В Риме чествовали Андрея Рублева

14

Впервые в истории католической церкви Московский Синодальный хор под управлением заслуженного артиста России Алексея Пузакова и Хор римской епархии исполнили ораторию, посвященную святому, канонизированному Русской Православной Церковью – выдающемуся иконописцу Андрею Рублёву. Музыкальное сопровождение обеспечил итальянский симфонический оркестр «Fideles et Amati».

Концерт состоялся 20 января в Риме, в Базилике Святого Иоанна Крестителя на Латеранском холме (Basilica di San Giovanni in Laterano) — кафедральном соборе с кафедрой римского епископа (а также папского трона). В католической иерархии эта церковь носит титул «Basilica major» и стоит выше всех остальных храмов мира, о чём свидетельствует надпись над входом: «святейшая Латеранская церковь, всех церквей города и мира мать и глава». По значимости Базилика Святого Иоанна – вторая достопримечательность Рима.

«Католическая церковь впервые чествовала святого, канонизированного Русской православной церковью, – отметил во вступительной речи Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Ватикане Александр Алексеевич Авдеев. – Сегодняшнее событие означает не только отличные отношения между церквями и государствами (Россией и Ватиканом), но, слушая вместе это произведение, приходит истинное ощущение единства.»

Чрезвычайный и Полномочный Посол РФ в Ватикане А. А. Авдеев в центре

Мероприятие, которое поддержало Правительство Москвы, Папский Латеранский университет и Посольство России в Ватикане, прошло в рамках Недели молитв. Это ежегодная инициатива. Ее проведением обычно занимается Папский совет по содействию христианскому единству при поддержке Всемирного совета церквей.

Один из старейших профессиональных хоровых коллектив России не первый раз выступает в Италии. 10 лет назад состоялся совместный концерт хора с Российским национальным оркестром в присутствии Папы Римского. Затем хор не раз возвращался, чтобы выступить с хором Папской Сикстинской капеллы, в том числе, в одном из самых известных залов мира – Сикстинской капелле.

По заказу Генерального секретаря Папского Латеранского университета Монсиньора Роберто Де Одорико в Вечный город доставили икону Тихвинской Богоматери второй половины 17 века. Одна считается одной из самых почитаемых чудотворных икон в православной церкви. Сразу после концерта гости торжества, среди которых было много православных, проживающих в Риме, направились к иконе и долго не отходили от святого образа.

Икона Тихвинской Богоматери второй половины 17 века. 

Справка: В рукописных «Сказаниях о Тихвинской иконе Богоматери», наиболее ранние из которых датируются рубежом XV—XVI веков, её появление в новгородских пределах относится к 1383 году. Согласно «Сказанию», икона семь раз появлялась перед очевидцами: вначале на Ладожском озере, в погостах Смолково на реке Ояти в Имоченицах, затем «на Кожеле на Куковой горе», затем — на горе над рекой Тихвинкой и, наконец, на другом берегу той же реки.

Как свидетельствует предание, её появление в малообжитых и ещё не христианизированных землях проявляло её чудотворную силу. На месте её последнего явления в том же году была построена деревянная церковь Успения Богородицы, ставшая местом хранения святыни. Церковь трижды горела, но сама икона всякий раз оставалась невредимой.

Древность иконы подчеркивали её связью с первым образом, написанным, согласно преданию, евангелистом Лукой ещё при земной жизни Богоматери.

С середины XVI века чудотворную икону Богоматери Одигитрии, «иже явилась на Тихвине», стали отождествлять либо со Влахернской Одигитрией из Влахернского храма в Константинополе, откуда незадолго до взятия города турками чудесно перенеслась в 1383 году на берега реки Тихвинки, за 70 лет до падения Восточной Римской империи, либо с «Богоматерью Римляныней», считавшейся списком с нерукотворного Лиддского образа, сделанного борцом за победу иконопочитания патриархом Германом в начале VIII века.

Во время иконоборческой ереси этот образ, как говорит предание, чудесно уплыл по морю из Константинополя в Рим. А после Торжества православия тем же путём вернулся туда. Особую роль в слиянии упомянутых образов Одигитрии имел факт появления иконы на реке Тихвинке.

После присоединения Новгорода к Москве в 1478 году и взятия Константинополя турками 25 годами ранее явление иконы «на Тихвине» стало восприниматься как оставление святыней утративших благочестие Рима и нового Рима (Константинополя), ради пребывания в новом уделе Богородицы — Святой Руси, ставшей третьим Римом.

Икона как бы подтверждала особый статус России «перед лицом Бога» и, соответственно, становилась ярким символом Русского централизованного государства. С этим связывали особый иконографический тип иконы Одигитрии как «Путеводительницы».

В 1507—1515 годах в Тихвине по указу и на средства великого князя Василия Иоанновича специально для поклонения иконе был построен каменный Успенский собор, ставший своеобразным реликварием для этой иконы, покровительствовавшей Московскому великокняжескому дому. С этого времени чудотворная икона стала именоваться Тихвинской.

В XVI веке Тихвин стал известным местом богомолья. В 1527 году храм посетил Василий III, а в 1547-м накануне Казанского похода и всего за несколько дней до венчания на царство — Иоанн Васильевич Грозный, который основал здесь в 1560 году Тихвинский Богородичный Успенский монастырь.

До 1941 года икона находилась в Тихвинском музее. Во время оккупации Тихвина в ноябре 1941 года икона была вынесена немцами из собора и отправлена во Псков, где передана Псковской духовной миссии. Там она находилась два года, где её как важнейшую ценность еженедельно по воскресеньям выдавали в Троицкий кафедральный собор для богослужений. Потом икона попала весной 1944 года в Ригу, Либаву, Яблонец-над-Нисоу, американскую зону оккупации Германии.

В результате долгих странствий в 1950 году чудотворный образ был перевезён в Свято-Троицкий собор в Чикаго, где настоятелем и хранителем иконы сначала был архиепископ Рижский Иоанн (Гарклавс), а затем его приёмный сын протоиерей Сергий (Гарклавс), всю свою жизнь посвятивший сохранению иконы. Согласно завещанию архиепископа Иоанна, возвращение иконы в Россию должно было состояться лишь тогда, когда Тихвинская обитель возродится.

В 1995 году монастырь был передан Церкви, Успенский собор восстановлен и освящён.

В 2004 году икона была торжественно возвращена на её историческое место в Тихвинский Богородичный Успенский монастырь.

Ред.

Источник публикации

Читайте также

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here
Перетащите ползунок, чтобы вставить комментарий