Как наша таможня увеличивает цены импортных товаров?

17

Я лучше знаю, за сколько вы это купили

В таможенном деле (и это мировая практика) есть такое понятие, как индекс таможенной стоимости. Некая средняя величина, рассчитанная из стоимости уже привезенных и растаможенных партий товаров, от которой таможенники «пляшут», оформляя товар в очередной раз. Если стоимость товара, заявленная компанией, вызывает у таможенников подозрение, они могут сами изменить ее до величин, которые посчитают справедливыми.

Так что даже если импортер предполагал привезти школьные тетрадки по 20 центов за штуку, слово таможни в 30 центов может стать последним. А дальше, проходя весь тернистый путь от поставщика к конечному потребителю, тетрадь будет стоить не 80 центов, как могла бы, а доллар, или даже $1,2. И все потому, что импортер не захотел тратить время на работу с таможней, вдаваться в извилистые нюансы законодательства или обращаться за профессиональной помощью к таможенному представителю. В итоге далеко не всегда удается обоснованно подтвердить справедливость своей цены. Главный риск недостаточно хорошо подготовленных документов кроется в том, что откорректировать таможенную стоимость таможенники могут в течение пяти лет после выпуска.

Я лучше знаю, из чего это сделано и зачем оно вам нужно

Другой трамплин, где цена может взлететь по желанию таможенных органов и даже просто конкретного таможенного инспектора, − классификация товаров. Одно слово в описании продукта, которое подается таможне, может предопределить пошлину, с которой таможня товар выпустит. Классификация товаров в соответствии с кодами товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) – хитрая наука, и далеко не все специалисты в этой области в совершенстве владеют навыком правильно и выгодно для импортера определять код.

Иногда пошлина зависит даже не от состава товара, не от его физических свойств, а от того, в какой области он будет применяться. Если импортный станок для очистки и лущения орехов везется для линии, работающей с лесными орехами, то импортная пошлина будет нулевой. Но если тот же станок предназначается для производства, где работают с арахисом, то пошлина составит 5%. А чтобы оформиться под 0%, надо доказать таможне, что рядом с этим заводом даже мимо не проезжала фура с арахисом, а все сплошь лесные орехи. Грамотно и правильно составленная документация решает всё, и от этого в конечном счете будет зависеть цена товара на полке.

Я знаю, что с наклейкой – безопаснее

Пункт, от которого никуда не денешься. Даже хороший таможенный представитель, даже самый матерый импортер здесь никак не сможет сэкономить. Таможня требует наличие маркировки EAC на каждой индивидуальной упаковке товара – помаде, телефоне, телевизоре.

Словом, на всём, на что требуется предоставление разрешительной документации – деклараций соответствия тех регламентам Таможенного союза – а это очень обширный перечень товаров.

Эта маркировка говорит о соответствии характеристик товара техрегламенту, о его безопасности. Штука в том, что документы, которые подаются на таможню в момент ввоза, и так говорят о безопасности товара и соответствии его заданным критериям. Но в силу причин, не поддающихся обывательской логике, таможня требует именно наличие значка. А стоимость стикера составляет примерно 1 евро – маркировать товары нужно до ввоза, то есть за рубежом.

Другое дело, что в этом вопросе лучше не пытаться сэкономить и надеяться на то, что «и так сойдет». Был случай, когда один клиент не послушал своего таможенного представителя и не проверил перед отправкой в Россию товар на наличие наклеек EAC. В итоге попал на штраф в 500 тыс. рублей, заплатил за хранение на складе (а расценки там крайне кусачие, если груз помещается на склад из-за дела об административном правонарушении). Кто будет платить за ошибки импортера? Тот, кто его товаром будет пользоваться.

Я ничего не знаю о простоях

Пробки на границе, поломки таможенного оборудования, сбои в системе, отсутствие на конкретном таможенном посту необходимых приборов и инструментов для проверки транспортных средств – всё это тоже увеличивает стоимость товаров для потребителей, поскольку влечет за собой простои. День простоя машины обходится в 100-200 евро. Кто будет платить – зависит от того, как составлен договор. Но в любом случае, косвенно эти затраты сказываются на нас как на потребителях.

С полным основанием можно утверждать, что каждая лишняя минута, которую транспортное средство провело на границе, − дополнительная копейка к стоимости товара.

В июле в информационных системах Федеральной таможенной службы случится масштабный сбой из-за жары: сервера перегрелись, проблемы с таможенным оформлением наблюдались по всей стране в течение двух недель. По неофициальным данным, потери от случившегося составили от 5 млрд до 10 млрд рублей. Очевидно, это целиком и полностью – проблема бизнеса, а значит, и потребителей, с которыми поставщики разделяют эти затраты.

Я ничего не знаю, но хочу немного зелени

Коррупция никуда не делась. При этом речь не идет об откровенной контрабанде или ввозе сомнительных товаров с подозрительными сертификатами за «вознаграждение». Это могут быть «бонусы» за… хм.. сервис. Например, за первоочередное оформление: когда на границу приходит скоропорт, который нужно выпустить побыстрее, но граница стоит. Или за возможность-таки провезти товар по стоимости значительно ниже установленного индекса (для таких партий, «ниже риска», есть небольшой зазор, своеобразная квота). И «благодарности», которые кладутся в карман досмотровых, тоже закладываются в стоимость таможенного оформления, а значит – и в стоимость товара для потребителя.

Сэкономить на таможенном оформлении нельзя. Но сделать его экономным – реально. Кто-то сам разбирается во всех нюансах и как книжный червь изучает хитрости законов и кодексов, а кто-то обращается к профессионалам. Так или иначе стальные нервы и непробиваемые намерения помогут не платить лишнего.

Источник публикации

Читайте также

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here
Перетащите ползунок, чтобы вставить комментарий