Рогожская слобода как зеркало русской истории

118

Посещение московского района, на территории которого расположена современная Рогожская слобода — это возможность открыть для себя Москву с новой, совершенно неожиданной стороны, а также погрузиться в древний мир старообрядчества. Неравнодушным к истории родной стороны туристам совершенно необходимо познакомиться, хотя бы кратко, с историей, культурой и непростой судьбой русского старообрядчества, потому что в них как в капле воды отразилась история нашей страны.

Когда-то этот район был дальним пригородом Москвы, а сегодня он расположен практически в центре Москвы недалеко от станций метро Римская и Площадь Ильича и его можно хорошо разглядеть, когда передвигаешься в этом районе на автомобиле по третьему транспортному кольцу. Рогожская слобода ведет свою история с конца 16-го века, когда здесь образовалось поселение ямщиков, которые занимались доставкой государевой почты и перевозками товаров в направлении села Рогожь, позже это село стало городом Богородск, в советское время — городом Ногинск.

Местоположение современной Рогожской Слободы на карте Москвы. Добираться до современной Рогожской слободы удобнее от метро Римская, до слободы идут несколько автобусов и маршруток, ехать не более 10 минут.

Врата современной Рогожской слободы. В день нашего посещения Рогожской слободы стояла пасмурная дождливая погода — чуть ли не единственные холодные и дожливые выходные в мае нынешнего года.

Вид на территорию современной Рогожской слободы от главных ворот. Доминантой храмового комплекса является колокольня храма во имя Воскресения Христова.

Карта расположения объектов современной Рогожской слободы

В 18-ом веке Рогожская слобода превратилась в центр русского старообрядчества. Кто такие старообрядцы и откуда они появились на Руси? Совсем кратко эта история выглядит так. 600 лет со времени крещения Руси князем Владимиром русская Церковь расширялась и была единой. Управление русской Церковью сначала находилось в Киеве, затем во Владимире, наконец, кафедра митрополита была учреждена в Москве. В истории русской Церкви были некоторые проблемы, которые, однако, не мешали её развитию. В частности, русское духовенство не приняло унию Флорентийского собора об объединении католической и православной церквей. Произошло отделение юго-западной церкви от северо-восточной, и юго-западная церковь в итоге попала под влияние католичества. Все это время русская Церковь хранила старинные православные обряды. Но во второй половине 17-го века произошел раскол, разделивший русских людей. Это печальное событие случилось в царствование Алексея Михайловича и в патриаршество Никона. Переход на новые церковные обряды по византийским, греческим канонам (а камнем преткновения было в основном изменение обрядов) был продиктован прежде всего внешнеполитическими причинами. Алексей Михайлович хотел из царя Московского стать царем Всероссийским, объединить Малую и Белую Русь с Великой и присоединить ещё православный Восток, а для этого надо было непременно заручиться поддержкой греческих патриархов, а не опираться на свою самобытную русскую Церковь. Здесь также надо вспомнить популярную у московских правителей теорию о Москве как о Третьем Риме, основой которой была идея, что после падения Константинополя российская столица должна стать оплотом истинной православной веры — преемницей Византии. Были и внутренние причины. Установление единообразия правил церковной жизни представлялось правителям Руси важным инструментом в поддержании национального единства. Но хотели как лучше, получилось как всегда.

Значительная часть русских людей не приняли реформу Никона. Раскол стал столкновением двух энергий — государственной и человеческой. Так старообрядцы стали врагами государства Российского на 350 лет и начались годы страшных гонений, когда за веру люди погибали в огне и в ссылках. Сегодня нам не понять мотивы поведения старообрядцев, но в те годы насаждения новых церковных правил вопрос веры был вопросом жизни и смерти. С течением времени всё несколько успокоилось, но всегда при любом удобном случае государство ограничивало права и старалось создать проблемы для старообрядцев.

Со временем в среде противников официальной церкви проявилось несколько течений. В частности, в Москве Рогожский некрополь стал центром старообрядцев-поповцев, а т.н. старообрядцы-беспоповцы обосновались на Преображенке. Рогожский некрополь и комплекс сооружений рядом с ним возник в конце 17-го века, когда в Москву с юга пришла чума и Екатерина II, при которой гонения на староверов несколько ослабли, разрешила поповцам организовать на этом месте кладбище и возвести небольшую часовню для отпевания умерших. Участок огородили деревянным забором и выстроили деревянные же здания. Со временем Рогожская община стала богатой и влиятельной. Старообрядцы свято чли традиции, не пили, не курили, не проматывали состояния, были расчетливы и осторожны в своих сделках и поэтому постепенно накопили немалые капиталы. Они не только занимались торговлей, устройством фабрик и зарабатыванием денег, но и с большим уважением относились к старопечатной литературе и древней живописи и русская культура обязана им спасением многих своих сокровищ. В 1825 г. в Рогожской общине насчитывалось 68 тысяч прихожан, это был уже целый город в городе. В слободе были построены богадельни для престарелых и неимущих, лечебница, приюты, типография, два училища, Московский старообрядческий учительский институт.

Рогожская слобода содержалась и развивалась на деньги, которые зарабатывали купцы-старообрядцы. В этом ряду русских купцов знаменитая династия Морозовых, не менее знаменитый фарфорозаводчик Кузнецов (тот самый кузнецовский фарфор), текстильные фабриканты Рябушинские, шелковые — Шелопутины, шерстяные — Бутиковы, книгоиздатели Солдатенковы, первые русские оптики Трындины, промышленники Рахмановы, Мельниковы, владельцы кирпичных заводов Миловановы, торговцы коврами Мусорины и многие другие. Также надо вспомнить знаменитый МХАТ, оперу Зимина, художественную галерею Третьякова, городскую больницу Боткина — это всё существовало также на деньги старообрядцев.

Поскольку преследование старообрядцев к концу 18-го века ослабло, они сумели выстроить у Рогожского кладбища несколько церквей. Первой по разрешению присланного Екатериной II в. охваченную чумой и беспорядками Москву князя Григория Орлова возвели небольшую деревянную часовню. В 1790—1792 гг. староверы, утвердив у московского генерал-губернатора проект небольшой церкви авторства хорошо известного московским властям архитектора Матвея Казакова, начали строить большую пятиглавую Покровскую церковь по проекту другого архитектора. Но официально автором проекта остался Казаков. Екатерине II донесли, что Покровская церковь будет самой большой в Москве и по площади превосходить Успенский собор в Кремле. По личному указанию императрицы храм укоротили: сделали ниже, вместо пяти глав оставили лишь одну и разобрали алтарные выступы. Впрочем собор не смотрится со стороны каким-то странным по архитектуре, скорее он напоминает светское здание. Большинство старообрядческих храмов на Руси называли во имя Покрова Пресвятой Богородицы, так как традиционно считалось, что покровительство Богородицы позволяет старообрядческой Церкви преодолевать лишения и невзгоды.

Покровский собор. Вид от колокольни.

Покровский собор. Вид с аллеи перед главным входом собора.

Покровский собор. Вид со стороны прудов.

Позже в 1804 году рядом с Покровским собором был построен зимний храм Рождества Христова в стиле псевдоготики по проекту архитектора И. Д. Жукова. При его строительстве старообрядцы также пошли на хитрость и воспользовались тем, что московский генерал-губернатор А. А. Беклемишев был в ссоре с митрополитом Платоном — ярым их противником, и Беклемишев в отместку разрешил старообрядцам построить зимний храм.

Вид на храм Рождества Христова от главного входа

Вид на храм Рождества Христова со стороны прудов

В храмах на Рогожском некрополе находится уникальное собрание икон, старообрядцы превратили храмы, по сути, в музеи иконописи. Известные купеческие династии без устали жертвовали храмам уникальные старинные иконы новгородского и псковского письма из личных коллекций, не подновленные, не искаженные поздними влияниями. К сожалению, увидеть их сложно, в старообрядческие храмы официально не пускают иноверцев, т. е. ради любопытства посетить старообрядческий храм не удастся.

Если при Екатерине II и Александре I старообрядческий культ не подвергался особым преследованиям, то со времени восшествия на престол Николая I для старообрядчества наступили тяжёлые времена. В 1827 году старообрядцам было запрещено принимать священников, переходящих к ним от официальной церкви, ослушавшихся ждала каторга. Храмы превращались в простые часовни, старообрядцам катастрофически не хватало священнослужителей. Государством специально было учреждено единоверие — некая форма компромисса, на который пошла господствующая церковь. В единоверческих церквях служили священники, официально признанные церковью, но служили они по старым обрядам, но это не впечатлило старообрядцев и массового их перехода в единоверие не случилось. Тем не менее, московский митрополит Филарет в 1854 году при громадном стечении народа переосвятил в единоверие самую старую на Рогожском некрополе Никольскую церковь. Её вскоре по проекту архитектора В. Н. Карнеева перестроили в русско-византийском стиле. Храм получился очень нарядный, в духе Русского узорочья. Эта церковь была единственная в Москве, где могли молиться и православные, и единоверцы, и старообрядцы. В советское время храм не закрывался, но его у старообрядцев-поповцев отняли, передали беспоповцам, но затем он достался РПЦ.

Вид на Никольскую церковь со стороны прудов

Вид на Никольскую церковь с территории современной Рогожской слободы

Вид на Никольскую церковь со стороны Рогожского некрополя

Дальше больше. Государство решило подорвать экономические основы старообрядчества. В дореволюционной России наиболее богатыми и предприимчивыми людьми являлись старообрядцы. Будучи притесняемыми и гонимыми властями несколько столетий, они были вынуждены создавать такую свою собственную экономическую систему, которая позволяла бы им максимально концентрировать как экономические, так и духовные ресурсы. И такой системой стала знаменитая русская община, в которой общинно-коллективистские, а вовсе не частнособственнические отношения служили тем фундаментом, на котором строилась успешная социальная жизнь старообрядцев. Иными словами, вся собственность заводов, фабрик и иных предприятий принадлежала старообрядческой общине (в некотором роде это было акционерное общество), а все эти Рябушинские, Морозовы, Кузнецовы и т. д. были всего лишь наемными директорами, которые хоть и получали значительно больше, чем рядовые члены общины, но не владели всей общинной собственностью. И вот в 1855 году в России выходит высочайший указ о запрещении передачи наследства в общинную собственность. Тем самым государство одним росчерком пера подарило огромные куски собственности наемным директорам. Чем не наша знаменитая приватизация 1991 года. Так и зародились все эти знаменитые купеческие старообрядческие династии, у всех у них в метрике в графе дата образования предприятия значился один год — 1855. Кроме этого отныне попасть в купеческие гильдии могли только те, кто принадлежал к РПЦ или единоверию. Кто-то из купцов-старообрядцев смирился и перешел в единоверие, кто-то как Рябушинский не изменил своим принципам, но по экономическим основам старообрядцев был нанесен мощный удар.

Но и это было ещё не всё. По настоянию митрополита Филарета 7 июля 1856 г. были запечатаны алтари Покровского храма и храма Рождества Христова и они были закрыты для прихожан целых 50 лет. Они были распечатаны лишь после императорского указа от 17 апреля 1905 г. «Об укреплении начал веротерпимости». В честь этого события, пришедшегося на празднование Пасхи, старообрядческое духовенство и прихожане со всей России ежегодно совершают крестный ход в Неделю святых жен-мироносиц (второе воскресение после Пасхи). В память распечатания алтарей в 1912—1913 гг. по образцу старинных русских столпообразных храмов был выстроен храм во имя Воскресения Христова с красивейшей колокольней (проект архитектора Ф. И. Горностаева), по фасаду украшенной рельефными изображениями сказочных райских птиц. Именно эту колокольню в первую очередь видят автомобилисты, проезжающие по внешней стороне эстакады третьего транспортного кольца на пересечении с шоссе Энтузиастов. Колокольня совсем немного ниже кремлёвского Ивана Великого, старообрядцам опять не разрешили построить самую высокую в Москве колокольню. В 1988 году был возобновлён колокольный звон, а в 1990 году на колокольню был поднят колокол, непостижимым образом сохранившийся во МХАТе, вес которого составляет 262 пуда 38 фунтов (4293 кг).

Колокольня храма во имя Воскресения Христова. Реставрация колокольни была закончена только в 2015 году. Колокольня имеет гармоничные пропорции и украшена изящной резьбой. Специалистами утверждается, что архитектурная отделка колокольни испытала влияние модного в то время стиля модерн. Её купола покрыты настоящим сусальным золотом, старообрядцы в ходе реставрации отвергли предложение сделать современное, более долговечное покрытие куполов на основе сплава титана, т. к. считают, что все реставрационные работы должны быть исполнены по старинным технологиям.

Далее начинается история 20-го века, в событиях которого старообрядцы сыграли весьма важную роль. В начале 20-го века в России существовали только три финансово состоятельные группы людей: старообрядцы (купцы и промышленники), иностранные бизнесмены и дворяне-помещики. На долю старообрядцев приходилось более 60% всех частных капиталов Российской империи, при всем том, что численность самих старообрядцев, по разным подсчетам составляла не более 10% от общего числа населения империи.

Старообрядцев всех течений и любого материального положения объединяло на уровне генетической памяти крайне неприязненное отношение к РПЦ и к властям, в частности, к дому Романовых. Безусловно, для такого отношения имелись объективные исторические причины: гонения за веру, социальное угнетение, запрет на проповедь и распространение своей религии. Под надуманными предлогами старообрядцев наказывали и отбирали у них имущество, отправляли в ссылку, закрывали и разрушали их храмы.

Накопив денег и получив относительную свободу вероисповедования — время начала 20-го называют «золотым веком» старообрядчества, старообрядцы приняли активное участие (если не сами, то их деньги) в русской революции 1905 года, а затем и 1917 года. И фактов на эту тему масса. Владимир Рябушинский в Нижнем Новгороде готовил на свои деньги агитаторов, знаменитая династия старообрядцев Морозовых внесла 85 тысяч рублей на строительство трехэтажной марксистской школы в Замоскворечье, землю под которую выделила Городская дума в лице ее руководителя старообрядца Гучкова. На деньги Саввы Морозова революционерами в 1905 году закупалось оружие. И т. д. и т. п. Намерения как всегда были самые благие: скинуть устаревшего царя, созвать Учредительное собрание, передать ему власть. Конечно, дело было не только в старообрядцах, но это явно одна из причин бурных российских событий начала 20-го века.

Приход Временного правительства и отречение царя старообрядцы встретили с восторгом. Ещё большую радость старообрядцев вызвало постановление Временного правительство «О свободе совести», где было объявлено о намерении снять все ограничения с деятельности религиозных объединений. Но вот беда, осенью 1917 года Временное правительство пало, к власти пришли большевики, которые разогнали Учредительное собрание и установили диктатуру пролетариата. Большевики пришли к старообрядцам не сразу, сначала диктатуре пролетариата надо было разобраться с царским наследием и с официальной церковью. Какое-то время старообрядцы ещё возлагали какие-то надежды на большевиков и даже пытались договориться с ними, но этим надеждам не было суждено сбыться.

В итоге Октябрьская революция положила конец «золотому веку» старообрядчества. В 1928 г. с колокольни сбросили колокола, в 1929 г. был закрыт и частично разрушен храм Рождества Христова. Пострадали иконы, храмовая роспись, уникальные древние книги разошлись по библиотекам, музеям и частным рукам. Были засыпаны пруды, снесены исторические здания, мрамор семейных склепов Рогожского некрополя был вывезен для строительства метро.

Только в 1993 году в связи с обращением старообрядческой Митрополии о возвращении принадлежащей ей территории и зданий вопрос был положительно рассмотрен московскими властями и комиссией во главе с Ю. М. Лужковым. Земля и здания духовного центра начали возвращаться РПСЦ. Сравнительно недавно была закончена реставрация колокольни и храма Воскресения Христова, только 1 февраля 2015 года колокольня была освящена во имя Воскресения Христова и ей было возвращено историческое название. 24 апреля 2015 года митрополит Московский и всея Руси Корнилий (Титов) освятил знаменитый «Дом причта», памятник истории и культуры 18-го века, практически воссозданный с нуля в 2010–2014 годах. За 2000-е годы был восстановлен ряд других исторических зданий, заново вырыт каскад прудов, перекинуты красивые горбатые мостики, ландшафт территории храмового комплекса Рогожского некрополя приобрел вид, максимально приближенный к историческому. И сегодня здесь можно видеть потрясающий по своей красоте храмовый комплекс, практически все объекты которого относятся к объектам культурного наследия федерального значения.

Певческие палаты. Здесь сохраняют знаменитое древнецерковное пение в унисон. Даже сам патриарх Кирилл, несмотря на разногласия, приезжает послушать старообрядческих певцов в унисон на службы в Покровский храм.

Восстановленный Дом притча. Сейчас здесь, как и раньше, находится зал Соборов, а также различные службы Рогожской общины, музейный зал, классы воскресной церковной школы. В старые времена именно отсюда старообряческая община управляла всей своей оргомной общинной собственностью.

Старобрядческая Митрополия. Сейчас здесь живет Митрополит Московский и всея Руси Корнилий — предстоятель Русской Православной Старообрядческой Церкви (РПСЦ).

Митрополит Корнилий идет на утренную воскресную службу в Покровский собор — один и без охраны

Напротив здания старообрядческой митрополии, где сегодня находится резиденция митрополита Корнилия, на небольшом холмике в 2008 году установлен поклонный крест в память о герое Отечественной войны 1812 года атамане Донского казачьего войска старообрядце Матвее Ивановиче Платове. Прославленный герой Отечественной войны граф Матвей Иванович Платов был старообрядцем, имел при себе походную церковь и старообрядческого священника, который совершал по пути богослужения для казаков-старообрядцев отряда Платова. Атаман подарил Рогожскому некрополю свою походную полотняную церковь во имя Пресвятой Троицы, а московский градоначальник разрешил служения в этой церкви. Благодаря Платову старообрядцы получили возможность совершать литургии в храмах Рогожского кладбища.

Такие персонажи из позапрошлого века часто попадаются на территории современной Рогожской слободы. Бороды брить нельзя — одно из главных правил внешнего вида.

Архитектура застройки Рогожской слободы очень узнаваема — здесь нет чрезмерного украшательства и вычурности, а многие культовые здания кажутся слишком простыми и строгими. Однако это как нельзя лучше характеризует принципы старообрядчества: сдержанность, спокойствие и умеренность во всем. На всей немаленькой территории чисто и всё выглядит аккуратно. И при посещении храмового комплекса Рогожского некрополя есть некоторое умиротворение, как будто не было 350 лет взаимных претензий государства и старообрядческой церкви и в настоящее время все действительно успокоилось. Хочется надеется, что обе стороны учли свои исторические ошибки, толерантность и веротерпимость навсегда станут нормой нашей жизни, а интересы родной стороны станут выше частных интересов разных социальных групп.

Некогда за Рогожскими храмами находился пруд с чистой и проточной родниковой водой 60 сажен длины и 15 сажен ширины. Купание и стирка в этом пруду были запрещены. На особом помосте здесь была устроена деревянная часовенка «Иордань», в которой святили воду три раза в год. В 19 веке ко дню праздника Богоявления на этих прудах собирались не только все московские старообрядцы, но и целыми обозами приезжали из провинции.

Водосвятная часовня

Мостики и пруды с родниковой водой на территории современной Рогожской слободы

Самые красивые виды на территории современной Рогожской слободы

Калитка под церковной колокольней Никольского собора ведет на Рогожское кладбище, на котором находятся некрополи известных старообрядческих семей.

Рядом с дорожкой, ведущей от главного входа, расположен знаменитый некрополь Морозовых, изготовленный по проекту Шехтеля, реставрация которого была проведена на городские средства в 2016 году. Здесь покоятся пять поколений Морозовых от основателя династии Саввы Васильевича до Саввы Тимофеевича. Того самого Саввы Тимофеевича, который когда-то спас Московский Художественный театр от разорения, который щедро жертвовал большевикам средства на подрывную деятельность и тело которого после таинственного убийства-самоубийства привезли из Франции в мае 1905 года.

На Рогожском кладбище нашли последнее пристанище купцы-старообрядцы Бутиковы, Рябушинские, Рахмановы, благотворители и меценаты Козьма Солдатенков и Павел Шелапутин, основатель крупнейшей в России фирмы фарфора и фаянса М. С. Кузнецов, букинисты С. Т. Большаков и П. П. Шибанов.

Источник публикации

Читайте также

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here
Перетащите ползунок, чтобы вставить комментарий