Молдавия. Сороки. Крепость и Цыганская гора

138

На север, в Сороки!

Позволю себе напомнить вам о своей добровольной и абсолютно бескорыстной миссии текущего момента — продвигать Молдавию как туристическое направление. Актуальность и оправданность предпринимаемых усилий не вызывает у меня никаких сомнений, ибо сам до недавнего времени считал, что смотреть в этой небольшой стране, ещё не так давно считавшейся частью нашей общей Родины, совершенно нечего. Теперь же мнение имею совершенно иное, диаметрально противоположное первоначальному.

Прозрение моё наступило после путешествия в Княжество Молдова, примечательное тем, что совершёно оно было как минимум в двух параллельных измерениях.

Во-первых, я перемещался в пространстве, совершив 10-ти дневную поездку по территории современной Республики Молдова, и части Румынии, составлявших когда-то вместе единое государство.

То государство, как раз и называемое Княжество Молдова, населённое романскими людьми, имело такую невероятно сложную, запутанную, часто трагичную судьбу, причём, как в предыдущих, так и в последующих своих реинкарнациях, что заставило меня совершить ещё и путешествие во времени. Мне пришлось (не без удовольствия) немного погрузиться в историю этих земель, начав с таинственных, бесследно исчезнувших даков, а далее промчаться через средние века, период Российской Империи и годы советской власти, прямиком в наши дни, когда Молдавия взяла курс на независимое плавание.

Надо сказать, что уплыла Молдавия не так уж и далеко и куда плыть дальше, точно не знает, но самое главное, что всё, что с ней происходит сейчас, и что будет происходить дальше, неразрывно связано с её прошлым.

Не знаю, удалось ли мне вызвать у вас интерес, но, тем не менее, я пишу уже свой четвёртый опус о той поездке по Молдавии и Румынии, и планирую написать ещё несколько, чтобы всё-таки выполнить взятую на себя миссию.

Сегодня мы поедем на север Молдавии, по местным меркам почти на край света, так как от столицы страны до городка Сороки (а именно про этот город и пойдёт речь) целых 160 километров.

Сороки город приграничный, стоит он на одном берегу Днестра, а на другом Цекиновка — село Винницкой области Украины.

Цекиновка так близко, что хорошо видны не только дома и сельскохозяйственные угодья, но и люди, снующие туда-сюда по каким-то своим важным делам.

Обозревать окрестности, как известно, лучше сверху. В Сороках много пригодных для этого мест, но самое лучшее Свеча Благодарения.

Это и церковь, и стела, и памятник, сооруженный в честь всех не доживших до наших дней свидетельств молдавской культуры, и символ единения молдавского народа.

Инициатором строительства башни в виде свечи высотой почти 30 метров был молдавский писатель Ион Друцэ. Лет 30 назад он представил на суд публике новеллу «Бадя Миор» написанную по мотивам народного молдавского эпоса «Миорица». Главный герой эпоса пастух, ставший в итоге господарём молдавского государства. Этот пастух — господарь ставит свечу Господу Богу и просит его сохранить молдавский народ, его культуру и его обычаи.

Мемориальный комплекс, который, кстати, так и называется «Бадя Миор», стоит на самой вершине Бекировой горы, возвышающейся и над городком Сороки, и над украинской Цекиновкой, и над прочим окружающим ландшафтом.

Подняться на вершину горы можно по лестнице, если вы, конечно, готовы преодолеть вверх целых 613 ступеней, но можно и на автомобиле. Если на авто, то удобнее всего это сделать с так называемой Цыганской горы, в которой вы непременно окажетесь, будучи в Сороках. Но дорогу надо знать, меня везли знающие люди, а приезжие могут и заплутать.

Позади каменной башни, той самой Свечи Благодарения, и большого мраморного креста есть смотровая площадка. Открывающиеся оттуда виды изумительны не только буколическими картинками, но и живописными изгибами Днестра.

Это так называемая Сорокинская степь, постепенно переходящая в Приднестровье, непризнанную, но, тем не менее существующую ПМР, куда мы отправимся завтра.

Чудные виды с высоты Свечи Благодарения первая веская причина посетить городок Сороки, первая, но не единственная. Есть ещё как минимум две.

Сначала была крепость

Княжество Молдова чуть ли ни с самого своего рождения была вассальным государством Османской империи. Османы в Молдове не ликвидировали молдавскую знать (как это было в соседних полностью оккупированных землях), но требовали от неё выплаты непомерной дани.

Молдавские государи и бояре, в свою очередь, перекладывали ответственность по выплате дани на своих подданных, и часто, чтобы заслужить поддержку османских покровителей увеличивали размеры поборов до разорительных величин.

Как правило, сменялись молдавские правители с невероятной скоростью, силой и обманом отбирая власть друг у друга. Такая политическая нестабильность была выгодна османским султанам, так как каждый вновь приходящий правитель пытался получить покровительство Османской Империи, обещая всё большие выплаты.

Но были в истории Княжества Молдовы и великие господари, которые не боялись пойти наперекор ненавистным османам и оказывали им военное сопротивление. Самым великим из них был князь Штефан чел Маре -Штефан Великий, который с 1457 года в течение 47 лет героически правил Молдавским Княжеством. Он боролся за независимость княжества, укреплял центральную власть, подавлял боярскую оппозицию, успешно противостоял внешним врагам, в первую очередь Османской Империи.

Без сомнения, его деяния были достаточно велики, раз современная румыно-молдавская общественная мысль выбрала Штефана Великого на роль самого почитаемого исторического персонажа. В этом легко убедится, достаточно проехать по Молдавии и той части Румынии, территория которой входила в состав Княжества Молдова (Яссы, Сучава, Пятро-Нямц). Памятники героическому молдавскому господарю украшают центры большинства муниципий вышеназванных территорий, подобно монументам Ильичу в Советском Союзе.

Этот свой очередной исторический экскурс (не забываем, что путешествуем мы не только в пространстве, но и во времени) я затеял исключительно потому, что именно князь Штефан Великий инициатор создания так называемого «каменного пояса Молдавии» — системы из 9 каменных крепостей, раскиданных по территории Княжества Молдовы.

Пять из них были заложены на Днестре, самые известные из которых — Хотинская и Белгород -Днестровская — ныне находятся на территории Украины. Их я не видел, и вряд ли увижу в ближайшее время, а вот Бендерскую крепость и крепость Сорокскую посетил, и этому обстоятельству чрезвычайно рад.

Крепость Сараки (именно так она называлась изначально) Штефан Великий заложил у переправы через Днестр в 1499 году, но тогда она была ещё деревянной. В камне же крепость отстроил сын Штефана Пётр Рареш в 1543–46 годах.

Меня привезли к Сорокской крепости часа в три дня в понедельник. Это была индивидуальная экскурсия с гидом Ириной Мироник, присутствующей здесь на Туристере, которой я уже делал рекламу и позволю себе сделать это ещё раз (бескорыстно и от души).

Ну, вот смотрите, по случаю выходного дня, приходящегося как раз на понедельник, массивная дверь Сорокской крепости была закрыта на засов. В любом другом случае, пришлось бы мне уйти восвояси, утешившись фотографиями крепости сделанными снаружи. Но по просьбе Ирины, через несколько минут к крепости на велосипеде подъехал её смотритель по имени Николай Булат. Более компетентного человека по истории Сорокской крепости, уверен, не существует, ведь он профессиональный историк и проработал на этом объекте не один десяток лет. Специально для меня ворота крепости были открыты, и в сопровождении двух знатоков местной истории я получил шикарный экскурсионный эксклюзив.

Чем уникальна Сорокская крепость, так это тем, что сохранилась она практически в том первозданном каменном виде, как при Петре Рареше.

Дело в том, что князь Молдовы Рареш, не был таким отъявленным героем как его великий отец, и сразу объявил себя вассалом Османской Империи. Считается, что поступил он так намеренно, затаившись, что бы в нужный момент нанести по османам внезапный удар. В любом случае, построенная при нём Сорокская крепость в серьёзных сражениях не участвовала и тем самым сохранилась до наших дней.

Хотя было одно значительное сражение из жизни Сорокской крепости. Случилось это в 1692 году, когда цитаделью владели поляки. Две недели 1200 польских солдат успешно отражали атаки турок, нанеся атакующим войскам серьёзные потери и в итоге заставили их отступить. Оставили поляки крепость только в 1699 году по условиям Карловицкого мира.

Какой архитектор строил крепость точно неизвестно, но скорее всего какой-то европеец, может даже британец. Слишком соответствует она своим обликом стандартам британской замковой архитектуры, другие же находят сходство Сорокской крепости с крепостями Апеннинского полуострова.

Сорокская крепость имеет круглую форму диаметром в 37,5 метров, высотой стен в 25 метров. На одинаковом расстоянии по стенам крепости расположились пять башен, четыре из которых круглые и одна квадратная.

Через квадратную башню оборудован вход, перекрываемый двумя воротами и решёткой.

Пол крепости поднят на два метра над землёй, это защита и от влаги и от огня вражеских орудий. Как известно, по тактике взятия крепостей того времени нападающие обычно обстреливали основание крепости в надежде пробить ядрами в стене проём, через который потом попытается ворваться пехота. А так два дополнительных метра высоты делали подобную схему приступа не выполнимой.

Каменные стены очень прочные — 3 метра шириной. На первом ярусе по внутреннему периметру были оборудованы погреба для хранения пороха и ядер, а также склады для съестных припасов.

На втором ярусе были размещены казармы. В верхней части крепости, как и полагается, присутствуют бойницы для обстрела неприятеля.

На территории крепости можно увидеть колодец, вернее даже два.

Второй (тот который круглый) вырыли поляки во время той своей героической обороны.

Существует несколько версий названия крепости, давшей впоследствии имя и городу, постепенно образовавшемуся вокруг неё. Понятное дело, сразу приходит на ум соответствующая птица или число 40. Более изобретательные версии опираются на существительное «soroc», которое означало срок воинской службы в крепостях или время участия в строительстве цитаделей.

Но основной, специалисты считают версию с названием «Сараки» видоизменённое потом на «Сороки», то бишь «Сиротская» или «Бедняцкая», вроде как из-за того, что при крепости селились беженцы. Но как там было на самом деле, очевидно, не знает никто.

В заключение представления Сорокской крепости, имею желание вставить ещё один исторический абзац, переместившись для этого в июль 1711 года. Речь пойдёт о так называемом Прутском походе Петра I против Османской Империи. Памятен этот поход не победой российских войск, а напротив тяжёлым их поражением, в результате которого Россия отдала туркам Азов, что позволило им какое-то время полностью контролировать Чёрное море.

Но, выделил я эту военную компанию, потому что она стала первой, в которой Россия и Молдова выступили вместе как союзники. Поход случился после разгрома шведов под Полтавой 1709 года. Тогда Карл ХII бежал на территорию Османской Империи, нынешнею ПМР, и стал лагерем около Бендеровской крепости. Он два года настраивал турецкого султана против России, в результате чего турки объявили России войну.

Русского царя, в свою очередь, на эту войну со стороны Молдовы подначил князь Димитрие Кантемир. Интересно то, что за год до этого на княжение в Молдове Димитрие Кантемира поставил сам турецкий султан. Он считал его своим человеком, так как Димитрие Кантемир большую часть своей жизни прожил в Константинополе, хоть и в качестве заложника, но, как говорится на широкую ногу. У него там был собственный дворец, он участвовал в светской жизни великой столицы и обзавелся полезными связями, позволившими ему, в конце концов, добиться молдавского престола.

Однако, по прибытии на родину князь Кантемир поспешил направить Петру I посольство, которому в апреле 1711 года русский царь дал Луцкий диплом, означавший принятие Молдавии под покровительство России. Российская Империя обещала защищать княжество, возвратить ему отнятые турками земли.

Итак, противниками с одной стороны выступила российская армия и молдавский корпус, общей численностью 86 тысяч человек, с другой османское войско и их извечные союзники — войско Крымского ханства, общей численностью 190 тысяч человек. Пётр I лично командовал тем переходом, переправив армию через Днестр в стороне от крепости Сороки (в той компании крепость принимала участие исключительно как главная тыловая база).

Прутский поход продолжался менее недели, прямых военных столкновений практически не было, но российские войска понесли колоссальные потери, фактически погибнув от жажды.

В то лето стояла засуха. Русская армия страдала от жары, жажды и голода, тем более что до Молдавии пришлось добираться через малонаселенные в то время степи южной Украины. Потери армии Пётра I составили 37 тысяч человек, из которых в бою было убито только 5 тысяч. Вот такая вот печальная страница в истории нашей страны.

Цыганская гора

В каждом своём рассказе из Молдавии я стараюсь добавить немного этнического. В этот раз за этническое отвечают цыгане. Ведь не случайно городок Сороки называют цыганской столицей Молдавии.

Да что там Молдавии, этот городок когда-то считался (слышал про это, но в правдивости этого утверждения не уверен) цыганской столицей Российской Империи, а потом и СССР.

Говорят, что там живёт некий человек, называющий себя цыганским бароном всея Молдовы. В отличие от президента Молдавии Игоря Додона и башкана Гагаузии Ирины Влах, цыганского барона лично я не видел, только по телику в одной из серий «Орла и Решки», или в интервью с ним, найденным в интернете.

Зовут его Арур Черарь, второй в династии цыганских баронов Черарь после своего отца Мирчи Черарь, ставшего бароном в 1969 году.

Я проходил мимо его дома, ворота были открыты, но официального приглашения я не имел, а без оного, да ещё к таким людям, не комильфо.

Однако, говорят, что цыгане охотно приглашают в гости блуждающих по улицам цыганской горы туристов, желая через них показать свои дворцы миру. Да видно мне была не судьба. А может оно и к лучшему.

Есть такая легенда, что компактное проживание цыган в этом месте связано с именем Штефана Великого. Что, в одном из его походов может на турок, а может и на поляков (с ними молдавский князь также активно воевал) его войско испытало недостаток вооружения. И в тот раз на помощь ему пришли именно цыгане, как известно, знатные кузнецы. Они выковали необходимое войску количество стрел и копий, и чего-то там ещё. Князь Штефан Великий в том походе победил, а в знак благодарности подарил цыганам холм над Днестром, ныне известный как Цыганская гора.

Наверное, это миф, желание приобщится к славе великой личности, а может неплохой маркетинговый ход. Но гора над Днестром есть, а на горе есть цыгане. Это факт, с которым не поспоришь.

Что меня ещё удивляет, почему городок Сороки именуется цыганской столицей, тут не совсем всё понятно. Ведь доля цыган в населении города никогда не превышала трёх процентов. В начале 20-го века в Сороках проживало много евреев (почти половина), сейчас евреев нет, зато много молдаван, украинцев и русских, но по-прежнему этот город ассоциируется именно с цыганами.

Есть такая версия, что дело не в количестве, а в качестве, если конечно, такие термины применимы к людям. Считается, что селится на холме, дарованном великим молдавским князем, могла только цыганская аристократия. Как раз те самые бароны и равные им по статусу цыгане. Ну что же, возможно, такая версия вполне логична.

Аристократия, хоть даже и цыганская, должна жить во дворцах, и они в Сороках есть.

Да ещё какие, невероятно огромные, многие похожие на всемирно известные архитектурные шедевры.

Но роскоши, благополучия, красоты, да даже чистоты и уюта вы здесь не найдёте.

Торжество цыганского китча, аляповатые дворцы, стоящие на грязных неухоженных улицах, кажутся пустыми, или ещё не заселёнными или уже заброшенными.

Может во времена СССР или даже в 90-е годы они своим видом внушали почёт и уважение к их владельцам, но сейчас смотрятся скорее жалко и убого, чем величественно и роскошно. Рядом с недостроенными дворцами присутствуют совсем уж скромненькие домишки, скорее всего в них реально и проживают многочисленные цыганские семьи.

А дворцы вроде как строятся, кажется, уже десятилетия.

Несмотря на то, что выглядят строения цыганской горы совсем не так роскошно, как задумывались, видно, что деньги в них вложены немалые. И люди здесь живут всё-таки не бедные. Откуда деньги?

Да разве мы не знаем, как зарабатываются цыганские деньги. Способы их заработка даже «относительно честными» не назовёшь. Большё частью сплошной криминал: и воровство, и попрошайничество, и скупка краденного, и наркоторговля. Кто-то писал, что шли в своё время в Сороки деньги, от поставок трикотажа фирмы «Черарь» барона Мирчи Чераря, а потом бизнес не выдержал конкуренции с челноками с их товаром из Китая и Турции. Может и так.

В любом случае, это хороший предлог закончить рассказ из городка Сороки более-менее позитивно. Не забываем про мою важную миссию — рекламировать Молдавию для потенциальных туристов. Не прощаюсь, следующий рассказ будет из Приднестровской молдавской республики. Надо бы разобраться, что там, да как.

начало ранее

Источник публикации

Читайте также

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here
Перетащите ползунок, чтобы вставить комментарий