«Дровяной кризис»: о крупном кризисе железнодорожного транспорта в СССР во времена Великой Отечественной войны

5

«Дровяной кризис»: о крупном кризисе железнодорожного транспорта в СССР во времена Великой Отечественной войны

Историк транспорта Сергей Сигмачев в рамках очередной беседы с ведущим канала «Цифровая история» Егором Яковлевым рассказал о крупнейшем на северо-западных ж/д СССР кризисе, разразившемся в начале Великой Отечественной войны.

Со слов историка, бедствие, которое он назвал «дровяным кризисом», случилось в тот момент, когда власти страны ещё не успели разобраться с так называемой «Куйбышевской пробкой». При этом Сигмачев подчеркнул, что в отличие от последней, данный кризис не был рукотворным.

Речь идет о резком дефиците угля после утраты СССР контроля над Донбассом, где осенью 1941 года уже проходил фронт. В то же время историк напомнил, что в 1940-м Донбасс обеспечивал более 60% от общих потребностей Советского Союза в угле.

В сложившейся ситуации было принято решение сделать приоритетными поставки ископаемого топлива на электростанции и промышленные предприятия. При этом на северо-западных железнодорожных транспортных артериях наблюдался острый дефицит угля.

Со слов Сигмачева, ситуацию решили исправить путем замены угля для тепловозов на дрова, что было огромной ошибкой.

Во-первых, как пояснил историк, даже правильно заготовленная древесина обладает гораздо меньшей теплотворной способностью, чем уголь. В итоге, мощность тепловозов упала почти вдвое.

Во-вторых, как уже упоминалось выше, данную древесину нужно было правильно заготовить, в частности, высушить, на что могли уйти месяцы. Естественно, в тех условиях это было невозможно, что напрямую сказывалось на работе железной дороги.

В конечном счете, всё это привело к массовому срыву графика движения воинских и снабженческих эшелонов, что в свою очередь напрямую сказывалось на обстановке на фронте.

В то же время, эксперт еще раз подчеркнул, что данный кризис нельзя назвать рукотворным. Между тем, по его мнению, отчасти его усугубил и человеческий фактор. Все дело в том, что на тот момент еще находившийся на своем посту нарком Лазарь Каганович решил не докладывать «наверх» о плачевной ситуации и попытался исправить ситуацию своими силами. В первую очередь, он возлагал надежу на запасы угля, заготовленные на ж/д станциях на случай войны. Однако их хватило лишь на пару месяцев. В итоге, кризис лишь набирал обороты, а драгоценное время на его решение было потеряно.

С «дровяным кризисом» справился новый нарком путей сообщения СССР Андрей Хрулев.


Ссылка на источник

Читайте также

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here
Перетащите ползунок, чтобы вставить комментарий