Как выглядели рабочие эскизы к советским мультфильмам

1

Более 80 лет мультипликационная студия «Союзмультфильм» радует нас своими творениями. Персонажи, которые подарила нам эта студия знакомы нам с пеленок. Мы все выросли на этих мультфильмах. Ждали их каждый день в «Спокойных ночах», подчеркивали в программках чтобы не пропустить на каникулах или выходных.
Как выглядели рабочие эскизы к советским мультфильмам

А хотите увидеть как выглядели эскизы к популярнейшим мультфильмам тех лет?

«Трое из Простоквашино»

Как выглядели рабочие эскизы к советским мультфильмам

Полюбившийся мультфильм, который по популярности превзошёл литературную основу. Героев первой серии придумал студийный художник Николай Ерыкалов, вторым художником фильма был Левон Хачатрян, иллюстрировавший журналы «Пионер», «Работница», «Огонек», а также создававший политические карикатуры в «Советской России» и «Известиях». Вот как изначально выглядели полюбившиеся персонажи

Как выглядели рабочие эскизы к советским мультфильмам

Как выглядели рабочие эскизы к советским мультфильмам

А вот как выглядела раскадровка к фильму

Как выглядели рабочие эскизы к советским мультфильмам

Во второй и третьей частях дядю Федора и его друзей рисовал Аркадий Шер — художник, работавший с Владимиром Поповым над лучшими его фильмами. Шер рассказывал, что он хотел бы сделать персонажей совсем другими, но далеко от первого мультфильма уйти не мог

Как выглядели рабочие эскизы к советским мультфильмам

Ну, погоди!

Как выглядели рабочие эскизы к советским мультфильмам

Лохматый парень с гитарой за спиной, в клешеных штанах и рубашке навыпуск и маленький, но хитрый пакостник. Волк и Заяц. Лучший мультипликационный дуэт за всю историю «Союзмультфильма»

Как выглядели рабочие эскизы к советским мультфильмам

«Заяц у меня сразу получился, — рассказывал В. Котёночкин, — с голубыми глазками, розовыми щечками, вообще очень положительный»

Как выглядели рабочие эскизы к советским мультфильмам

«А Волк долго не удавался. Потом на улице я увидел парня, прислонившегося к стене дома. У него были длинные черные волосы, к толстым губам прилипла сигарета, животик вывалился, и я понял, что именно таким должен был Волк»

Как выглядели рабочие эскизы к советским мультфильмам

Котёночкин хотел, чтобы Волка озвучивал Высоцкий, делал пробы его голоса с хрипотцой. Но не вышло. В качестве привета Высоцкому в первой серии Волк насвистывает мелодию песни «Вертикаль» («Если друг оказался вдруг…») — когда лезет по канату к Зайцу

Как выглядели рабочие эскизы к советским мультфильмам

«Никто из создателей «Ну, погоди!» не думал, что мультфильм станет таким популярным, — рассказывал Александр Курляндский. — Мы, авторы первого выпуска — Камов, Хайт и я, помню, все время гадали, на какой серии все это закончится: на третьей, на пятой, на седьмой? Потом в «Союзмультфильм» стали приходить мешки писем от детворы с просьбами о продолжении. Особенно запомнилось одно письмо, в котором ребенок просил Котеночкина снимать «Ну, погоди!» бесконечно»

Как выглядели рабочие эскизы к советским мультфильмам

38 попугаев

Как выглядели рабочие эскизы к советским мультфильмам

Режиссера Ивана Уфимцева в сказке «38 попугаев», которую на студию «Союзмультфильм» принес писатель Григорий Остер, зацепил диалог Мартышки и Удава: «А куда ты ползешь?» — «Сюда, сюда ползу».

Как выглядели рабочие эскизы к советским мультфильмам

Персонажей разрабатывал художник Леонид Шварцман, который потом признался, что дольше всего работал над Удавом: ходил в зоопарк, рисовал неприятных ему змей и часами пытался придать им человеческие черты. Ключом к успеху стали веснушки, приподнятые брови и удлиненная голова. Ромашки на чешую Удаву добавили, чтобы его не так боялись дети

Как выглядели рабочие эскизы к советским мультфильмам

Бременские музыканты

Как выглядели рабочие эскизы к советским мультфильмам

Идея создать этот мультфильм пришла создателям внезапно и совершенно спонтанно. Молодые, никому не известные композитор Геннадий Гладков, поэт Юрий Энтин и режиссёр Инесса Ковалевская решили сделать мультипликационный мюзикл для детей. Сценарий написали быстро и тут же понесли на студию «Союзмультфильм». Принесли его в пятницу, а уже в понедельник мультфильм запустили в производство. С таких неказистых зарисовок рождался фильм. Художник Макс Жеребчевский предложил такой вариант главных героев — Трубадура

Как выглядели рабочие эскизы к советским мультфильмам

и Принцессы

Как выглядели рабочие эскизы к советским мультфильмам

В черновом варианте все герои мультфильма выглядели более чем прилично. Принцесса в пышных кружевах, Трубадур в шутовском колпаке, вычурные дворцовые палаты. Но это не устраивало режиссёра. По её мнению, они были совершенно не созвучны ни музыке, ни жанру фильма. Члены художественного совета были также удивительно единодушны во мнении, что данные персонажи не соответствуют сценарию, а особенно музыке

В итоге образ Трубадура взяли из какого-то зарубежного журнала

Как выглядели рабочие эскизы к советским мультфильмам

В этом же журнале режиссёр подглядела и девочку в коротком красном платьице, решили из нее сделать Принцессу. Хотя Ю. Энтин утверждает, что Прототипом образа принцессы стала его супруга, Марина, и ее красное платье. «То самое красное платье, которое вы видите в мультфильме, я купил Марине за 40 рублей. В нем она и была на свадьбе. А Гладков и Ливанов были нашими свидетелями»

Как выглядели рабочие эскизы к советским мультфильмам

Как выглядели рабочие эскизы к советским мультфильмам

Винни Пух

Как выглядели рабочие эскизы к советским мультфильмам

Режиссер Федор Хитрук до создания своего «Винни-Пуха» в 1969 году не видел знаменитой диснеевской версии, вышедшей тремя годами раньше и в качестве материала использовал только книгу Алана Милна. Хитрук сознательно отказался от владельца медвежонка Кристофера Робина. Присутствие мальчика подчеркивало игрушечность других обитателей леса

Как выглядели рабочие эскизы к советским мультфильмам

А вот характерная походка медвежонка, иноходь (куда движется левая нога, туда движется и левая рука) — это случайность, результат мультипликационной ошибки, которая придала персонажу дополнительного шарма

Как выглядели рабочие эскизы к советским мультфильмам

Советские чиновники отказались покупать права на экранизацию книги Милна, что сделало советского Винни-Пуха невыездным. Он не мог попасть ни на один фестиваль мира

Как выглядели рабочие эскизы к советским мультфильмам

Чебурашка и крокодил Гена

Как выглядели рабочие эскизы к советским мультфильмам

Однажды режиссёр Роман Качанов в гостях у сценариста Аджубея увидел, что дети увлеченно читают книжку. Это был «Крокодил Гена и его друзья» Успенского. На следующий день он купил в магазине такую же книжку, принес ее на «Союзмультфильм» и сказал: «Все, делаем по ней фильм»

Как выглядели рабочие эскизы к советским мультфильмам

Вот как рассказывает о процессе создания Леонид Шварцман:»Крокодил у меня получился довольно быстро. В сценарии было написано: «Крокодил работал в зоопарке крокодилом. И когда кончался рабочий день и звонил звонок, он надевал свой пиджак, шляпу, брал трубку и уходил домой». Этого было достаточно, чтобы у меня сложился образ джентльмена с бабочкой и белой манишкой»

Как выглядели рабочие эскизы к советским мультфильмам

С Шапокляк тоже все вышло просто. Шапокляк — это, как известно, название складного цилиндра. Это XIX век, и отсюда пошло все остальное: черное строгое платье, жабо, белые кружевные манжеты, туфельки-лодочки на каблучках. Поскольку она — шкодливая такая бабка, Шварцман сделал ей длинный нос, розовенькие щечки и выдающийся подбородок. А седые волосы и пучок позаимствовал у своей тещи

Как выглядели рабочие эскизы к советским мультфильмам

«Пять месяцев — подготовительный период на фильм, и половину всего этого времени я провозился с Чебурашкой. — Продолжает Леонид Шварцман. — Глаза ему сразу сделал детские, удивленные, человеческие. Хоть и большие, но не «как у филина». У Успенского же в «предисловии, которое не обязательно читать», сказано: «Когда я был маленьким, мне родители подарили игрушку: пушистую, лохматую, маленькую. С большими глазами, как у филина. С круглой заячьей головой и маленьким хвостиком, как у медведя». Все. О больших ушах ни слова.
Начал я рисовать Чебурашке уши: сначала наверху, потом они постепенно стали сползать и увеличиваться. Ко мне регулярно приходил Качанов, я показывал наброски, мы их обсуждали, спорили, он выражал свои пожелания, я перерисовывал. Благодаря таким совместным усилиям и возник окончательный эскиз. На нем, правда, у Чебурашки еще есть медвежий хвостик, который потом сильно уменьшили. И ножки поначалу были подлиннее, но Норштейн посоветовал сделать их маленькими, как сейчас. После создания эскиза в цвете я сделал чертеж, а мастера-кукольники изготовили Чебурашку, и он зажил своей жизнью»

Как выглядели рабочие эскизы к советским мультфильмам

Малыш и Карлсон

Как выглядели рабочие эскизы к советским мультфильмам

В 1968 году вышли два первых мультфильма о Карлсоне: один в Чехословакии, а другой — в СССР. Мужчине в самом расцвете сил повезло больше, чем Винни-Пуху: права на экранизацию были приобретены официально. Астрид Линдгрен, кстати, была в восторге от картины, особенно от голоса Карлсона. Во время визита в Москву она настояла на встрече с озвучивавшим его Василием Ливановым

Как выглядели рабочие эскизы к советским мультфильмам

После просмотра эскизов Ливанов заметил, что его герой похож на режиссера Григория Рошаля, поэтому он не просто озвучивал персонажа, а создавал пародию на конкретного человека. А вот в роли Фрекен Бок режиссер Борис Степанцев видел только Фаину Раневскую, но актриса долго не соглашалась. Ее обижало внешнее сходство с героиней. В итоге она взялась за роль, но выгнала режиссера из студии во время озвучания, заявив, что лучше знает, как все делать. Впрочем, последнюю фразу Фрекен Бок «Милый, милый!» пришлось произносить редактору, потому что Раневской не понравилась пародийная перекличка с фильмом «Весна»

Как выглядели рабочие эскизы к советским мультфильмам

Приключения кота Леопольда

Как выглядели рабочие эскизы к советским мультфильмам

Этот мультфильм родился на другой мультстудии — «Творческое объединение Экран». Создан он был на волне успеха «Ну, погоди!»

Как выглядели рабочие эскизы к советским мультфильмам

Резников рассказал Хайту свою идею про интеллигентного кота, который рисует, слушает «Полонез Огинского» и которому досаждают мыши

Как выглядели рабочие эскизы к советским мультфильмам

«Мы сразу уцепились за идею перевертыша — не кот за мышами бегает, а наоборот, — вспоминает Резников. — Впервые в мультипликации появился интеллигентный кот, который может расправиться с мышами, но не хочет, как бы они ему ни пакостили. Но одного этого было недостаточно, нужна была идея. И я придумал ее: нет альтернативы миру. Мы очень долго размышляли над тем, как ее показать, и наконец появилась фраза «Ребята, давайте жить дружно!». Она родилась из необходимости, а стала репризой фильма»

Как выглядели рабочие эскизы к советским мультфильмам

Маугли

Как выглядели рабочие эскизы к советским мультфильмам

«Маугли» Романа Давыдова вышел в 1967 году, практически одновременно с диснеевской версией книги Редьярда Киплинга, однако кардинально отличался от американского собрата

Как выглядели рабочие эскизы к советским мультфильмам

Во время создания фильма Давыдов заставлял мультипликаторов вживаться в образы животных, «влезать в их шкуру и ощущать те мышцы, которые должны шевелить хвост». «У вас есть дома кошка? Смотрите, изучайте ее», — говорил режиссер аниматорам, создававшим движения Багиры

Как выглядели рабочие эскизы к советским мультфильмам

Для некоторых сцен фильма мультипликаторы вдохновлялись эпизодами программы «В мире животных». Благодаря этой подготовительной работе звери в «Маугли» получились очень реалистичными по манере и движениям, но при этом создателям удалось наделить их человеческими чертами

Как выглядели рабочие эскизы к советским мультфильмам

Каникулы Бонифация

Как выглядели рабочие эскизы к советским мультфильмам

«Каникулы Бонифация» своим появлением обязаны случаю. Проводя уборку на студии, режиссер Федор Хитрук нашел в одном из ящиков пару листков машинописного текста и, прежде чем выкинуть их, увидел фразу «Подумать только, — удивился директор цирка, — я и забыл, что у львов тоже бывают бабушки!» Так Хитрук заразился идеей нового фильма о льве-циркаче

Как выглядели рабочие эскизы к советским мультфильмам

Особенным Бонифаций стал благодаря художнику Сергею Алимову. Тот наградил персонажа живой гривой, у которой не было жесткого замкнутого контура. Эту гриву целая группа специалистов в каждой сцене создавала с помощью губок

Как выглядели рабочие эскизы к советским мультфильмам

Ежик в тумане

Как выглядели рабочие эскизы к советским мультфильмам

Мультфильм про заблудившегося в тумане ежика, получивший более 35 наград, сделали девять человек, причем трое из них были актерами озвучания. Образ Ежика появился не за один день. Жена Норштейна художница Франческа Ярбусова сделала большое количество эскизов, но ни один из них не нравился режиссеру. «Франческа перерисовала множество Ежиков, и однажды все дошло до такого раскаления! Я кричал: „Он должен появиться на 1/12 секунды и отпечататься! Профиль должен быть абсолютно четкий, ясный!“ И вот после всех этих страшных криков, сердечных капель она вдруг села и нарисовала», — так Норштейн описывает историю появления своего героя. Франческа Ярбусова рассказывала, что в какой-то момент она сложила отдельные части тела, нарисованные на целлулоиде, и Ежик ожил. Самым важным в этом момент было не сдуть получившийся образ

Возвращение блудного попугая

Как выглядели рабочие эскизы к советским мультфильмам

Хорошо известного и полюбившегося зрителям попугая придумал писатель Александр Курляндский. Графическому исполнению Кеша обязан художнику-аниматору Анатолию Савченко, из-под пера которого вышел и живущий на крыше Карлсон

Как выглядели рабочие эскизы к советским мультфильмам

Изначально образ попугая Кеши был несколько другим

Как выглядели рабочие эскизы к советским мультфильмам

Режиссером стал Валентин Караваев, который и начал мультипликационный сериал «Возвращение блудного попугая». Именно Караваеву Кеша во многом обязан свалившейся на него популярностью. Вторую серию эпопеи о приключениях Кеши снимал уже Александр Давыдов. Даром, что именно она завоевала «Нику»: Курляндский спорил с режиссером до хрипоты, упоминая в интервью, что таких человеческих отношений, какие были с Валентином Караваевым, у него не будет уже, видимо, никогда

Как выглядели рабочие эскизы к советским мультфильмам

Приключения домовёнка

Как выглядели рабочие эскизы к советским мультфильмам

Как выглядели рабочие эскизы к советским мультфильмам

Котёнок по имени Гав

Как выглядели рабочие эскизы к советским мультфильмам

Как выглядели рабочие эскизы к советским мультфильмам

Фильм! Фильм! Фильм!

Как выглядели рабочие эскизы к советским мультфильмам

Как выглядели рабочие эскизы к советским мультфильмам

Снежная королева

Как выглядели рабочие эскизы к советским мультфильмам

Как выглядели рабочие эскизы к советским мультфильмам

Как выглядели рабочие эскизы к советским мультфильмам

Как выглядели рабочие эскизы к советским мультфильмам

Приключения Чиполлино

Как выглядели рабочие эскизы к советским мультфильмам

Как выглядели рабочие эскизы к советским мультфильмам

Как выглядели рабочие эскизы к советским мультфильмам

«Шайбу! Шайбу!

Как выглядели рабочие эскизы к советским мультфильмам

Как выглядели рабочие эскизы к советским мультфильмам

Как выглядели рабочие эскизы к советским мультфильмам

Как выглядели рабочие эскизы к советским мультфильмам

Баба-Яга против

Как выглядели рабочие эскизы к советским мультфильмам

Как выглядели рабочие эскизы к советским мультфильмам

Первый автограф

Как выглядели рабочие эскизы к советским мультфильмам

Как выглядели рабочие эскизы к советским мультфильмам

Салют, Олимпиада

Как выглядели рабочие эскизы к советским мультфильмам

Источник


Источник публикации