Итальянский фотожурналист показал россиянам разные стороны жизни в Южной Америке и Африке без прикрас через призму объектива.
В эти дни в Великом Новгороде в Музее изобразительных искусств проходит выставка «Черное и Красное. От Амазонии до Сахары», на которой представлено более тридцати фотографий известного итальянского фотожурналиста Марко Паломби (Marco Palombi). Выставка продлится до 26 января 2020 г.
Вот уже много лет Марко Паломби никогда и нигде не расстается с фотоаппаратом. Его путешествия по миру начались в далеких 1990-х, с тех пор его фото- и видеорепортажи выходят на страницах крупных итальянских изданий. Его работы поражают умением передавать в фотографии весь спектр реальных чувств и эмоций, четко «выхватить» из потока жизни яркий образ или важный эпизод… и эти молчаливые застывшие кадры красноречивее всяких слов.
Творческий замысел автора – рассказать о древних прародительских культурах народов, живущих на других континентах, порой в непроходимых труднодоступных местах и имеющих древнейшие традиции и языки. В их числе племена, проживающие в низовьях долины реки Омо. Это – одно из нетронутых мест африканского континента, где проживают одни из самых удивительных этнических групп в мире – малочисленные племена, являющиеся приверженцами анимизма: сурма, мурси, хамер, каро, консо, дорзе и многих других. Благодаря своей изоляции и жесткой враждебности по отношению к чужакам, этим народам, говорящим на 45 различных языках (!) удалось сохранить свой традиционный уклад жизни.
Во время фотопутешествия по Южной Америке, Африке, Амазонской низменности и пустыне Сахара вы попадете в совершенно другие миры, на первый взгляд не имеющие абсолютно ничего общего с нашей цивилизацией. Но и в эти далекие друг от друга континенты, тоже докатилось «горькое эхо» технического прогресса развитого западного мира, лишив местных жителей ценнейшего дара – гармонии с природой.
Вот, что рассказал Марко Паломби, ставший очевидцем страшных последствий от деятельности трансконтинентальных корпораций:
– В Эквадоре, на озере Агрио, часть Амазонии превращается в нефтяной котлован. Огромные нефтяные залежи глубиной до 5 метров являются результатом утечек нефтяных отходов, которые в течение многих лет сливала Chevron Texaco в эту часть леса, где живет коренное население. В этой местности очень высокая заболеваемость раком: 550 случаев на 100 тысяч человек. Нефть попадает в воды реки, загрязняя почву, растения и получаемые из них продукты.
Народности Секойя, Ваорани, Секопай, живущие за счет рыбалки и сельского хозяйства, подали в суд на трансконтинентальную корпорацию, и судебная тяжба, с которой они столкнулись много лет назад, все еще продолжается.»
Дональд и Пабло, сельские жители, ставшие юристами только для того, чтобы бороться с транснациональной корпорацией, говорят мне: «Вода наших рек — это как кровь в наших венах, кровь черная, которая забирает наши жизни. Как Давид против Голиафа мы сражаемся уже 26 лет, рано или поздно, но мы победим!»
По словам Марко, немногочисленные древние цивилизации и вовсе могут навсегда исчезнуть с лица земли:
– В Африке опустынивание, как результат изменения климата, является причиной миграции тысяч людей в поисках лучших условий для жизни. В Эфиопии строительство плотин для выработки электроэнергии и интенсификации сельхозкультур меняет течение рек, а главное, снижает уровень воды в реке. Многочисленные племена животноводов и рыбаков, живущих вдоль реки Омо, вынуждены постоянно перемещаться в поисках воды, их животные, являющиеся основным источником к существованию для многих, умирают. Они потеряли право оставаться на их земле. Эти древние цивилизации могут навсегда исчезнуть.
Сахара становится местом торговли мужчинами и женщинами. Люди, спасающиеся бегством из таких стран, как Мали, Буркина-Фасо, Нигер и Мавритания, опустошенных войнами и терроризмом, пытаются добраться до Европы, сначала преодолев пустыню, а затем море, но в большинстве случаев они находят лишь смерть. Мир в движении, миграция, которую не остановить.
Именно Европа, а также иные мировые державы, годами выкачивали ресурсы африканского континента, продавали оружие коррумпированному правительству, создавали войны там, где это было удобно. 90 процентов жертв войны всегда мирные жители…
Моя встреча с Амедом: «Я собираюсь покинуть Мали, здесь нет будущего для моей семьи, буду отправлять деньги домой, если доберусь до Европы.» Затем показывает мне, что у него в кармане … горстка родной земли, чтобы взять с собой.
Cправка:
Марко Паломби, римский фотожурналист, путешествует с 90-х годов, собирая фотоснимки и видеоматериал для своих репортажей по всему миру. Этнические меньшинства, кочевые народы и контрасты между Западом и Востоком становятся центром его фотографического поиска.
С 2007 года публикует свои репортажи в рубрике «Солидарность мира» газеты La Repubblica, а также в La Stampa.
Среди недавних репортажей – Гаити, Сомали, Демократическая Республика Конго, Судан, Эквадор, Никарагуа, Мали, Буркина-Фасо, Ливан, Иран, Оман, Ирак, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Сирия, Эфиопия и Нигер.
Его полнометражный фильм «Ожидая завтрашний день», снятый в Демократической Республике Конго, был показан на Международном фестивале кино, продовольствия и видео-разнообразия в Тренто в 2014 г.
В 2015 году он задокументировал в порте Августы на Сицилии драму высадки мигрантов, которые получают первую помощь в многочисленных центрах приема.
В 2017 году в Казахстане документирует нечеловеческий труд карагандинских шахтеров на глубине более 600 метров.
В том же году посещает Судан с итальянской НПО Emergency по случаю десятилетия работы больницы центра Салам в Хартуме.
Его недавние репортажи (2018–2019 г.г.) были сняты в Эфиопии, где построенные плотины грозят стереть с лица Земли народы и традиции; Гаити – о недоедании и продовольственной безопасности; в детских домах Сирии, где спасают от войны детей; в Нигере – о мигрантах в стране, находящихся в подвешенном состоянии; в столице Эфиопии Аддис-Абеба – о жизни бездомных детей; и в Бурунди, где НПО AVSI обучает молодежь этой зеленой страны жить в будущем.
Курирует фотографии каталогов художницы Франчески Леоне.
Елена Булдакова, г. Рим.
Фото из архива Марко Паломби.
С работами Марко Паломби вы можете на его официальном сайте: www.marcopalombi.it