Обыкновенный Монте-Карло

29

29 декабря 4:40 Монако Август 2018

В Монако мы сначала навестили его исторический центр Монако-Вилль, рассказ об этом опубликован ранее

https://www.tourister.ru/responses/id_25646

Продолжу рассказом о Монте-Карло. Но сначала — «взгляд со стороны», со скалы Ле Роше, на которой расположен старый Монако-Вилль. Порт, дома внизу и далее вдоль побережья — это район Ла Кондамин, полукольцом огибающий бухту. Последние два пирса справа на дальней стороне бухты и идущая от них вверх застройка — это уже Монте-Карло.

Площадь Монте-Карло 30 га, население около 3 тыс. человек. Не самый большой и населенный район Монако, но, пожалуй, наиболее знаковый. Во всяком случае, Казино и Опера однозначно ассоциируются не с Монако, а именно с Монте-Карло. По Монте-Карло проходит значительная часть трассы гонки Формулы-1 «Гран-при Монако».

Из Монако-Вилль в Монте-Карло проезжаем через портовый район Ла Кондамин, огибая бухту порта

Ну вот, попали в пробку на светофоре…

Мы в центре Монте-Карло, на площади Казино. Осмотрим её, поворачиваясь по часовой стрелке. Налево отходит улица, на которой, если верить карте, находится Галерея Карла III — крупный торговый центр. Из-за жёсткого лимита времени любой шопинг — не наша тема, поэтому Галерею пропускаем.

Карл (Шарль, Чарльз — встречаются разные транскрипции имени) III был правящим Принцем Монако в 1856—1889 гг., и Монте-Карло своим возникновением и расцветом обязан именно ему. Здание с куполом и башенками (в центре следующего кадра) построено в 1868, в нём расположилось казино, которое первоначально называлось Cafe Divan. Современное название обозначено транспарантом на фронтоне здания: Добро пожаловать в казино «Кафе де Пари». Но это не то казино, которое имеют в виду, когда говорят и пишут о Монте-Карло.

А вот и оно, Казино Монте-Карло.

В центре площади Казино расположено оригинальное сооружение — фонтан (без привычно бьющих струй) с наклонным вогнутым зеркалом над ним. Это скульптура индийского художника Аниша Капура, называется «Небесное зеркало», установлена в 1999.

В продолжении площади Казино, через дорогу от неё, расположился ещё один фонтан, вполне традиционный, только струи у него какие-то вялые (потом в инете нашёл фотографии этого же фонтана в нормальном состоянии — нам просто не повезло). Здание справа — знаменитый Отель де Пари. Построен в 1862, первоначальное название Hotel de Parisien.

С другой стороны фонтана видим эти странные «паруса». Возможно, это солнцезащитные экраны, под которыми прячутся кафешки и лавочки (пардон: бутики…)

Дорога за фонтаном, пересекаемая «зеброй» — это аллея Дягилева. Да-да, того самого, который организовал «Русские сезоны» в Париже… Мы с ним в Монте-Карло ещё будем пересекаться.

Взгляд на площадь Казино с другой точки, с правой стороны площади

Отсюда здание Казино совсем рядом

Рассказывая о Монте-Карло, невозможно не остановиться на его истории, тем более что в большинстве интернет-публикаций, особенно о Казино Монте-Карло, больше мифов, чем реальной истории. Читая и сравнивая, в качестве основного источника отдаю предпочтение англоязычной Wikipedia.

Монако в середине XIX века оказалось в очень сложной ситуации, фактически рухнула традиционная феодальная структура государства. С потерей Ментона и Рокебрюна, отказавшихся платить налоги и отколовшихся в 1848 году от Монако, княжество потеряло не только основные источники доходов, но и более 80% своей территории. У крохотного государства не было территории, полезных ископаемых — вообще практически никаких ресурсов, даже транспортных связей. Но главное — не было денег, чтобы не просто укрепиться, но и развиваться. Требовалось найти какое-то нестандартное решение, чтобы спасти Монако и Дом Гримальди от банкротства.

Идею такого решения выдвинула принцесса Каролина — проницательная, деловая супруга Принца Флорестана I. Она предложила открыть в Монако игорное заведение (казино), рассчитанное на богатых и очень богатых клиентов. Её поддержал сын Карл, будущий (с 1856) правящий Принц Монако. В 1854 он нанял команду французов — писателя Альбера Обера и бизнесмена Наполеона Ланглуа — для разработки плана развития с целью привлечения 4 миллионов франков, необходимых для строительства спа-салона для лечения различных заболеваний, вилл в английском стиле и игорного дома по образцу германского казино Бад-Хомбург (описанного в романе Достоевского «Игрок»). Получив 30-летнюю концессию на управление заведениями с лечебными ваннами и игровыми столами, Обер и Ланглуа открыли первое казино 14 декабря 1856 на Вилле Бельвю. Это был скромный особняк в Ла Кондамине, предназначенный для временного расположения заведения.

Отсутствие дорог, необходимых для соединения Монако с Ниццей и остальной Европой, отсутствие комфортабельных помещений для гостей, а также неспособность концессионеров популяризировать новый курорт, привели к гораздо меньшему количеству клиентов, чем первоначально предполагалось. Не сумев привлечь капитал, необходимый для преодоления убыточности заведений, Обер и Ланглуа уступили свои права Фроссарду де Лилльбону, который, в свою очередь, в 1857 передал их Пьеру Огюсту Давалю.

В течение этого первоначального периода казино несколько раз перемещалось, пока, наконец, не оказалось в месте под названием Спелюг (Les Spelugues — Пещеры). Строительство здесь началось 13 мая 1858 по проекту парижского архитектора Гобино-де ла Бретоннели и было завершено в 1863 году. Гобино-де ла Бретоннели спроектировал также расположенный рядом отель де Пари, построенный в 1862 году. В те же годы Принц Карл III урегулировал спорные вопросы с Францией, окончательно отказавшись от претензий на Ментон и Рокебрюн и получив за это определенную денежную компенсацию.

Казино в 1859 году начало приносить прибыль, однако достижение поставленной цели оказалась Пьеру Давалю не по плечу. Как и его предшественники, он был недостаточно компетентен и оказался не способен довести игорное предприятие до масштабов, задуманных принцессой Каролиной. Разочаровавшись, она направила своего личного секретаря М. Эйнео в Германию, надеясь привлечь Франсуа Блана, французского предпринимателя и оператора казино Бад-Хомбург. Блан отклонил предложение. Потребовалось много времени и уговоров со стороны принцессы Каролины, чтобы убедить Блана переехать в Монако. Принцесса Каролина даже обратилась к мадам Блан, с которой она подружилась во время своего первого визита в Бад-Хомбург, с предложением, что мягкий климат Монако будет полезен для поправки состояния здоровья мадам Блан.

Наконец, в 1863 году Франсуа Блан согласился взять на себя бизнес казино Монако. Для управления новым предприятием была сформирована компания SBM — Societe des Bains de Mer et du Cercle des Etrangers a Monaco (приблизительный перевод «Общество морских ванн и обслуживания иностранцев в Монако») с капиталом в размере 15 миллионов франков. Само название компании говорит о том, что предполагалось организовать рассчитанный на богатых иностранцев курортный бизнес с сопутствующим игорным. Среди наиболее влиятельных инвесторов SBM были епископ Монако Чарльз-Бонавентура-Франсуа Туре и кардинал Печчи, будущий папа римский Лев XIII. Блан стал единственным мажоритарным акционером компании и получил 50-летнюю концессию сроком до 1913 года. Блан использовал свои связи, чтобы быстро собрать необходимый капитал, и началось массовое строительство.

По настоянию Блана место Spelugues (Пещеры), где расположился комплекс азартных игр, в 1866 было переименовано, чтобы сделать его название более привлекательным для посетителей казино. Из нескольких рассмотренных предложений было выбрано название «Монте-Карло» (Гора Карла) в честь правящего Принца Карла III. Комплексу Монте-Карло был присвоен статус города. В 1868 со строительством казино Cafe Divan (Cafe de Paris) было в основном завершено формирование роскошной площади Казино. В том же году открылось железнодорожное сообщение Монако с Ниццей, а вскоре — и с Италией (через Вентимилью). В 1873 году было закрыто казино Бад-Хомбург и все другие игорные дома в Европе. Благодаря этим событиям приток клиентов (особенно знатных, знаменитых и богатых) в казино Монте-Карло заметно вырос, игорный бизнес стал приносить неплохие доходы. Опасность банкротства миновала.

Кстати, сейчас Казино — это в большей степени бренд Монте-Карло, привлекающий туристов, чем источник доходов государства. Казна княжества только на 4% заполняется за счёт налогов от игорного бизнеса, гораздо больше даёт туризм.

Ознакомившись с предысторией Казино, можно и заглянуть в него. Заведение начинает работать с 14 часов, но с утра там существует свободный доступ в… вестибюль (дальше не пускают). Мы были в час дня, решили зайти.

В вестибюле казино нас встречает бронзовая «Фортуна» (скульптор Дафна Дю Барри, 2004).

Вестибюль перегорожен «карточными» ширмами, образующими лабиринт. Для утомленно-заблудившихся стоят диванчики. Честно говоря, не понял, для чего это «карточное шоу», мешающее насладиться великолепной архитектурой атриума Казино.

На выходе из лабиринта стоит стол для рулетки (не знаю, как он правильно называется). Не уверен, что он действующий, зато глянцевая поверхность рулетки неплохо отражает потолочный витраж.

Оформление Казино выполнено в стиле Боз-Ар (Beaux Arts, букв. «изящные искусства»). Он возник в Париже и был особенно популярен в Европе во второй половине XIX века. Этот эклектичный архитектурный стиль историзма продолжает традиции итальянского ренессанса и французского барокко.

К сожалению, весь атриум вестибюля не удалось увидеть из-за карточной ширмы-лабиринта.

Из центрального вестибюля Казино можно пройти в фойе Оперы Монте-Карло с буфетом. Кстати, зрители входят в зал именно через эту дверь, через казино.

Великолепный интерьер с лепниной и бронзовыми люстрами

Обилие зеркал зрительно увеличивает пространство не очень большого помещения

На входе из вестибюля в игровую зону как будто и нет препятствий, но некто своим присутствием у двери демонстрирует, что дальше «низзя». А ведь любопытно до невозможности…

На этом наше знакомство с интерьерами Казино Монте-Карло завершилось. Выйдя на крылечко, запечатлел с него общий вид площади Казино.

Но знакомство с удивительным зданием Казино продолжается. Обойдя его справа, видим другой фасад, кардинально отличающийся от фасада самого казино. Перед входом — скульптурный портрет Жюля Масснэ, чуть в стороне, в сквере на набережной — Гектора Берлиоза. Обе скульптуры создал российский скульптор Леопольд Бернштам в начале XX века.

Ясно, это — театр. Открою секрет: парадный вход в театр — только для членов монаршей семьи.

Здесь, думаю, будет уместно продолжить исторический экскурс.

Опыт работы казино подсказал его владельцам и управляющим, что для привлечения более широкого круга клиентов комплекс казино необходимо облагородить хорошим концертным залом. В 1878–79 здание Казино было преобразовано и расширено по проекту Жюля Дютру (1819 — 1885) и Шарля Гарнье — архитектора, спроектировавшего здание Парижской оперы, теперь известное как Пале Гарнье. Франсуа Блан, оказавший финансовую помощь французскому правительству для завершения строительства оперного театра (1875), был знаком с Гарнье.

Основные изменения в Казино Монте-Карло включали добавление концертного зала по проекту Гарнье (названного в его честь «Зал (Salle) Гарнье»), расположенного с обратной стороны здания казино, с фасадом на море, а также редизайн и расширение игровых комнат и общественных помещений, осуществленные главным образом Дютру со стороны фасада казино, выходящего на Площадь Казино (Place du Casino).

В 1898–99 Salle Гарнье был реконструирован архитектором Анри Шмитом, главным образом в сценической зоне, чтобы он более подходил для оперных и балетных спектаклей. Однако большая часть оригинального фасада Гарнье и интерьер самого зала остались нетронутыми.

Фасад и балкон Зала Гарнье обращены на юго-восток, к морю.

Перед зданием Оперы Монте-Карло — просторная набережная — терраса со скверами, декоративными водоемами и прочими «малыми формами». Отсюда видно, как гармонично вписывается «Зал Гарнье» в окружающий ландшафт.

Говорят, что «Зал Гарнье» — это Парижская Опера в миниатюре. Очень может быть, поскольку оба здания спроектированы Шарлем Гарнье. В Опере Монте-Карло небольшой зал, на 524 места, но, как пишут, по роскоши интерьера в сочетании с изумительной акустикой ему нет равных. Не случайно здесь состоялись десятки мировых премьер, звучали чуть ли не все выдающиеся голоса XIX–XXI веков. Но для нас, конечно, наиболее интригующим стал «русский след» в истории этого замечательного театра.

В 1954 году в Монте-Карло была открыта мемориальная доска в честь Сергея Дягилева. На ней сделана надпись: «Русские балеты ознаменовали появление большинства шедевров, блеск которых благодаря Ему, Его друзьям и Его сотрудникам отразился на всех Искусствах». В Монте-Карло, кроме этой доски, есть также памятник Дягилеву, улица Дягилева, площадь Дягилева…

В 1911 году, после первых триумфальных «Русских сезонов», Принц Монако Альбер I предложил Сергею Дягилеву возглавить балет Монте-Карло. Дягилев воспользовался этим предложением и создал на базе Оперы Монте-Карло свою постоянную балетную труппу «Русский балет Дягилева», который с блеском гастролировал по многим странам, не забывая и театр в Монте-Карло, где в 1912—1914 гг. состоялись три мировых премьеры новых балетов. Потом был долгий перерыв, связанный с мировой войной и социальными потрясениями в Европе, когда труппа была вынуждена гастролировать в США, в Южной Америке, в Испании… Только в 1922 году «Русский балет Дягилева» вернулся в Монако, где успешно работал до кончины Дягилева в 1929 году. Покровителем «Русского балета» в этот период становится французский аристократ Пьер де Полиньяк, который после женитьбы в 1920 на Шарлотте, внучке Альбера I, получил титул принца. В период 1924—1929 гг. на сцене Оперы Монте-Карло состоялось ещё 8 мировых балетных премьер. В 1930–1960-х годах существовал также «Русский балет Монте-Карло» — в разных интерпретациях и с разными руководителями. В наши дни налажено тесное сотрудничество между Балетом Монте-Карло и Балетом Большого театра России — взаимные постановки и спектакли.

Для пермяков связка «русский балет — Дягилев — Монте-Карло» интересна ещё тем, что Сергей Дягилев — наш земляк. Своё детство и юность (с 1880 по 1890 год) он провёл в Перми, жил у брата отца в родовой усадьбе Дягилевых. Этот дом современники называли «Пермскими Афинами» (сейчас здесь гимназия имени Дягилева и его музей). Здесь по четвергам собиралась городская интеллигенция, музицировали, пели, разыгрывали домашние спектакли, в доме была обширная библиотека. Вероятно, именно эта среда заложила в юного Сергея Дягилева увлечение искусствами — музыкой, живописью, литературой… Кстати, балет в этом ряду был едва ли не на последнем месте, но спустя годы именно благодаря балету Дягилев стал первым в России продюсером (тогда говорили — импрессарио) мирового масштаба. А русский балет благодаря Дягилеву стал мировым брендом.

Но продолжим нашу прогулку.

Это изящное крылечко — вход в ресторан «Buddha Bar»

В Монте-Карло, похоже, каждое уважающее себя заведение имеет кактусовую рощу или хотя бы палисадник.

Горшечная композиция на фоне круизного лайнера. Знак «Собак не выгуливать». Видимо, в ответ они и подрали этот заборчик.

«Небоскребы» на фоне гор

На набережной есть образцы современной скульптуры. Вот эти очаровашки, затёртые местами до блеска — «Адам и Ева». Автор — колумбийский скульптор Фернандо Ботеро (1981).

Мне показалась более интересной вот эта рука с глобусом на пальце. К сожалению, не зафиксировал табличку с названием и автором. В интернете тоже никакой информации не нашёл, видимо, эта скульптура появилась недавно.

Надо сказать, те скульптуры, которые мы увидели в Монако-Вилль и в Монте-Карло — лишь малая доля всей улично-парковой, т. е. общедоступной скульптурной коллекции Монако, насчитывающей более 60 произведений. Скульптуры совершенно разные по стилю и вкусу, их авторы — из многих стран мира. И это не случайность, это — один из элементов государственной культурной политики княжества Монако.

Идём дальше по широкой террасе — набережной Монте-Карло, любуемся городом и нависающими над ним горами, которые, вообще-то, уже Франция.

Наташа нам рассказала, что освоение прибрежной акватории моря продолжается, и не за горами появление нового, одиннажцатого района Монако. Может быть, эти плавучие краны тоже участвуют в освоении?

Все оттенки лазури у набережной Монте-Карло. Можно любоваться до бесконечности.

Возвращаясь к площади Казино, пересекаем то ли рощицу, то ли сквер с диковинными экзотическими растениями. На газонах где-то люди отдыхают, а где-то стоит запрещающий знак (аналог нашего, родного: «По газонам не ходить»).

И вот такой, будничный Монте-Карло совсем рядом с Казино.

Если кто не знает, где найти «Ролекс» — так это вот здесь, левое крыло здания казино «Кафе де Пари».

Всё, наша пешая прогулка по Монте-Карло закончилась, возвращаемся в Ниццу. Какая-то «Мазератти» долго мельтешит перед нами…

Приятно смотреть на улицы — чистые, ухоженные, красивые…

Выезжаем из Монако, движемся в сторону Ниццы.

Наверное, в моих рассказах Монако получился каким-то будничным, приземленным. А у меня ощущение — будто случайно, мимолетно встретился ещё с одной непознанной планетой… Так мало успел увидеть, ещё меньше — понять, но так много пропустил, не заметил, не увидел. Удастся ли когда-нибудь вернуться сюда, чтобы просто сказать: «Здравствуй, Монако» — и долго ходить-бродить по этому крохотному городу-государству, поражаясь бесконечному многообразию его линий, плоскостей, форм и смыслов? Кто знает…

Искренне признательны за эту прогулку Наташе, нашему ангелу-хранителю на Лазурном Берегу.

Источник публикации

Читайте также

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here
Перетащите ползунок, чтобы вставить комментарий