БТР-22 или БТР-82А (усовершенствованный)

5

БТР-22 или БТР-82А (усовершенствованный)

БТР-82 (усовершенствованный) / БТР-22 на «Армии-2023». Фото Bmpd.livejouenal.com

На прошедшем военно-техническом форуме «Армия-2023» российская «Военно-промышленная компания» представила свою новую инициативную разработку – бронетранспортер «БТР-82А (усовершенствованный)» или БТР-22. Эта машина разработана с использованием агрегатов серийного образца и отличается рядом значительных нововведений, направленных на повышение всех основных характеристик. Облик такого БТР был сформирован с учетом опыта применения техники в Спецоперации.

В инициативном порядке

О разработке нового отечественного бронетранспортера впервые стало известно несколько месяцев назад. Тогда опытный образец этой машины во время транспортировки был замечен случайными свидетелями. Кроме того, в июне «Военно-промышленная компания» получила патент на подобную машину. Тем не менее, подробные и официальные сведения о новом образце тогда не появились.

Официальная «премьера» нового проекта состоялась в ходе недавнего форума «Армия-2023». Бронемашину с рабочими обозначениями БТР-22 и «БТР-82А (усовершенствованный)» вместе с другой техникой от «ВПК» показали на одной из выставочных стоянок. Новая отечественная разработка в области бронетранспортеров предсказуемо привлекла внимание посетителей.

1

Общий вид бронетранспортера, графика из патента

Как сообщается, БТР-22 разрабатывался с использованием агрегатов серийного БТР-82А, а также с учетом опыта его эксплуатации, в т.ч. в ходе Спецоперации. В то же время, заимствуется только часть элементов и идей, а основные агрегаты разработаны с нуля. За счет этого обеспечиваются повышенные тактико-технические характеристики и достигаются преимущества перед «обычным» БТР-82А.

К настоящему времени проект «БТР-82А (усовершенствованный)» дошел до стадии строительства и испытаний опытной техники. Несколько прототипов уже прошли обкатку на полигоне и теперь испытываются в вооруженных силах. Вероятно, после опытной эксплуатации в войсках армия решит, нужны ли ей такие машины. Положительный ответ на этот вопрос позволит «ВПК» налаживать серийное производство.

На данный момент речь идет только о колесном бронетранспортере, в перспективе способном дополнить или заменить нынешние БТР-80/82. В дальнейшем, при наличии соответствующих планов заказчика, на основе БТР-22 может быть выполнено целое семейство техники разного назначения – как это было сделано с существующей платформой.

Новые решения

С точки зрения общей архитектуры и ключевых элементов конструкции, новый БТР-22 похож на серийный БТР-82А. Кроме того, просматривается явное сходство и заимствование идей из перспективного проекта «Бумеранг». При этом «БТР-82А (усовершенствованный)» занимает промежуточное положение между двумя этими разработками, что позволяет получить выгодное соотношение тактико-технических характеристик и стоимости.

1
БТР с боевым модулем «Бумеранг». Графика из патента
Как и предшественник, взятый за основу, БТР-22 представляет собой боевую бронированную машину на четырехосном колесном шасси. БТР построен в оригинальном бронекорпусе, радикально отличающемся от серийного корпуса для БТР-82А. Изменены обводы и пересмотрена компоновка – в соответствии с актуальными тенденциями, моторный отсек перенесен в переднюю часть, а десантное отделение помещено в корме.

Корпус имеет разнесенное бронирование с улучшенными показателями. Заявлена баллистическая защита от бронебойных 12,7-мм пуль и осколков с аналогичной энергии на всех ракурсах. Предусмотрено V-образное днище корпуса, за счет которого улучшена противоминная защита. Экипаж и десант защищены от подрыва 2 кг ТНТ под колесом или днищем.

В носовом моторном отсеке помещен дизельный двигатель неназванной модели мощностью 330 л.с. Используется пятиступенчатая механическая коробка передач; трансмиссия раздает крутящий момент на все колеса. Четырехосная ходовая часть имеет индивидуальную торсионную подвеску с гидравлическими амортизаторами, заимствованную у БТР-82А.

«БТР-82А (усовершенствованный)» является плавающим. Вероятно, для пересечения водных преград на нем должен присутствовать соответствующий движитель или движители. Однако образец с выставки «Армия-2023» не имел таких устройств.

1
Ходовая часть и подвеска построены на агрегатах БТР-82А. Фото Vitalykuzmin.net
БТР-22 может оснащаться разными комплексами вооружений. Выставочный образец получил стандартную башенную установку БППУ с 30-мм автоматической пушкой 2А72 и 7,62-мм пулеметом, а также дневным-ночным прицелом. В рекламных материалах по проекту фигурирует боевой модуль «Баллиста», впервые показанный в прошлом году. В этом случае БТР становится носителем орудия 2А42, пулемета ПКТ и ракетного комплекса «Конкурс-М».

Экипаж «БТР-82А (усовершенствованный)» включает водителя, командира и стрелка-наводчика. Водитель и командир работают в отделении управления слева от двигателя; оператор находится под башней. Десантное отделение получило восемь кресел с размещением возле бортов корпуса. Высадка осуществляется через кормовую распашную дверь.

Длина БТР-22 не превышает 7,6 м при ширине менее 3 м и высоте чуть более 3 м. Боевая масса заявлена на уровне 20 т. Скорость на шоссе достигает 80 км; обеспечены высокие ходовые характеристики на бездорожье и пересеченной местности. Параметры на воде не раскрываются.

1
Десантное отделение. Вдали видна подбашенная часть установки БППУ. Фото Bmpd.livejournal.com

От поколения к поколению

Таким образом, «Военно-промышленная компания» предлагает новый вариант бронетранспортера для российской армии. Она изучила опыт эксплуатации техники этого класса в войсках, в т.ч. боевого применения в рамках Спецоперации, а также приняла во внимание пожелания и нужды армии. В итоге появился нынешний БТР-22 / «БТР-82А (усовершенствованный)», имеющий характерные черты и особенности, а также выгодно отличающийся от других современных образцов.

В первую очередь, обращает на себя внимание новый броневой корпус. Он выгодно отличается от брони предыдущих серийных машин, включая последний БТР-82А. При его разработке были использованы современные технические и компоновочные решения, направленные на значительный рост баллистической и противоминной защиты. Потерю унификации нового БТР-22 с существующим образцом посчитали приемлемой.

Важным преимуществом новой машины является принципиальная возможность установки разных боевых отделений и модулей, предусмотренная уже на стадии проектирования. Выставочный образец оснащен серийным изделием БППУ и показана возможность монтажа модуля «Баллиста» с пулеметно-пушечным и ракетным вооружением. При этом российская промышленность предлагает целый ряд других боевых модулей, и едва ли не любой из них может монтироваться на БТР-22, определяя его огневые возможности.

1
Рекламная листовка по проекту БТР-22. На фото изображен бронетранспортер с боевым модулем «Баллиста»
Следует отметить, что новый «БТР-82А (усовершенствованный)» по общим характеристикам и потенциалу уступает перспективному изделию «Бумеранг». Такая разница обусловлена использованием более простых решений и компонентов. В то же время, именно за счет этого БТР-22 проще и дешевле в производстве и эксплуатации.

Бронемашина с таким сочетанием технических, боевых и экономических характеристик может заинтересовать армию. С ее помощью можно заменить устаревающие БТР-80/82, уже практически выработавшие свой модернизационный потенциал. Кроме того, БТР-22 может стать своего рода временной мерой в ожидании достаточного количества более совершенных «Бумерангов» и обеспечить плавный переход от одного поколения техники к другому.

На выставке и на испытаниях

По известным данным, «БТР-82А (усовершенствованный)» или БТР-22 уже существует в нескольких экземплярах и проходит различные испытания. Сообщается об отправке техники в войска для проверки и оценки в условиях реальной эксплуатации. После таких мероприятий Минобороны сможет в полной мере дать оценку инициативной разработке «ВПК» и определить ее дальнейшую судьбу.

Предложенный БТР-22 имеет особый облик и заметно отличается от существующего БТР-82А или перспективного «Бумеранга». При этом подобные отличия обусловлены накопленным опытом разработки и эксплуатации, а также направлены на совершенствование конструкции и повышение ее характеристик. Насколько удачными были все эти решения и справились ли они с поставленными задачами, покажут нынешние испытания.
Ссылка на источник

Читайте также

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here
Перетащите ползунок, чтобы вставить комментарий