победы, когда Минск еще даже не очистили от руин, был основан Минский тракторный завод. Подход советских проектировщиков и конструкторов тех времен отличался основательностью:

— определены размеры территории предприятия 2,5×1,5 км на достаточно ровной площадке, завод должен был стать крупнейшим в СССР, может даже и в мире. Такими его размеры остаются и поныне.

Правда город за это время немного вырос. Раз в 10–15 где-то и сейчас можно смело сказать, что завод значительно ближе к центру, чем к кольцевой:)))

— наличие литейного производства с выбросами отработанных газов со специфическими запахами, требуют учета розы ветров, присутствия зеленой санитарной зоны, иных защитных мероприятий. Все было сделано именно так, хотя зеленая зона закономерно поредела за 70 лет, но там, где вдоль завода можно таки попасть в зону поражения, жилье не строится.

— создание условий для проживания работников и их удобной доставки на место работы Вот так возник социальный городок, поселок Тракторного завода и появилась трамвайная ветка из города длиной более 3 км еще в 1946 году

Если убрать слева современное здание СОК (спортивно-оздоровительного комплекса) МТЗ, то картинка из 60-х выглядела бы скорее всего именно так

Улица, проходящая вдоль фасада МТЗ сразу после войны называлась Межзаводской, поскольку немного дальше был отстроен еще один промышленный гигант — Минский автозавод МАЗ. Затем в 60-х, городские власти вернули некоторые исторические названия улиц, так на карте города вновь появилась улица Долгобродская, известная еще в начале ХХ века по наименованию одного из минских предместий — Долгий Брод. Однако чуть позже ее участок ближе к центру города был назван улицей Козлова, в честь Героя Советского Союза, участника партизанского движения, видного советского деятеля. В результате в речи минчан четко утвердилось название «Козлобродская» объединяющее воедино эту значимую артерию города.

Сейчас возле главной проходной завода имеется и станция метро, открытая в 1990 году.

Станция метро «Тракторный завод»

Очень легко догадаться какое у нее название. Конечно же «Тракторный завод».

Отмечу одно — МТЗ реально громадный промышленный объект, строительство его фактически началось с расчистки завалов и руин, т. е. даже не с нуля, а можно сказать с отрицательной величины, но уже в 1949 году здесь был собран первый опытный образец колесного трактора, затем в конце 1950 года запущен в серию уже гусеничный, а в 1953 был начался выпуск первого серийного колесного трактора МТЗ-2

Вот такие дела!

Более подробная информация о сегодняшнем дне МТЗ, его продукции, месте в мире — здесь. Я не буду повторять победные реляции нынешних штатных пропагандистов, давайте лучше обратим внимание, как раз на тот район города, который назвали «соцгородком» Тракторного завода и который строился изначально для работников этого замечательного предприятия.

Дедушка с бабушкой моей жены с победного 1945 года жили в Минске. Переселились из деревни с 6-ю детьми, впоследствии появилось еще 4-е. Первое место жительства — землянка. Самая натуральная, согласно всем фронтовым и партизанским традициям. Друзья, повторю еще раз — 6(!) детей, а вскоре и 7. В землянке. Её дед выкопал сам, вместе с соседями. Копал потом подобное «жилье» и тем же соседям. Куда деваться, если город выглядел вот так

Фото из Интернета, источник мне неизвестен

Так что вопрос с жильем стоял острое острого. Думать было не о чем, одновременно с цехами завода начали возводить и жилые дома. Да-да, прямо с 1946 года.

Один из первых домов "соцгородка" МТЗ. На фасаде "1947" как год постройки, но начало строительства — 1946 год.

Хотя нет, сначала-то был создан лагерь для военнопленных (кроме немцев были еще итальянцы, венгры, румыны) на 2200 человек, первых строителей МТЗ. Это чуть проще и значительно быстрее. Замечал не раз здесь и абсолютно убежден -привлечение к восстановлению разрушенного бывших оккупантов совершенно оправдано и справедливо. Легко уточнить нормы питания для пленных, условия их содержания, уровень смертности в наших лагерях и сравнить хоть с ситуацией с советскими пленными у немцев, хоть с собственными зеками на Колыме, а главное с положением советских людей в части норм питания во время и сразу после войны. Цифры потрясают!

Затем были созданы временные деревянные бараки для работников и параллельно возводилось постоянное жильё. Бараки как бараки — длинный коридор, вода и удобства на улице, печки, дрова и уголь. Ни один из них, на счастье, не сохранился еще с середины 60-х.

Сразу же, строго по плану и графику, в соответствии с существовавшими санитарно-гигиеническими нормами той эпохи, еще с началом возведения жилого появилась инфраструктура:

— прачечная

Прачечная

баня, столовые, детский сад, вот этот

ну, прямо дворец для детей! Здание, на счастье сохранилось и поныне, хотя сейчас там совсем иные хозяева. Что поделать, в лихие 90-е МТЗ, на балансе которого осталось огромное вспомогательное хозяйство, вынужденно избавлялся от излишков. Впрочем, вот он детский сад чуть более современный

Детский сад

слов нет, все очень прилично и достойно.

Без школы в СССР обходились разве что хутора, да мелкие деревеньки. Вот вам школа во всей красе

Средняя Школа № 22

Храм науки! Интересно, что СШ № 1 в Гродно, которую я закончил, построена по тому же самому проекту. Что я родную школу не узнаю сразу? Аж, как-то защемило от ностальгии:)))

Несомненно, в числе первых появилось и отделение милиции, ныне Партизанский РУВД, (снимать его я не стал во избежание разного рода недоразумений), причем на боковой улице, где практиченски нет жилья, и военкомат (это святое) и спортивные площадки,

Спортивная площадка

и категорически обязательный Дом культуры/кинотеатр. Позднее, уже в самом начале 70-х было возведено нынешнее здание Дворца культуры МТЗ. Здесь же примыкает к нему небольшой сквер Содружество, с памятником от казахстанского народа.

Дворец культуры Минского тракторного завода

Проект полностью повторяет здание Минской филармонии, ясное дело, кроме фасада. По второй фотографии слайда легко убедиться, что именно так. Ну, а кто был внутри и там и там, согласятся с таким утверждением.

Вызывает уважение такие подходы, не правда ли?

Ясное дело, о церкви в те времена не позаботились, она стала возводиться здесь только в XXI веке

Строящаяся церковь в честь Рождества Иоанна Предтечи

Обещают, что до открытия церкви Иоанна-Предтечи осталось недолго. Для строительства был снесен один из домов той исторической застройки.

Жилой поселок

Надо отметить, что начиналось строительство поселка не совсем на пустом месте. Здесь, еще до начала создания авиационного завода располагалась воинская часть, был нормальный военный городок, казармы, штаб, как без него!

Много лет это здание было на реконструкции, многое изменилось в нем, по сравнению с первоначальным, но в основе своей — это редкая для Минска довоенная постройка. Есть здесь и еще одно здание в память о тех временах:

Типичный образец довоенной постройки в стиле конструктивизма

Жилой дом, который был ДОСом (Дом офицерского состава). Характерный, безошибочный элемент, относящийся к довоенному стилю конструктивизма — застекленный полностью лестничный проем в обрамлении колонн.

Над проектами восстановления Минска, а точнее возведения его вновь, практически с нуля, трудилось множество архитекторов и проектных организаций. В создании Тракторозаводского поселка часто выделяют имя Зиновия Розенфельда. Вот его визитная карточка

Посейдон и нимфы. Основные его проекты, кстати, возведены в Москве.

С чего начинал коллектив создателей? С планировки 13-ти жилых кварталов, прокладки улиц, скверов, расположения объектов той самой инфраструктуры.

Кольцевая развязка уже много лет пешеходного Бульвара Тракторостроителей, улиц О.Кошевого и Грицавца

Многие (и я в том числе) считают, что в Минске до этого года не было пешеходной улицы. Оказывается есть и уже немало лет, это Бульвар Тракторостроителей. С него и начался жилой поселок. Продолжается бульвар улицей Олега Кошевого, которая в основной своей части больше напоминает бульвар, а примыкает к нему вторая часть всё той же улицы Кошевого и улица Грицавца

Улица Олега Кошевого. На заднем плане здание общежития МТЗ начала 70-х годов. Вот таким образом завершили перспективу.

Думаю, названия улиц: Стахановская, Грицавца, Буденного, Чеботарева, Клумова вполне объяснимы — это имена героев войны и видных советских деятелей. Топонимика Минска перегружена ими с избытком…

Война многому научила. К тому же после речи Черчилля в Фултоне, Советскому Союзу расслабляться не приходилось. Помнили и думали о вопросах обороны.

Угол улиц О.Кошевого и Клумова

В Минске немало послевоенных построек с башнями и шпилями.

Это не случайно. Не только внешняя эстетика. Там, наверху, легко развернуть пункт ВНОС (воздушное наблюдение, оповещение и связь) войск ПВО. Все послевоенные жилые застройки в обязательном порядке имеют подвалы. До поры до времени ими пользуются жители, в нужный момент этот подвал станет бомбоубежищем. Всё всем вполне знакомо, конечно же. Только в послевоенные годы не забывали еще о вентилляции

Творчески оформленная шахта воздуховода бомбоубежища на детской площадке по ул. О.Кошевого

Кроме того, планировка улиц и расстановка отдельно стоящих зданий (строили очень добротно, толщина стен приличная) позволяла неплохо использовать их как оборонительный комплекс.

Ну, а мы давайте, наконец, прогуляемся по поселку. Чуть левее от Бульвара улица Грицавца. Вот она, классика жанра, как говорится:

Четырехэтажка, арка, лепнина. Подобных домов в Минске было отстроено несколько, причем не только на тогда Сталинском проспекте, ныне проспекте Независимости.

А эта красота?

Не только дьявол кроется в деталях:)))

Советский послевоенный неоклассицизм, пусть, в данном случае и не в монументальной форме.

Обратите внимание на слухое окошко. Эти двухэтажки (всего 16 домов, если не ошибаюсь), 4-х и 8-ми квартирные строились самыми первыми, с 1946 года. Да, небольшие и не очень многим «светило» вселиться туда, только самым-самым: передовикам производства, орденоносцам фронтовикам и т. д., но тем не менее.

Дальше — больше. И дома повыше

Легко понять, что ремонт или может даже реконструкцию в этих зданиях уже провели, потому что в «оригинале», без ремонта, вид у них еще тот

Здание ждет реконструкции.

Мы двинулись дальше вглубь кварталов поселка. Когда-то здесь некоторое время жили мои родители и я вспоминал дорожки, по которым мы бродили с детьми, а наша группа под чутким руководством гида искала нетронутые следы послевоенного стиля.

Немного забавно и даже грустно увидеть этих мишек с бочкой меда. Малая архитектурная форма!

Еще раз полюбовались на ул. О.Кошевого

и плавненько перешли к более поздней застройке.

К середине 50-х годов стало понятно, что жилищное строительство требует рывка и резкого увеличения ввода в строй пресловутых жилых метров. Так и возникла идея панельного домостроительства, которое в короткие сроки было претворено в жизнь. Да-да, те самые «хрущевки», хорошо знакомые очень многим. Однако, здесь в Минске и в частности в Тракторозаводском поселке были обкатаны первоначально проекты таких домов, но выполненные в кирпиче и в 4 этажа.

Внутри всё также: компактная жилплощадь, 5–6 кв.м для кухни, проходные комнаты, совмещенный санузел. Таких зданий конца 50-х годов в поселке несколько. А дальше понеслось по полной: уплотнение жилого района 60-х годов, вот такие панельные дома самой массовой серии

«Хрущевка» раннего проекта, крыша является потолком для квартир последнего этажа.

Как пояснил Иван Сацукевич, жить под такой кровлей жарким летом можно, но… В общем думаю понятно. К началу 70-х годов вывод архитекторы сделали

«Хрущевка», которую уже называли «Брежневской» проекта уже 60-х годов. Появился полуметровый техэтаж.

Видите, здесь есть уже и техэтаж. По форме и внутреннему содержанию практически без изменений, разве что санузлы стали раздельными.

80–90 е годы почти не оставили след в архитектуре Тракторозаводском поселке. Разве что появилось кафе

Да немного облагородили Дом быта

Объект бытового обслуживания

Прогулка по улицам и дворам шла на одном дыхании.

Ну, посмотрите на такое чудо

Правда, там чуть дальше вот так

Хм… Цветы на балкончик будем устанавливать снаружи?

Естественно мы не могли не обратить на себя внимание местных жителей. Помню подошла одна женщина: «У вас экскурсия?», да, говорю, «На беларуской мове?» — ну, громкоговоритель Ивана, пусть и компактный, слышно хорошо. Всё не могла поверить, что мы из Минска. «Вы никогда тут не бывали?». Бывали и не раз, но не в качестве пытливых туристов, внимающих умному гиду!

Вообще, на самом деле, в этом районе города нет никаких проблем с парковками. Масса свободного места. Не смотря на относительную близость шумных магистралей — Партизанского проспекта, той же Долгобродской, здесь очень тихо, зелено. Удивительно, ведь рядом промышленный гигант, но дышится легко и свободно, вот вам и учет розы ветров при строительстве!

Надо понимать, длительное время это был, скажем так, чисто пролетарский жилой район. С тех самых послевоенных лет криминогенная обстановка тут оставляла желать лучшего. Помните, как у В.Высоцкого?

«… А в подвалах и полуподвалах
Ребятишкам хотелось под танки
Не досталось им даже по пуле,
В ремеслухе, живи, не тужи.
Не дерзнуть, не рискнуть, но рискнули-
Из напильников сделать ножи…»
Еще бы, воспитание военной героики и романтики происходило не только по школьным программам или литературе. Вот они, рядом отцы и старшие братья, прошедшие войну, выжившие и не сильно распростроняющиеся о ее жуткой, суровой стороне…

«… И вот ушли романтики, из подворотен ворами…»

Помню в подъезде у родителей, где не было еще замков и домофонов видел и шприцы, физиономии откровенно уркоганского вида, да и брести по темноте к метро или остановке надо было проявляя бдительность. Всё, говорят, решительно изменилось за последние 10–15 лет, а местные жители, вступая в рассказ Ивана, решительно поддерживали эти тезисы, заявляя, что никуда не хотели были выехать из этого района.

Замечу, что тут сохранилась какая-то аура, обстановка прошлых времен, хорошо знакомая мен с детства

Во дворе мужчины забивают козла, ну, может и по пять капель приняли. Не кричат, матом не кроют, рядом гуляют дети и их родители, все спокойно и доброжелательно. Даже нам помахали рукой.

Золотые слова сказал нам по финалу Иван:

— Ребята, это наше наследие. Самое что ни на есть культурное и историческое. Нигде больше, чтобы вот так компактно и не тронуто, такого нет. У СССР хватало «черного», но ведь очень даже немало было и «белого». В этих условиях, которые вы видели здесь, выросли поколения людей, нам обязательно надо сохранить вот такой образец советского прошлого для наших детей и внуков!»

И ведь не зря сказал! Нынче, это немаленькое «пятно», удобное по коммуникациям, расположенное близко к центру — лакомный кусок недвижимости, для тех, кому та история пустой звук. Часть поселка успели снести

Участок снесенных домов

Вроде как совсем аварийные дома там были. А ремонт делать дорого и муторно, причем дивидендов он не принесет…

Пусть живет и дальше этот осколок неоклассицизма времен СССР

Источник публикации

Читайте также

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here
Перетащите ползунок, чтобы вставить комментарий