Арктический НОЦ разработал стандарт аддитивных технологий для судостроительной отрасли

3

Новый ГОСТ охватывает принципы сертификации в производстве судовых деталей методами 3D-печати. Согласно предлагаемому регламенту, утверждаться будет та или иная разработанная аддитивная технология для судостроения, а не отдельные материалы — это поможет ускорить внедрение.

Арктический НОЦ разработал стандарт аддитивных технологий для судостроительной отрасли

В состав Арктического научно-образовательного центра входят ученые Центрального научно-исследовательского института конструкционных материалов «Прометей», Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (СПбПУ), Санкт-Петербургского государственного морского технического университета, Северного (Арктического) федерального университета и научно-исследовательского проектно-технологического бюро «Онега».

Новый ГОСТ по аддитивным технологиям позволит морскому регистру — главному классификатору государственного технического надзора в судоходстве — принять новый принцип сертификации, сообщает «Российская газета».

«Путь, избранный изначально, когда каждый металлопорошок и даже его компоненты для 3D-выращивания деталей вносили в морской регистр поодиночке, очень непростой из-за разнообразия различных материалов, из которых изготавливаются детали. Это сотни и тысячи различных сплавов, составов этих порошков. С принятием нового подхода, над которым мы сейчас работаем, все изменится», — рассказал заместитель первого проректора по перспективным проектам Северного (Арктического) федерального университета Марат Есеев.

3D-печать конструктивно сложных деталей уже достаточно широко используется в российском автопроме, в авиационной промышленности и космической отрасли, но в судостроении ее массовое внедрение находилось под вопросом из-за специфики, связанной с особенностями морского регистра и военной приемки.

В центре пропульсивных систем северодвинского судоремонтного предприятия «Звездочка», занимающегося в том числе производством винторулевых колонок ледового класса для ледоколов и судов арктического бассейна, несколько лет назад организовано аддитивное производство. С участием партнеров НОЦ на протяжении последних двух лет здесь отрабатываются как сама технология, так и вопросы сертификации готовых изделий.

Проект научно-образовательного центра уже позволил расширить линейку материалов, которые можно использовать в 3D-печати судовых деталей, в частности межманжетных колец винторулевой колонки АТ-32 мощностью 2,5 МВт, которая в этом году была отгружена и поставлена на завод в Выборге для строительства многоцелевого вспомогательного судна. Сейчас на этапе сертификации находится пятый материал — винтовая бронза.

В ходе недавней встречи руководство НОЦ совместно с представителями центра «Звездочка» и Центрального научно-исследовательского института конструкционных материалов «Прометей» наметили новые ориентиры в развитии проекта. Речь шла о повышении эффективности сотрудничества между научно-исследовательскими учреждениями-разработчиками новых технологий и производством режимного предприятия военно-промышленного комплекса, имеющего серьезные ограничения по взаимодействию с гражданскими структурами.

«Мы верстаем планы на 2024 год и на следующую пятилетку. Можно какие-то направления откорректировать или поменять, расставить новые акценты. Воспроизвести что-то или создать то, что должно иметь другие функции, например свойства самого материала, режимы термообработки», — пояснил Марат Есеев.

Также в центре развивается направление обратного проектирования. Темой научно-производственного сотрудничества может стать импортозамещение продукции, ставшей недоступной для отечественной промышленности в условиях санкций.

А у вас есть интересные новости? Поделитесь с нами своими разработками, и мы расскажем о них всему миру! Ждем ваши идеи по адресу [email protected].

Ссылка на источник
Читайте также

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here
Перетащите ползунок, чтобы вставить комментарий