Негласные санкции: наша таможня объявила бой американским товарам

64
Введённых американцами санкций нам, вероятно, оказалось мало. Действуя по принципу “бей своих, чтобы чужие боялись”, таможенники сами закручивают гайки нашим импортерам и буквально блокируют легальные грузы из США, которые едут в Россию.

Что случилось?

С недавних пор американским товарам, приезжающим в Россию, на нашей таможне стали не рады.  Грузы, которые следуют полностью легально и совершенно не относятся к товарам двойного назначения оформляются с трудом и проходят уйму затратных для участников ВЭД процедур. Они попадают под 100% досмотры, полное взвешивание, необоснованные корректировки таможенной стоимости, отбор проб и образцов и прочий пыточный инструментарий от наших таможенных органов. Об этом сообщают профильные СМИ, инсайдеры в Telegram и пользователи форума о таможне.

Официального распоряжения специально кошмарить грузы в ведомство не поступало, однако участники ВЭД пишут о том, что 16 августа вышел общероссийский профиль риска ПР № 11/10000/16082018/91027. Это документ для служебного пользования и в широком доступе его нет. Обычно подобные документы не предвещают ничего хорошего. Если говорить простым языком, он содержит в себе перечень товарных кодов, которые якобы несут потенциальную опасность, для нашей экономики, и поэтому их надо очень “тщательно проверить”, а ещё лучше ввезти в страну как можно дороже, принудительно увеличив таможенную стоимость. О том, как наша таможня это умеет делать можно прочитать в статье Как наша таможня увеличивает цены импортных товаров.

Ловят коды прикрытия со страной происхождения US. Будут и отбор образцов на экспертизу, и расчет обеспечения (без вынесения класс.решения ОТНР по переклассификации товара — с кода прикрытия на правильный код, просто по ориентировке — считаем по ставке до 30-40%). Доплачивайте, выпускайте. Потом — ждите результата экспертизы (хоть месяц — хоть три), по которому — или перезачет платежей (в счет будущих ТО), или подтверждение (класс.решением ОНТР) неверной классификации декларантом — пишет участник ВЭД на форуме.

Человек, далёкий от таможенного дела может не сразу понять о чём идёт речь, поэтому поясню. Существуют в таможенной терминологии два понятия: товары риска и товары прикрытия. Товары риска – это такие товары, по которым больше всего вероятность нарушения таможенного законодательства. Например, при его ввозе не заплатят налоги или провезут этот товар намного дешевле реальной стоимости. Часто это могут быть товары с более высокими пошлинами, или он облагается акцизами. А товары прикрытия – это такие коды товаров, под видом которых могут ехать товары риска. К примеру, участнику ВЭД выгодно ввозить автотранспортное средство как грузовое, а не легковое, т.к. оно не относится к группе подакцизных товаров, и, следовательно, не требует уплаты акциза. В данном случае коды легкового авто могут стать кодами товаров риска, а грузового – кодами товаров прикрытия. И это значит, что все товары, которые едут под этими товарами будут выпускать с особым пристрастием.

Но что же получается в итоге? Страдают от такого подхода больше всех не те, кто нечестно декларирует грузы, а те, кто везёт продукцию легально, и в итоге должен ещё и доплачивать пошлины и налоги, после того, как его товар перекодировали.

Какие американские товары попали под риски?

Перечень кодов ТНВЭД, которые опубликовали участники рынка приведён ниже. Возможно, это перечень не полон, однако это уже достаточно широкий список товаров.

коды тнвэд еаэс http://grosh-blog.ru

Под данный перечень попадают пластмассовые мононити, прутки, стержни, стекловолокно, прочие изделия из стекла, изделия из черных металлов, никеля, алюминия, вольфрама, молибдена, металлокерамика, вакуумные насосы, компрессоры, вентиляторы, вытяжки, автопогрузчики, подъемные устройства (лифты, эскалаторы, конвейеры), бульдозеры, скреперы, токарные и металлорежущие станки, шлифовальные и строгальные станки, моторные транспортные средства для перевозки грузов и другое.

Затронет ли это физических лиц?

Большинство товаров из данного перечня в основном необходимо для нужд промышленности. Хотя косвенно компании наверняка переложат свои затраты на плечи потребителей. Однако интересен другой момент: единственные ли это негласные ограничения?

Дело в том, что 5 августа один из пользователей Facebook опубликовал следующее сообщение. Частный это случай, или уже нет – пока не ясно.

Ребята! Может кто-то сможет взять айпад в Россию из Америки? За деньги!! Отправим по штатам куда нужно! Отправили через FedEx, заплатили 250$, а его на границе отправили обратно.. Мы звонили в интернациональную службу поддержки трижды, и там три разных оператора говорили три разных причины невозможности доставки: 1) не отправляют на физ лицо. Мы предложили поменять адрес на Юр лицо. Когда мы узнали возможный юр. адрес для отправки ответила уже второй оператор: 2) второй оператор сказала что не отправляют до Новгорода. Что можно отправить до СПб или Москвы. Стали на ходу диктовать адрес в Питере, но в самый не подходящий момент оборвалась связь. Перезвонили снова: 3) третий оператор сказала что русская таможня не пускает впринципе технику электронику и айпад летит обратно к нам! Карл! Наконец-то мы узнали причину!.. Мы до сих пор мы не понимаем в чем проблема и почему люксовый сервиз доставки вымотал нам все нервы и забрал кучу времени. При том что в США мы заполнили все бумаги с указанием состава посылки, а точнее все это сделал сотрудник компании FedEx! И никто при приеме не сказал нам что груз запрещённый!…Но видимо отправка в Россию сродни отправке на Луну…

Уже не в первый раз

В рядах участников ВЭД произошедшее уже назвали “Турция 2.0”. Дело в том, что происходящее сегодня очень напоминает то, что творилось в 2015 и 2016 году. Помимо того, что Россия ввела санкции на турецкую продукцию после конфликта вокруг сбитого самолета, грузы даже с разрешенными товарами буквально блокировали на границе, отправляли на 100%-ный досмотр и разворачивали обратно. Была «дана команда» проверять грузы из Турции в максимально жестком режиме. И было не важно, что везли: яблоки, обувь, одежду или стройматериалы. При этом никаких официальных документов, объясняющих подобные действия, не публиковалось.

 

Быркова Екатерина
Экономист, data-журналист

Источник публикации
Читайте также

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here
Перетащите ползунок, чтобы вставить комментарий