Масштаб коррупции в России оказался на уровне папуасов

16

Хочется вновь продолжить популярный в сети  #10yearschallenge и остановиться на индексе восприятия коррупции, который рассчитывает ежегодно Transparency International. Как изменилось место России за 10 лет?

Только 138-е

Сколько бы ни боролись в России с коррупцией, толку всё нет, а масштабы всё хуже. Об этом в очередной раз свидетельствует известный международный рейтинг.

Transparency International опубликовало исследование “Индекс восприятия коррупции за 2018 год (Corruption Perception Index)”. Россия заняла 138 место из 180 и набрала 28 баллов из 100. Ровно столько же баллов набрали в Папуа-Новой Гвинее, Гвинее, Ливане, Иране и Мексике.

Рейтинг составляется на основании опросов экспертов, предпринимателей, проведенных независимыми организациями по всему миру, начиная с 1995 года. Страны ранжируются по шкале от 0 до 100 баллов, и чем ниже балл, тем хуже восприятие коррупции в каждой конкретной стране.

Эксперты объяснили, что проблемы с коррупцией связаны с тем, что демократические институты зачастую подменяются их имитацией. Снижение России в рейтинге произошло из-за слабых политических и гражданских прав, а также неэффективной системы сдержек и противовесов.

Низкий балл отражает отсутствие доверия среди экспертов и предпринимателей в способности правительства обеспечить устойчивые меры по борьбе с коррупцией, пишут авторы.

Так называемый “блат” остаётся краеугольным камнем российских социальных и политических процессов. Независимые СМИ редки, как и независимые НПО, которые часто заменяются организациями, созданными и финансируемыми правительством. Кроме того, судебная система не является беспристрастной, поскольку суды налагают большие штрафы на независимые организации, чтобы привести их в соответствие с повесткой правительства.

   

Например, в 2018 году, Владимир Литвиненко, ректор Санкт-Петербургского Горного университета и предыдущий научный руководитель президента Владимира Путина, подал в суд на Трансперенси Интернешнл-Р (Россия), за публикацию расследования по факту нецелевого использования государственных средств. Суд вынес решение в пользу г-на Литвиненко, заключив, что, хотя расследование TI-Russia представило фактические доказательства, оно также нанесло ущерб репутации г-на Литвиненко, разоблачив его нецелевое использование государственных средств, и за это глава TI-Russia был оштрафован на миллион рублей.

TI-Russia успешно собрала менее чем за неделю один миллион рублей на оплату штрафа, наложенного судом, во многом благодаря сотням онлайн-пожертвований российских граждан.

Подписи под международными соглашениями, такими как “Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию” наряду с обязательствами 2016 года по противодействию коррупции на высшем уровне, создают лишь иллюзию прогресса в России, не приносят реальных результатов.

А как менялось наше место за 10 лет?

В рейтинге восприятия коррупции мы никогда не поднимались даже до 100-ой строчки. Как меняется ситуация со временем, особенно в последние пять лет можно увидеть на графике.

Конечно, стоит сказать, что и методика подсчета показателей у организации не раз менялась, как и состав стран участников. Однако не трудно заметить, что для такой крупной страны как России с годами ситуация почти не меняется. В 2008 году мы находились на 147 строчке из 180 стран. Столько же баллов, сколько и у нас в далеком 2008 году набрали Бангладеш и Кения. Сейчас они отстают не намного – Бангладеш занимает 149 место и имеет 26 баллов, а Кения – 144 место и 27 баллов.

Зато за те же самые десять лет нас успели значительно обогнать страны, которые в 2008 году были позади нас.

Так, например, в 2008 году на 151 строчке находилась Беларусь. За десять лет она прыгнула в рейтинге до 70 места, разделив его с Сенегалом, Ямайкой и Соломоновыми островами. Значительно улучшили свои позиции Эквадор (со 141 места на 114) и Лаос (151 место до 132). Чуть лучше стала ситуация даже в Киргизии – со 166 места она поднялась до 132 места.

Это означает, что в этих государствах ситуация с коррупцией стала чуть лучше по мнению тех, кто участвовал в опросе.

Что надо менять?

Авторы исследования также отметили, что нужно сделать, чтобы ситуация на постсоветском пространстве и, в частности, в России стала хоть чуть-чуть лучше.

  • Дополнить антикоррупционное законодательство нормами, регулирующими лоббирование, раскрытие бенефициарных собственников активов и защиту заявителей о коррупции. Ратифицировать Конвенцию Совета Европы о гражданско-правовой ответственности за коррупцию и принять соответствующие поправки в национальное законодательство.
  • Исполнять обязательства в рамках международного антикоррупционного права, включая рекомендации Группы государств по борьбе с коррупцией (ГРЕКО). Реализовать меры по возвращению активов, украденных посредством коррупционной деятельности, и расследованию трансграничных финансовых преступлений.
  • Повысить независимость избирательных комиссий, минимизировать влияние органов исполнительной власти на процесс их формирования.
  • Разработать методические рекомендации и материалы для преподавателей университетов и учителей в школе, чтобы дать им применимые инструменты антикоррупционного образования. Научить учителей и преподавателей их применять.
  • Не применять экономические, организационные, законодательные и информационные меры, ограничивающие гражданское общество и журналистов. За последние два года набор этих мер пополнился массовыми «ликвидационными» штрафами и компенсациями, которые ставят под угрозу существование независимых СМИ, антикоррупционных организаций и гражданских объединений. Вместо этого – более активно и охотно реагировать на расследования журналистов и активистов, касающиеся публичных должностных лиц.
  • Ограничить роль государства в тех сферах общественной жизни, которые могут развиваться сами. Примеры излишнего присутствия государства, приводящего к коррупционным практикам, можно найти в наших публикациях, посвященных госзакупкам или госпредприятиям.
  • Противодействовать возникновению и функционированию неформальных общественных институтов, которые заменяют собой институты формальные, но распределяют ресурсы, полномочия и бюджеты по своему усмотрению, непрозрачно и не подотчетно.
  • Открывать больше данных на всех уровнях.

 

Дайджесты новостей, аналитика, обзоры законов в Telegram

@GROSHBLOG

 

Загрузка…


Источник публикации
Читайте также

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here
Перетащите ползунок, чтобы вставить комментарий