Средиземноморское путешествие. Валлетта — культурная столица Европы

13

Начала писать о Валлетте, и вновь окунулась в ее особую атмосферу. Все-таки хорошо, что есть отчеты о путешествиях, можно не только поделиться увиденным, но и перелистать в памяти страницы поездки, упорядочить увиденное. Мысленно вновь прохожу по этим улочкам, узким и горбатым, спускаюсь к морю на ходу любуясь разноцветными балкончиками.

Если гуляя по некоторым средиземноморским городам находишь нотки то одной страны, то другой, а Мальта- страна со своим лицом, и Валлетта не похожа на другие мальтийские города. Целый город занесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, город — чья история связана с легендарным Орденом Святого Иоанна Иерусалимского. Уникальность Валлетты в том, что с 1798 года архитектурный ансамбль города практически не изменился. Именно в то время его покинули рыцари Ордена и разместились войска Наполеона, а позже город оказался под властью англичан. В 1974 году Валлетта стала официальной столицей республики Мальта. А в 2018 году Валлетта выбрана культурной столицей Европы.

Приехав на Мальту первым делом обращаешь внимание на ее архитектурную особенность-балконы. Балконы — одна из достопримечательностей и визитная карточка Валлетты.

И конечно же, в Валлетте можно увидеть наиболее красочную коллекцию балкончиков, яркие краски которых поднимают настроение.

Мода на балкончики появилась в Валлетте, в 17 веке, во время зарождения барокко, для которого балкон был одним из основных элементов. Со столицы стали брать пример и другие города, все хотели быть в тренде. А к 18 веку балконы появились и в деревнях. По указу Рыцарского ордена все дома должны были иметь какие-либо украшения на углах.

Сначала это были ниши с образами святых и разной религиозной тематикой, затем постепенно стали использовать и балконы в виде украшений. А страшные лица на подпорках выступали в роли оберега, и должны были оградить дом от злых людей.

Балконы каменные и деревянные. Понятно, что камня на острове больше чем дерева, поэтому деревянные балконы могли себе позволить только зажиточные горожане.

Деревянный балкон — признак достатка. Мальтийские балконы, это уже бренд, хотя считается что такая конструкция пришла из Марокко и является элементом африканской архитектуры. Правительство Мальты было обеспокоено тем, что некоторые владельцы домов разбирали старые балконы, и стало выделять гранты на поддержку и восстановление культурного наследия.

В каждом новом месте интересно побывать в храмах, в любой стране в них есть что-то особенное, отражающее ее историю, особенности архитектуры или что-то еще. Мальта не исключение, одна из главных церквей Мальты — Церковь Кораблекрушения Святого Павла (Collegiate Church of St Paul’s Shipwresk) построенная в честь важнейшего для Мальты события, затерялась среди узких улочек. Одно из самых старых зданий Валлетты спроектированное архитектором Кассаром в 16 веке. Церковь освящена в честь знаменательного события -кораблекрушения у берегов Мальты судна Апостола Павла, который вместе с Апостолом Лукой направлялся в Рим на суд кесаря. Местные жители приютили спасенных Апостолов в своем городе и помогли им восстановить силы. В первый же вечер Павла укусила змея, но он остался невредим, и местные жители посчитали его особенным. После этого Павел совершил еще много чудес на острове, исцелил римского наместника Отца Публия, а затем обратил его в христианскую веру сделав первым мальтийским епископом. Благодаря Павлу жители Мальты уверовали в Бога и считают его своим отцом, а его высадка на остров после кораблекрушение считается одним из главных событий в стране.

В церкви множество христианских святынь, но две главные-мощи святого и часть столба на котором он был казнен. День кораблекрушения на Мальте считается национальным праздником и отмечается с древности,10 февраля празднуется день Святого Павла. Это одна из главных церквей Мальты, ведь Павел привез христианство на эти острова. Церковь находится на улице Святого Павла, открыта несколько часов утром и вечером, в темных и насыщенных интерьерах фотографировать не очень удобно, побывать в ней будет интересно. Вход бесплатный.

Собор Святого Иоанна (St John’s Co-Cathtedral) -главный кафедральный собор Мальты. Кафедральный со-собор посвящен Святому Иоанну Крестителю — покровителю Ордена и является уникальным памятником истории, искусства и архитектуры. После знаменитой победы в Великой Осаде 1565 года рыцари Ордена превратили Мальту в неприступную крепость и построили новую столицу.

Так как рыцари Ордена были из самых знатных фамилий Европы, то и новая столица должна быть достойной самого знатного дворянина, и важное значение имела церковь в центре нового города Валлетта.

Кафедральный собор предмет гордости и неустанной заботы рыцарей. Преподносить богатые подарки считалось долгом вновь избранного гроссмейстера и каждого рыцаря после принятия обета и повышения в звании.

Ценность скопившихся сокровищ была настолько велика, что в свое время собор Валлетты считался самым богатым из католических церквей. Храм проектировал и строил все тот-же Джероламо Кассар на средства Великого магистра Жана де Ласкариса Кастеллани. Скромный внешний вид церкви, похожей на крепость отражал воинственный дух того времени. Рыцари готовы были соперничать в роскоши с самим Римом, и для этого был приглашен известный художник из Калабрии Маттиа Прети. Итальянский художник, имевший репутацию лучшего специалиста по настенной живописи, предлжил на свои деньги роспись потолка собора.

Замысловатая каменная резьба, сводчатый потолок и боковые алтари повествуют о жизни Иоанна Крестителя. Прети должен был превратить интерьер церкви в триумф стиля Барокко, контраст внешнего аскетизма и роскоши богатого барочного интерьера делает этот храм уникальным историко-архитектурным памятником. В знак благодарности мальтийцы посвятили художника в рыцари Мальтийского Ордена, а он провел на острове 38 лет расписывая собор.

Центральный зал храма окружает восемь капелл, распределенные между нациями по старшинству и посвящены восьми святым покровителям Ордена. Орден госпитальеров составляли восемь языков символично отраженных в окончаниях мальтийского креста. В каждой роскошной часовне инкрустированной золотом огромная картина и памятник одному или нескольким магистрам. В капелле Арагона картина «Святой Георгий» написана самим Маттиа Прети.

Капелла Мадонны Филермо занимает особое место, заходить туда запрещено. В старину здесь хранилась реликвия Ордена- византийская икона, спасшая мальтийцев от чумы в 1592 году. Утраченная икона уступила место другому образу Девы Марии, не менее почитаемому. Часовню Филермо отличает богатое убранство из золота и серебра, а серебряные ворота капеллы хранят немало тайн и легенд.

В Капелле Арагона находится самое эффектное надгробие принадлежащее великому магистру Никола Котонера. Мраморный постамент с бюстом опирается на двух полуобнаженных мужчин, держащих на своих плечах военные трофеи и пушки. Особенно заинтересовал атлант слева с бритой головой и чубом — чисто запорожец, откуда такой образ.

Нашла такое предположение, что моделью для этого атланта был польский князь Радзивилл, попавший в плен к туркам и освобожденный рыцарями Ордена.

Пол собора- мраморные могильные плиты магистров. По своей исторической и архитектурной ценности пол не уступает расписному потолку. Мозаичные картины с морскими баталиями, черепа, резвящиеся амуры и ангелы. Обязательные атрибуты — рыцарский герб, мальтийский крест и девиз. Здесь захоронены все Великие магистры кроме последнего, немца Фердинанда фон Гомпеша, сдавшего Мальту французам в 1800 году.

Оратория собора представляет собой небольшой музей. Богато убранная она хранит настоящие шедевры живописи.

Оратория собора Святого Иоанна

«Усекновение главы Иоанна Крестителя» шедевр кисти Караваджо по центру оратории. О последнем моменте жизни Иоанна рассказывает картина. Орден начал свое существование под знаком этого Святого, и не случайно что именно ему посвятили свой первый большой собор.

По центру картина кисти Караваджо Усекновение главы Иоанна крестителя

За эту картину живописцу был пожалован Мальтийский крест, однако недолго Караваджо побыл «рыцарем милости», вскоре хулиган со скверным характером был лишен этого звания. Это единственная картина с его подписью, известная на данный момент.

Пишущий Святой Иероним

На противоположной стороне еще одна картина Караваджо «Пишущий Святой Иероним».

Экскурсия окончена, и напоследок с балкона бросаем последний взгляд на потрясающий интерьер собора.

Собор работает с понедельника по пятницу 9.30 до 16.30. В субботу с 9.30 до 12.30. Есть аудиогид на русском языке, кроме общей информации есть возможность послушать при желании и более подробно. Воскресенье выходной, но выходной как у музея. В воскресенье во всех соборах Валлетты проходят вечерние службы, в том числе и в соборе Святого Иоанна. Мы воспользовались этой возможностью, еще раз побывали в храме и поприсутствовали на службе. Это уже совершенно другое ощущение, не как от музея.

Также мы зашли и в Собор Святого Франциска Ассизского, который был католическим святым, а при жизни учредителем францисканского Ордена.

Большая часть богатого интерьера церкви создана уже знакомым нам Маттиа Прети, который участвовал в росписи многих церквей Валлетты. Сценами из Библии и изображениями Святых украшен интерьер церкви, а на стенах картины местных живописцев.

Церковь Кармелитов неожиданно скромная, просторная и очень светлая внутри, несмотря на свой внушительный внешний вид. Построена по проекту Кассара, который кажется построил все в Валлетте.

В церковь работает каждый день, перерыв с 12–16. Воскресенье до 12. Однако, еще раз повторюсь, что мы были там в воскресный вечер. Вечером в воскресенье в Валлетте особая атмосфера, туристов очень мало, нарядные мальтийцы семьями идут на службу в церковь. Звон колоколов, некоторые церкви как-то особенно украшены, прогуляйтесь не пожалеете. Базилика Кармельской Богоматери и Англиканский про-кафедральный соборы хорошо просматриваются с берегов Слимы, и выглядят круто. Но когда добираешься до них, среди тесных зданий их трудно узнать.

Англиканский про-кафедральный Собор Святого Павла (St Paul `s Pro-Cathedral)

Рассчитывали мы в воскресенье попасть и в него, но не получилось. Собор находится на другом конце города, на площади Независимости. Храм построен на месте Обержа Германии, принадлежавшей немецким рыцарям входившим в Мальтийский орден. Деньги на строительство первого английского собора на территории Мальты выделила королева Аделаида, которая поправляла здесь здоровье в сороковых годах 19 века. По описаниям собор очень скромен, в нем есть орган ручной работы привезенный из английского Честера, и на котором играл сам Гендель будучи проездом в Честере. Собор работает с 8–12 с понедельника по пятницу.

Устали гулять и не мешало бы перекусить перед следующим визитом, предлагаю Caffe Cordina.

Вкуснейшие десерты — канноли с рикоттой, сицилийская кассата, пастиции с сыром. Все вкусно, сытно и творожно, как мы любим. Кафе находится на площади Республики, если забудете пусть ориентиром будет Королева Виктория, ее памятник напротив. А после чая с десертом и отдохнув пойдем во Дворец Великого Магистра, который тоже рядом.

Дворец Великого Магистра(Grandmaster`s Palace)В его строительстве, как не трудно догадаться, принимал участие Джилорамо Кассар и Франческо Липарелли.

Ныне это президентский дворец Мальты. Нам сегодня повезло, дворец открыт для туристов. Во дворце два внутренних дворика. Первый- двор Принца Альфреда.

Можно запросто между эксрурсиями отдохнуть во дворе Президентского дворца. Второй- двор Нептуна.

В центре статуя Нептуна. Ретро-машины во дворце-нас ждет сюрприз, но об этом позже. Сначала пройдемся по дворцу и аудиогид на русском языке нам в помощь. Идем в Парадные покои(State Rooms) .Коридоры дворца увешаны портретами магистров, на полу гербы Мальты в разные времена.

Но особенно интересно было побывать в зале приемов дворца, действующий зал где иностранные послы вручают верительные грамоты главе Мальты.

Фрески в комнатах посвящены истории Ордена. В Посольском зале портрет с изображением Екатерины Великой, подаренноый самой императрицей. А ее сын Павел I, как известно, был объявлен Великим Магистром Мальтийского Ордена.

Вторая часть экскурсии по Президентскому дворцу не менее интересна. Оружейная комната. Мы думали что там будет скучно, место только для мальчиков. Ничего подобного, здесь интересно всем.

Так были одеты знатные рыцари, обратите внимание, фасончики и украшения у каждого свои. Рыцари были модниками и имели каждый своего стилиста с личным клеймом.

На головные уборы в разные времена были своя мода. И пожалуй главная экспозиция музея — доспехи Великого Магистра Жана Паризо-де ла Валлетта.

А вот и неожиданный сюрприз.

На площади около Президентсконо дворца под живую музыку выставка ретро-машин. Владельцы авто с семьями, обстановка веселая и дружелюбная. Хозяева машин тут-же отвечают на все интересующие вопросы.

С пониманием относятся и к желающим сфотографироваться на фоне их красивых машин.

На этом мой рассказ окончен. Мы увидели разную и прекрасную Валлетту. Если вы еще думаете ехать туда или нет, даже не сомневайтесь, надо ехать.

Источник публикации

Читайте также

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here
Перетащите ползунок, чтобы вставить комментарий