Из Тамани с казачьим приветом!

48

Разведка боем

Автомагнитола была настроена на Казак.фм. Залихватские народные казачьи песни периодически сменялись анекдотами от Трегубыча, приветами и поздравлениями для родных и близких и вездесущей рекламой.

«Эх, подруга — шашка, конь мой вороной, не грусти казачка, я вернусь живой…». Не скажу, чтобы я или кто-нибудь из моего семейства был горячим поклонникам казачьей этнической музыки. Просто эта радиостанция практически единственная имеющая относительно стабильный приём на просторах сельской Кубани, вне пределов более или менее крупных населённых пунктов.

Мы ехали по направлению к Тамани, станице находящейся на самом западе Таманского полуострова, к месту встречи Чёрного и Азовского морей. В очередной раз устыдившись, что покоряя одну за другой дальние страны, мы очень мало путешествуем по своей стране, на семейном совете было принято решение отправиться на разведку в направлении Крыма.

Почему на разведку? Как известно (а об этом известно всем), не так давно был открыт Крымский мост. От моего города до моста примерно километров триста пятьдесят, совсем ничего. Вот и поехали посмотреть что там, да как. Точно ли он настоящий, а то разное говорят. Может и правда, мост совсем и не мост, а то, что нам показывают по ТВ снято в павильонах Мосфильма?

Времени на длительное пребывание в Крыму выделить не получилось, свободными от повседневной суеты (будь она не ладна) оказалось только четыре дня.
Местом дислокации была выбрана Тамань, расположенная по некрымскую сторону моста. Там мы планировали провести три дня, стараясь успеть посмотреть, всё, что стоит посмотреть в самой станице и её окрестностях, покупаться в Азовском и Чёрном морях.

А ещё в один день проехаться по мосту в Керчь, познакомиться с городом, и в тот же день вернуться обратно в Тамань.
Собственно говоря, именно так всё и получилось.

Забегая вперёд, скажу, что Крымский мост существует, это мощный красавец, чудо инженерной мысли. И пусть меня запишут в ряды штатных пропагандистов, но я уверен, что подобные масштабные инвестиции в развитие инфраструктуры, осуществлённые для проведения и зимней олимпиады в Сочи, и недавнего чемпионата мира по футболу, а также в строительство Крымского моста необходимы и экономически оправданы. Они меняют облик регионов и благоприятно влияют на развитие российской экономики, эффект от таких вложений виден уже сейчас и он будет только возрастать в долгосрочной перспективе.

Впрочем, рассуждать на политические темы я совсем не люблю, больше предпочитая исторические и этнографические разглагольствования.
Неожиданно поездка в Тамань получила ярко выраженный этнический оттенок. Под аккомпанемент репертуара радиостанции Казак.фм мы постепенно погрузились в самобытный мир кубанского и таманского казачества.

Погрузились достаточно глубоко, и я не уверён, что вынырнули оттуда до сих пор. Живём то мы хоть и в кавказской республике, но анклавно окружённой Кубанью со всех сторон.

Диканька

Для чистоты этнического эксперимента местом обитания в Тамани была выбрана «Диканька» — невероятно живописный гостевой комплекс, стилизованный под украинскую деревню.

Я так уверенно сказал, что мы поселились в отеле, напоминающем именно украинскую деревню исключительно из-за названия. Ведь всамделишное селение Диканька известная всем по хрестоматийной книге Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» находится на Украине, в Полтавской области. Будь название иное, я бы не был столь категоричен и мог бы предположить, что поселились мы в бутафорской казачьей станице.

Дело в том, что в прошлом традиции, уклад жизни и отчасти язык кубанских казаков и украинцев похожи настолько сильно, что иногда (в основном в современной Украине) кубанских казаков называют украинцами на Кубани. Вот тут у меня появился хороший повод поговорить на тему этногенеза кубанского казачества.

Сразу скажу, что серьёзные учёные считают, кубанское казачество полиэтничным в своей основе. В формирование этого этноса преобладающее влияние внесли, безусловно, украинцы и русские, но не только.

Определённый вклад в этническое становление кубанских казаков обеспечили и другие народы, греки, например, но особенно адыги, в других регионах больше известные как черкесы. Я живу в Адыгее, и могу сказать, что привычный внешний вид казака — черкеска, башлык, бурка — это традиционный адыгский костюм. При этом женщины казачьего этноса одевались совсем не по кавказскому облику, а скорее, на великорусский манер.

Начну с украинского следа. Генетическое родство кубанского казачества с запорожским абсолютно доказанный факт и особых споров не вызывает.

Как известно, с подачи князя Григория Потемкина императрица Екатерина Вторая в мае 1775 года приказала ликвидировать Запорожскую Сечь. Причин для принятия этого решения было несколько.

Главная из них это безусловно восстание Емельяна Пугачёва в 1773–75 годах едва не приведшее к развалу Российского государства. Во время восстания запорожские казаки толпами шли к самозваному «царю Петру III», поэтому после подавления восстания императрица решила, что пришла пора что-то решать с приднепровской вольницей, пока казаков не взбунтовал какой-нибудь новый самозванец.

Также в 1774 году был заключён Кучук-Кайнаджирский мир с турками, крымский хан принял российское подданство, и необходимость в защите южной границы империи вроде как отпала, во всяком случае, не стояла так остро. Это стало ещё одной причиной для ликвидации Запорожской Сечи.

Да и вообще, к этому времени Запорожская сечь стала плохо управляемой, небоеспособной организацией, от которой было больше проблем, чем пользы.

Через восемь лет после упразднения Сечи запорожское казачество было возрождено. Казаки вернули себе все свои бывшие атрибуты: знамёна, печати, булаву кошевого атамана, деление войска на курени. Царица сменила гнев на милость не просто так. Взамен российская власть получила полную лояльность запорожского казачества.

Более того запорожские казаки выразили своё желание служить казаками в российской армии. Их боевые формирования получили название Войска верных черноморских казаков, которые заслужили особую благосклонность российской императрицы за активное участие в новой войне с Турцией.

В 1792 году от запорожских казаков поступила просьба переселить их на обширные и незаселённые берега Кубань-реки. Ответ пришёл незамедлительно, Екатерина Вторая подписала указ о переселении Черноморского войска казаков на прикубанские земли.
Первая партия переселенцев прибыла в августе 1792 года как раз в Тамань, откуда я и имею счастье вести свой репортаж.

«Атамань»

Кстати, думаю сейчас самое удачное время перебраться в «Атамань» и оттуда продолжить свой репортаж.
«Атамань» это реально великолепный этнографический музей под открытым небом.

Он разместился у подножия Лысой горы, как раз на том месте, где чуть больше двухсот лет назад высадились черноморские (запорожские) казаки.

Именно здесь они выстроили свою станицу с православным храмом, с чего, собственно говоря, и началась история Кубани.

Власти Краснодарского края лет десять назад решили увековечить то знаменательное событие, проявили инициативу, выделили деньги, землю, организовали общественность и в результате появился великолепный этнографический музей.
Хаты мазанки, хозяйственные постройки, подворья, станичный рынок, школа….

Организаторам комплекса «Атамань», без сомнения, удалось воссоздать атмосферу казачьего быта тех лет. Получилось просто великолепно.

Однако, вернусь к этногенезу кубанских казаков. Итак, казалось бы, украинский след очевиден, ведь кубанские казаки — это прямые потомки запорожских казаков.

Но надо помнить, что запорожские казаки, осознавая свою кровную связь с украинским народом и всегда защищая его интересы, тем не менее, отождествляли себя всё-таки этнически обособленно.

Запорожскую сечь было бы необоснованно называть некой «украинской» организацией, потому что в основу её формирования был заложен не этнический принцип, а скорее сословный. Для того чтобы стать казаком нужно было быть только мужчиной и православным. Национальность абсолютно не играла никакой роли. Очень часто атаманами и полковниками в Запорожской Сечи становились люди, не относившиеся к малороссийскому этносу.
А после переселения казаков на Кубань слияние двух этнических компонентов кубанского казачества — украинского и русского, стало определяющим. Традиционная культура черноморского казачества активно взаимодействовала с культурой русского народа, происходило межэтническое смешение, затронувшее язык, обрядовую субкультуру, песенный и танцевальный фольклор, да и уклад жизни в целом.

Вот примерно так и сформировался субэтнос под названием кубанское казачество.

Высадкой черноморских (запорожских) казаков на Таманском полуострове понятное дело история кубанского казачества не заканчивается.

Но я намеренно не буду продолжать тему в этом направлении, и точно не буду поднимать вопросы возрождения кубанского казачества в современной России. К этнографическому музею «Атамань» и к самой станице Тамань это уже не имеет прямого отношения, да и тема слишком скользкая и противоречивая.
Предлагаю лучше отправится смотреть цветущие лотосы, уж больно красивое это зрелище.

Долина лотосов Ахтанизовского лимана

В километрах в 30 от Тамани есть станица Ахтанизовская.

Она раскинулась по берегам Ахтанизовского лимана, в котором произрастает розовый лотос, средой обитания которого вообще-то является Индия и Юго-Восточная Азия.

Насколько я знаю, в России лотосы встречаются в четырёх местах, одно из них именно здесь, в Темрюкском районе Таманского полуострова.
В 80-х годах 20-го века советскими биологами в Ахтанизовском лимане были высажены розовые лотосы, и они на удивление прижились. Получилось так, что условия для его произрастания оказались весьма приемлемыми.

Мелководный пресный лиман, вода в котором летом прогревается от 24–29 градусов, как раз то, что нужно этому красивейшему растению.

С началом июля и до октября, с пиком, приходящимся на середину июля, розовый лотос начинает цвести. Зрелище просто завораживающее: на толстых упругих черенках высоко над водой возвышаются листья и цветы розового лотоса. Одни бутоны раскрываются, достигая в диаметре 10–15 см, другие отцветают.

И так весь высокий сезон, когда на Таманский полуостров на отдых к Азовскому морю приезжает много туристов.

Четыре года назад мы впервые увидели долину лотосов Ахтанизовского лимана. Тогда мы подъехали к цветущим лотосам по Казачьему Ерику. Это своеобразная рукотворная река, длиной 32 километра, которую вырыли казаки, практически сразу после переселения в эти места.

В те времена поселенцы испытывали дефицит пресной воды, вот и решили они соединить пресные воды реки Кубань с солеными водами Ахтанизовского лимана, чтобы опреснить его. Строительство было грандиозное, оно растянулось почти на 20 лет. Ведь приходилось всё делать вручную, с помощью лопат и кирок. Глину из канала вывозили на лошадях в плавни.

В итоге всё получилось, теперь Ахтанизовский лиман пресноводный. И человеку польза, и розовому лотосу привольно.

В этот раз мы добирались к долине лотосов, пересекая весь лиман по открытой воде.

Нашли в станице Ахтанизовской причал, наняли моторную лодку и не менее часа провели среди великолепия такой не характерной для этого региона природы.

Розовый лотос занесён в «Красную книгу», соответственно срывать цветки категорически запрещено. Да и бесполезное это занятие, оторванные от корневой системы цветки погибают в считанные часы.

А вот коробочки, остающиеся после того, как цветок отцветёт привезли, и в тот раз и в этот. Сувенир на память.

Коробочки на черенках, похожие на лейку душа, со временем деревенеют, и многие годы могут служить элементом оригинальной домашней икебаны.

Те, что привезли из первой поездки, стоят до сих пор, а в них семена. Говорят, что семена лотоса, не теряют всхожести на протяжении столетий. Один американский ботаник нашёл на дне высохшего пруда семена лотоса, прорастил их и определил (уж не знаю как) их возраст. Оказалось, проросшим лотосовым семенам было более 1200 лет.

Узнав об этом, я решил стать ботаником и провести свой первый ботанический эксперимент: выждать 1200 лет, а потом попробовать прорастить хранящееся у нас дома семена лотоса. Всех желающих поучаствовать в данном опыте приглашаю присоединиться!

Источник публикации

Читайте также

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here
Перетащите ползунок, чтобы вставить комментарий