В чём главная проблема с налогами в России?

16
 

Быркова Екатерина

Экономист, data-журналист

 

Чиновники то и дело сообщают о введении очередных сборов с граждан и бизнеса, и этому естественно никто не рад. Но куда большая проблема, это не сам факт введения этих налогов, а то, как они вводятся.

Каждые несколько месяцев в России меняется законодательство. В редких случаях под давлением общественности некоторые налоги отменяют или приостанавливают их рост. Это совсем недавно произошло с налогом на движимое имущество бизнеса и с налогом на недвижимость, когда повышающий коэффициент решили заморозить. Соответствующие документы среди прочих подписал Владимир Путин в конце июля. Вообще Владимир Путин тогда подписал почти сотню нормативных актов со всевозможными изменениями. И далеко не обо всех смогла написать пресса.

Но давайте вернёмся к налогам. Для примера возьмём налог на недвижимость, который платит большинство россиян. После того, как для расчёта налога стала использоваться кадастровая стоимость, платежи возросли в разы. Особенно это для тех, кто владеет несколькими квартирами или дачами.

Законом устанавливался повышающий коэффициент. Он предполагал постепенное ежегодное увеличение суммы налога на 20% (с 0,2 до 1). В результате и платежи бы выросли в будущем ещё больше.

Зачем чиновники принимали этот закон? Цель очевидна – для пополнения региональных бюджетов. Например, Москва только за первые два года действия закона могла бы получить дополнительно 20 млрд рублей.

Так вот, главная проблема в том, что когда у нас принимаются решения о повышении налогов, во главу угла ставятся лишь потенциальные доходы бюджета. И совершенно уходят из поля зрения возможные последствия для россиян или экономики. Это не трудно заметить, читая пояснительные записки и остальную документацию к законам. В редких случаях там может проскочить фраза о возможном влиянии повышения налога, например, на общий уровень инфляции. Но никогда там не найдётся фраз о том, насколько увеличатся расходы граждан, как изменится из-за налога ситуация на рынке недвижимости, а также насколько, хотя бы теоретически, могут вырасти выпадающие доходы бюджета, из-за того, что некоторые граждане попросту увеличенный налог платить не будут. Не будет расчётов о средней налоговой нагрузке или о влиянии этого налога на интерес инвесторов к рынку недвижимости.

И ладно бы дело было лишь в прогнозах – это всё же только теория. На практике тоже всё не так здорово. Тот же налог на недвижимость решили заморозить отнюдь не потому, что сжалились над гражданами. Официальная причина была в том, что из-за массовых ошибок в расчёте кадастровой стоимости, она для многих жилых объектов оказалась завышена в несколько раз по сравнению с рыночной. Люди пошли в суды. Из-за этого весной и было принято решение рост налога ограничить. Повторюсь, именно эта проблема была озвучена на официальном уровне, как причина заморозки коэффициента. Получается, что мы ввели налог, но даже не удосужились при этом проверить, адекватна ли вообще налоговая база для его расчёта. Что мешало сперва разослать гражданам письма или уведомления о новой величине кадастровой стоимости их жилья, а уже потом вводить налог?Новые правила по расчёту налога на недвижимость заработали с 2016 года. Но в итоге при старом варианте закона они не проработали и трёх лет – пришлось вносить поправки.

Таким образом, и с этим, и с другими налогами получается так, что мы их вводим на авось. Главное собрать, а потом посмотрим, к чему это приведёт, и только в самом крайнем случае  –  отменим.

То же самое происходит и с НДС, который с Нового года увеличат с 18% до 20%. Со всей документацией этого закона можно ознакомиться на портале нормативно-правовых актов здесь.

Если поискать, то аналитика всё же есть. О том, как НДС повлияет на экономику, писали и в Минэке, и в Аналитическом центре при Правительстве РФ. Да вот только в документах к законопроекту научные изыскания так нигде и не фигурируют.

Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона в части повышения НДС выглядит очень скромно. Правительство вместо обширного экономического исследования представило лишь один маленький абзац, в котором сказано, что повышение «размера ставки налога на добавленную стоимость с 18 процентов до 20 процентов приведет к дополнительным доходам федерального бюджета в размере 620 млрд руб в год, начиная с 2019 года».

И это всё. Каким бременем фискальная нагрузка ляжет на плечи нас с вами, не известно. Каких-либо расчетов об изменении в связи с повышением НДС реальных доходов населения, нагрузки на бизнес или инвестиционной привлекательности страны, увы, тоже нет. Значит ли это, что мы снова действуем на авось?

   

Подписывайтесь на @groshblog в Telegram

Свежие статьи, новости и аналитика

       

МАТЕРИАЛЫ ПАРТНЕРОВ: 

ПОСЛЕДНИЕ СТАТЬИ:

   

Источник публикации

Читайте также

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here
Перетащите ползунок, чтобы вставить комментарий