Он врубил форсаж и на максимальной тяге ушел в набор высоты…Его динамический потолок достигал 40 км над землей, а бомбы он мог сбрасывать из стратосферы по принципу «сбросил и уж точно забыл, когда сбросил». Он обгонял пущенные в него ракеты (читайте дальше и все узнаете), а развиваемая им скорость приводила к такому «трению» о воздух, что плавился фонарь кабины… это был МиГ-25РБ, разведывательный бомбардировщик страны, которой больше нет.
Идея высотных самолетов разведчиков активное развитие получила после Второй мировой войны, когда недавние союзники, а теперь идейные и военно-политические антагонисты, развязали «холодную войну». Начавшаяся с ней гонка вооружений разгоняла маховик научно-технического прогресса в сторону создание все более смертоносных вооружений.
Американцы пошли по пути узкой специализации, сделав знаменитый самолет–разведчик U-2, который до сих используется для осуществления аэрофотосъемки (в том числе в Сирии). С начала 1950-х U-2 начинает появляться в небе Советского Союза, многие объекты некогда «закрытой» для глаз ребят из Лэнгли страны оказались на пленке, потом был визит 1956 года, который длился свыше 6 часов и закончился строжайшей директивой тогдашнего министра обороны Р. Малиновского о недопущении повторения тех позорных событий. Итог, 1 мая 1960 года, U-2 и Фрэнсис Г. Пауэрс, Свердловск и ЗРК С-75.
Апогеем развития высотных разведчиков на Западе стал уникальный сверхзвуковой самолет SR-71 Black Bird («Черный дрозд»), однако дороговизна производства, огромное количество нюансов в обслуживании и появление дальнобойных зенитно-ракетных комплексов привели к снижению актуальности авиационных средств разведки. США переключились на спутниковую компоненту, а затем и на беспилотную авиацию.
В Советском Союзе дела обстояли немного по-другому. Ответом на возросшую активность разведывательных полетов вдоль границ и в глубине территории СССР стал проект высотного истребителя перехватчика (т.к. зенитные системы еще не дотягивали до таких высот), параллельно с «изделием № 17» (советским U-2). Результатом «мирного» ОКР стал высотный разведывательный самолет М-17 «Стратосфера»(1978), а спустя 10 лет ему на смену пришел М-55 «Геофизика» (именно М-55 – тот самый случай, когда заложенный потенциал на многие десятилетия опередил свое время, а перепрофилирование под исследовательские задачи значительно расширило круг применения новой машины). Результатом же «боевого» ОКР – Миг-25РБ, непревзойденное сочетание летно-технических характеристик.
С середины 1950-х российские ученые начинают работу над сверхзвуковым самолетом для ведения оперативной разведки в оптическом, радиотехническом и радиолокационном ключе.
Кстати, конструкторы рассматривали возможность вооружения самолета аэробаллистической ракетой…ничего не напоминает?
Первый опытный экземпляр самолета под обозначением Е-155Р1 был собран в конце 1963 года, а первый полет состоялся 6 марта 1964 года в небе подмосковного города Жуковский. В дальнейшем было создано несколько модификаций МиГ-25П (высотный перехватчик), МиГ-25РБ (разведчик-бомбардировщик) и МиГ-25УБ (учебно-боевой).
Для нас наиболее интересно сочетание несочетаемого. Разведчика и бомбардировщика.
Разведывательно-ударный МиГ-25РБ, предтеча современного высотного перехватчика МиГ-31, имел поражающие советских и американских летчиков показатели. Крейсерская скорость до 3400 км/ч при динамическом потолке в 40 км делали советский истребитель недосягаемым для любых средств поражения противника.
Динамический потолок – максимальная высота , которую может набрать самолет без снижения крейсерской скорости в едином маневре подъема.
Возможность нанесения бомбовых ударов специально разработанными для него термостойкими ФАБ-500 практически из космоса, когда прицельно-навигационный комплекс самолета учитывал даже угол поворота Земли за то время пока бомба летит к цели в свободном падении, позволяла самолету наносить удары, не входя в зону ПВО или сваливая из опасного района до того, как противник сообразит.
Рекомендуем: Новая авиабомба для фронта. «Дрель» калибром 500 кг.
Хотите верьте, хотите нет, но с этим самолетом связана одна интересная история.
Даже советские асы не могли справиться с той мощью, которой наградили самолет конструкторы и два реактивных двигателя. Однажды, пилот советского МиГ-25РБ слишком сильно «притопил педаль газа» и улетел за переделы родного воздушного пространства. Когда ориентирование в пространстве летчиком было восстановлено, он с удивлением заметил приближение к нему нескольких перехватчиков противника, которые стали демонстрировать ему бортовое вооружение и принуждать к посадке.
Или погибнуть или стать предателем. Выбор стоял непростой, но для советского человека очевидный. Когда «врубив» форсаж советский самолет стал уходить от преследователей, то вдогон ему были пущены ракеты класса «воздух-воздух»…но разгонная скорость МиГ-25РБ оказалась настолько высока, что дымный шлейф остался далеко позади, а пилота пришлось выковыривать из самолета, т.к. фонарь кабины оплавился от огромной температуры из-за возникшего кинетического нагрева.
Рекомендуем: Новейший дальний перехватчик МиГ-41. Космос и гиперзвук.
P.S. Еще пилоты и авиатехники очень любили этот самолет из-за огромных резервуаров полных авиационного спирта для обеспечения систем жизнедеятельности самолета…и персонала.
Присоединяйтесь к проекту «Военный обозреватель» в Telegram. Самые актуальные новости и крутые фото только там!