Приграничные районы нередко становятся яблоком раздора между соседствующими странами. Прошлой ночью на границе Кыргызстана и Таджикистана произошло перестрелка, в результате которой пострадали люди, и несколько киргизских сел осталось без света. Страны винят друг друга в перестрелке, а эксперты пытаются разобраться в причинах конфликта.
Как сообщило Управление информации и коммуникаций Пограничной службы ГКНБ Кыргызской Республики, примерно 27 января 2022 года в 17:50 в местность Торт-Кочо прибыли гражданские лица на грузовых автомашинах, груженные камнями. Граждане Таджикистана разгрузили камни, таким образом, перекрыв автотрассу Баткен – Исфана. Их сопровождали пограничники Республики Таджикистан.
По итогам встречи пограничных представителей двух республик автотрасса была открыта для движения. Но несмотря на то, что вопрос удалось урегулировать, таджикская сторона уже на другом участке границы в местности Чыр-Добо открыла огонь по военнослужащим Кыргызстана с применением минометов и гранатометов. Следом таджикские пограничники применили оружие против кыргызских военнослужащих в местности Торт-Кочо. Действия военных Таджикистана на месте координировались, что подтверждает заблаговременную подготовку провокации.
Использование минометов, которые не входят в штатный комплект пограничных войск, демонстрируют то, что пограничные войска ГКНБ РТ используют силы и средства Вооруженных сил Таджикистана, что является грубейшим нарушением международных и двусторонних соглашений между странами.
Таджикская сторона ведет прицельный огонь из минометов по ЛЭП и пограничным заставам.
Требования кыргызской стороны о прекращении огня таджикские военные игнорируют.
Вооруженные столкновения на киргизско-таджикской границе ИА REGNUM прокомментировал руководитель отдела Казахстана и Средней Азии Института стран СНГ Андрей Грозин. По его мнению, “конфликт на границе Киргизии и Таджикистана мог быть попыткой надавить на руководство Киргизии, чтобы «сдвинуть с «мертвой точки» переговоры с Бишкеком и заставить пересмотреть политику блокировки товарных потоков, от которых зависит Таджикистан”.
«Я не утверждаю, что Таджикистан открыто провоцирует конфликт с Киргизией. Но прежние инциденты показывают, что одна из сторон к части таких боестолкновений готовилась заранее», — сказал он.
Эксперт отметил, что в конфликте с Киргизией были задействованы пограничники Таджикистана, а не армейские части.
«Это важно и интересно в контексте применения минометов, которыми обычно не располагают пограничные службы. Видимо, мы имеем дело с наращиванием огневого потенциала таджикских пограничных частей, хотя это и противоречит международной практике», — подчеркнул эксперт.
Ред.