Сегодня в России стартовал пилотный проект по взаимодействию между Почтой России и таможенными органами. Коротко о главных изменениях.
Зачем нужно что-то менять?
Всё просто. Для того, чтобы собирать больше налогов в бюджет. Сейчас эта система работает, мягко говоря неэффективно. Администрируют уплату пошлин таможенные органы, но при этом взаимодействие с Почтой России сводится буквально к нулю.
Знакомый таможенник почтового таможенного поста, который пожелал остаться анонимным, рассказал как это работает на практике.
Почта России платежами не занимается вообще. Сейчас она выполняет лишь роль перевозчика. К нам привозят огромными мешками и коробками посылки, которые, можно сказать, «валом» выгружаются на ленту досмотрового аппарата. Далее, груз проходит через рентген. Большинство покупок с иностранных интернет-магазинов — это, так называемые, мелкие пакеты. В них может находиться небольшая одежда или даже смартфоны. Но гораздо чаще там какие-то дешевые мелочи. Увы, когда груда из нескольких тысяч таких пакетов вываливается на ленту, невозможно качественно и досконально изучить всё и сверить соответствие реальной цены с содержимым.
В свою очередь, гораздо больше внимания уделяется более крупным и дорогостоящим покупкам. При нынешних ресурсах мы просто физически не можем отслеживать количество мелких пакетов, которые приходят на каждого человека в течение месяца. Поэтому и не можем просуммировать количество подлежащих уплате пошлин после превышения допустимого порога ввоза. Это происходит лишь в исключительных случаях. Например, когда мы уже знаем, что человек занимается незаконной предпринимательской деятельностью и везёт намного больше положенного.
С уплатой пошлин была и другая неприятная проблема. Уполномочены принимать платежи до сих пор были только сами таможенники, причём лишь те, которые работали в здании главпочтамта. Обычно единственном в городе.
В век интернет-платежей и удаленной оплаты всего и вся подобная поездка до главпочтамта, причём в свое рабочее время, становится пережитком прошлого.
Что за проект?
Суть нового пилотного проекта сводится к тому, что теперь не таможня, а Почта России, а впоследствии и другие «уполномоченные постовые операторы» будут контролировать стоимость покупок и будут сами взимать таможенные платежи.
Начать работу хотели ещё в ноябре, но приказ Минфина, который определяет механизм взаимодействия между ФТС и Почтой России, вышел лишь перед самым Новым годом. С документом можно ознакомиться здесь.
Уполномоченный почтовый оператор совершает таможенные операции с товарами, приобретенными для личного пользователя, от имени и по поручению покупателя, сказано в документе.
Как это будет работать?
Из новых правил от Минфина следует, что появится новая электронная система от Почты России, которая будет интегрирована в действующую ЕАИС таможенных органов.
Сотрудники почты и таможенники должны будут обмениваться данными в режиме реального времени.
Данные о покупке, в том числе стоимость и общий вес будут отправляться в эту систему, где также будет учитываться стоимость и вес покупок суммарно за календарный месяц у каждого человека. Также в электронную систему будут направляться и персональные данные покупателя — адрес, паспорт, ИНН.
При этом взимать платежи будет теперь уполномочена не таможня, а Почта России, следует из новой инструкции от Минфина.
Сам механизм пока такой. Почта России сама декларирует каждое МПО и рассчитывает необходимые для уплаты пошлины по каждой интернет-покупке. Затем Почта России осуществляет предварительное декларирование каждой посылки и перечисляет таможенным органам авансовые платежи в счет уплаты будущих таможенных пошлин и налогов. Причём она обязана это сделать ещё до поступления посылки на почтовый таможенный пост. Деньги резервируются для каждого почтового отправления в отдельности. При этом вся информация о посылке заносится в электронную систему.
Далее, как и сейчас, каждая посылка проходит таможенный контроль. Если контроль пройден успешно, и посылка никакие правила не нарушает, то формируется квитанция для плательщика — получателя посылки.
Дальше, если выпуск разрешен, и даже если платежи за посылку платить надо, то покупку можно будет забирать не в главпочтамте, а у себя в ближайшем почтовом отделении. Естественно, оплатив квитанцию.
Вот, кстати, как она будет выглядеть.
Если вкратце, то что изменится?
Если с посылкой нет никаких проблем, но за неё нужно платить пошлину, то сделать это можно не в главпочтамте, а в своём почтовом отделении по месту жительства, куда она и придёт. Сколько и чего нужно платить — рассчитают в таможне и в системе Почты России. После чего посылка будет выдана на руки, а данные об оплате будут занесены в систему.
Впрочем, для физических лиц позже всё может стать проще. Издание «Коммерсант», ссылаясь на руководителя Почты России пишет, что покупатель будет оплачивать пошлину сразу на сайте зарубежного интернет-магазина при оформлении заказа. Обещают, что для этого будет достаточно лишь совершить платеж банковской карточкой. Но, для того, чтобы механизм заработал в полной мере, потребуется разработка совместных технических решений с самими интернет-магазинами. Когда они появятся — пока не известно.
Важно помнить
С 1 января снижены лимиты для иностранных интернет-покупок. С Нового года они составляют 500 евро или 31 кг. Если покупка стоит дороже, придётся заплатить таможенную пошлину с суммы превышения — 30% стоимости или 4 евро за каждый килограмм веса сверх лимита. Если товаров наберется больше, чем указано в норме, и по весу, и по сумме, взиматься будет та пошлина, которая больше по сумме: либо весовая, либо стоимостная.
@groshblog в Telegram — статьи, новости, аналитика